Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:13, реферат
Метод (греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.
Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Содержание
1.понятие методы научного познания…………………………………..3
2.классификация методов научного познания……………………….…5
1) 1 классификация……………………………………………………. 5
2) 2 классификация …………………………………………………….8
Список литературы ……………………………………………………..14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОЛЖСКИЙ
ФИЛИАЛ МОСКОВСКО-АВТОМОБИЛЬНО ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
Реферат
на тему : « понятие научного метода
,классификация методов
Выполнил : студентка 2-го курса
Группы эут-10
Михайлова
К.А.
Чебоксары
2011.
Содержание
1.понятие методы научного познания…………………………………..3
2.классификация
методов научного познания……………
1) 1 классификация……………………………………………
2) 2 классификация …………………………………………
Список
литературы ……………………………………………………..14
Понятие метода научного познания
Методы научного познания включают в себя:
Метод (греч. methodos) — в самом широком
смысле слова — «путь к чему-либо», способ
деятельности субъекта в любой ее форме.
Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.
Понятие
«методология» имеет два
Основная функция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Основные различия теории и метода состоят в следующем:
Таким
образом, теории, законы, категории
и другие абстракции еще не составляют
метода. Чтобы выполнять
Каждый
метод обусловлен, прежде всего, своим
предметом, т. е. тем, что именно исследуется
(отдельные объекты или их классы).
Метод изменяется в своем содержании
вместе с предметом, на который он
направлен. Это значит, что истинным
должен быть не только конечный результат
познания, но и ведущий к нему
путь - метод, постигающий и удерживающий
именно специфику данного предмета.
Классификация методов научного познания
Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).
1 классификация:
Рассмотрим важное разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Различаются объектами:
Эмпирический и теоретический типы познания различаются средствами и методами исследовательской деятельности.
Методы
эмпирического исследования Сущ
Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.
Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.
Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта.
Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.
Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах ("Все лебеди - белы"),а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы.
Исторический и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического и логического: изучая историю, мы познаем ее объективную логику, изучая же предмет логически, мы реконструируем его историю.
Историзм может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.
Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа:
Для образного восприятия всего сказанного о содержании теории познания приведем специальную таблицу, координирующую принципы, формы и методы научного познания (см. табл. 1).
В
теоретическом познании отсутствуют
средства материального, практического
взаимодействия с изучаемым объектом.
Язык теоретического исследования отличается
от языка эмпирических описаний. В
качестве его основы выступают теоретические
термины, смыслом которых являются
теоретические идеальные
2 классификация
I. Философские методы (древние - диалектический и метафизический). Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Еще - аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях». Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Это не «свод» жестко фиксированных регулятивов, а система «мягких» принципов, операций, приемов,.носящих всеобщий, универсальный характер, поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Философские методы задают - генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Очень важны для получения объективной истины.
Возрастающую
роль в современном научном познании
играет диалектико-
Заключается
в разработке всеобщего способа
деятельности, в развитии таких категориальных
форм, которые были бы максимально
адекватны всеобщим законам существования
самой объективной
Ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы, как они могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода.
1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Требования:
Информация о работе Понятие научного метода ,классификация методов научного познания