Понятие научного метода ,классификация методов научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:13, реферат

Описание работы

Метод (греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.
Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.

Содержание

Содержание
1.понятие методы научного познания…………………………………..3
2.классификация методов научного познания……………………….…5
1) 1 классификация……………………………………………………. 5
2) 2 классификация …………………………………………………….8
Список литературы ……………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

реферат по ксе.docx

— 173.56 Кб (Скачать)

     2. Всесторонность — принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Требования:

  • вычленение предмета исследования и проведение его границ;
  • его целостное «многоаспектное» рассмотрение;
  • изучение в чистом виде каждой из сторон предмета;
  • осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон;
  • вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

     Принцип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом системности.

     3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе). На основе этой категории развертывается диалектический принцип конкретности:, требования:

  • вывести» данное явление из его субстанциональногo признака (главной, существенной стороны) и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое;
  • проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях;
  • учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;
  • выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;
  • рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

     4. Историзм — философский, - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Требования:

  • изучение настоящего, современного состояния предмета исследования;
  • реконструкция прошлого — рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;
  • предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

     5. Противоречия принцип — основа реальные противоречия вещей. Требования:

  • выявление предметного противоречия;
  • всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия;
  • исследование другой противоположности;
  • рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них;
  • определение места противоречия в системе других противоречий предмета;
  • прослеживание этапов развития данного противоречия;
  • анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения.

     Диалектические  противоречия в мышлении, отражающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены законами формальной логики.

     При неверной реализации и применении принципов  диалектики возможны отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений.

  • объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах);
  • односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета;
  • игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;
  • абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;
  • некритическое его рассмотрение;
  • модернизация или архаизация прошлого;
  • отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим;
  • понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.

     6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сводится к следующим основным положениям:

     1. Основа жизни общества — общественное  бытие людей («индустрия», материальное  производство, экономика, труд).

     2. Общественное сознание вторично, производно от общественного  бытия и обусловлено последним  не прямо и непосредственно,  а очень опосредованно и лишь  в конечном счете.

     3. Общественное сознание получает  относительную самостоятельность,  т. е. развивается по своим  собственным законам, и оказывает  обратное активное воздействие  на развитие общественного бытия.

     4. Развитие общества есть естественный  поступательный процесс развертывания  общественно-экономических формаций, который совершается по объективным  законам.

     5. Реальная история есть результат  деятельности людей в различных  ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации  и т. п.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В.Константинов М.

    2. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений.

    3. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. Гносеологический анализ

Информация о работе Понятие научного метода ,классификация методов научного познания