Понятие мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И
чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

Содержание

Что такое мировоззрение?
Какие Вам известны нефилософские формы мировоззрения? Чем от них отличается философия?
В чём отличие и что сближает философию и науку?
Какова структура философского знания?
В чём заключается основной вопрос философии?
Охарактеризуйте основные функции философии?

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 45.22 Кб (Скачать)

Приведем простейший пример для  иллюстрации различия в этих метафизических ракурсах видения предмета. Предположим, мы созерцаем березу, растущую на берегу реки. Если мы задаемся вопросами о  причинах возникновения березы, о  соотношении случайного и необходимого в ее бытии, о ее конструктивных функциях в рамках окружающего ландшафта, то в данном случае наше видение  березы будет онтологическим. Мы оказываемся  здесь центрированными на закономерностях  существования березы как таковой. Если же мы интересуемся проблемами типа: «А каково соотношение чувственного и рационального в нашем постижении березы?» или «Доступна ли нам  в актах восприятия сущность березы самой по себе?», — то в этом случае наш ракурс исследования предмета будет  теоретико-познавательным.

Но, глядя на березу, можно отнестись  к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и  от онтологического, и от гносеологического  ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас  символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь  ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически  прикидывать, сколько из нее может  получиться дров.

Ясно, что жесткие границы между  тремя разделами метафизики можно  провести лишь в абстракции, все  разделы метафизики наличествуют в  философии с самого ее начала. Тем  не менее первоначально оформляется  онтология (в рамках европейской  традиции — уже у древних греков); позднее, начиная с 16—17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.). В современной  философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости  от предметных областей, на которые  она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений  и закономерностей исторического  процесса ведет к возникновению  социальной философии; правовых отношений  и правового сознания — к появлению  философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии  религии; научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.

В целом же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию  развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная  с его второй половины, стала отчетливо  проявляться и противоположная  — синтетическая — тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной  метафизической проблематике и фундаментальным  ходам философской мысли, выработанным в истории.

Основные типы философского мировоззрения. Личностное начало в  философии. Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту (практически бесконечность) ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. Можно выделить различные типы философских систем, положив в их основу различные основания классификации.

По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и  позитивистский типы мировоззрения (см. выше). Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы.

В русле онтологических исканий  можно выделить идеалистические  и материалистические философские  системы в зависимости от природы  начала, полагаемого в фундамент  бытия. Попытки избегнуть жесткой  конфронтации между материализмом  и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется  наличие двух диаметрально противоположных  начал (Р.Декарт), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления.

Во взглядах на природу и характер связей мирового целого можно выделить детерминизм, признающий закономерную упорядоченность сущего и индетерминизм  разных видов, где эта упорядоченность  подвергается сомнению.

Свои разновидности, как известно, существуют среди идеализма и  материализма. Есть идеализм объективный, постулирующий наличие объективного идеального начала мира в виде Бога, Абсолютной идеи, Мировой Души, Мировой  Воли (неоплатонизм, разные виды религиозной  философии, абсолютный идеализм Гегеля и т.д.). Ему противостоит идеализм субъективный (или солипсизм в другой терминологии), признающий очевидную реальность лишь собственных переживаний и идей (Беркли, Фихте). В свою очередь, материализм может быть наивным, свойственным ранней греческой философии, механистическим, диалектическим, естественнонаучным и т.д.

Если теперь обратиться к гносеологическим философским исканиям, то можно выделить эмпиристскую и рационалистическую линии в решении фундаментальных  теоретико-познавательных проблем  в зависимости от того, признается ли главным источником и проверочной  инстанцией наших знаний опыт или  же, напротив, разум. Может быть и  особый — скептический — вариант  воззрений на познавательный процесс  и философию в целом, когда  отрицается сама возможность достижения какого-либо истинного знания о мире и человеке.

Помимо типов философских мировоззрений, вытекающих из того или иного характера  решения философских проблем  и специфических акцентов в ее соотношении с другими сферами  духовной культуры, существуют также  многочисленные течения, выводящие  свою родословную из идей того или  иного классика философской мысли  или из своеобразия используемой философской методологии. Эти два  последних принципа классификации  являются наиболее распространенными  и универсальными. Так, до сих пор  существуют такие влиятельнейшие течения  в философии как марксизм, фрейдизм и неотомизм, почитающие в качестве безусловных авторитетов Карла Маркса, Зигмунда Фрейдаи Фому Аквинского. Некоторые течения подобного рода стали достоянием истории: неоплатонизм и неопифагореизм, неокантианство и неогегельянство, картезианство и лейбницеанство. Что же касается идентификации своих философских идей по характеру используемых методов, то диалектика, феноменология, герменевтика, структурализм и постструктурализм, аналитическая философия являются весьма влиятельными направлениями современной философской мысли.

Возможны и иные основания классификации  существующих и существовавших ранее  типов философских мировоззрений. Существуют несколько попыток дать универсальную классификацию типов  философских мировоззрений, в частности, у германского мыслителя В.Дильтея и русского философа Н.О.Лосского.

Философия — лучшая школа самостоятельной  и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать  мировоззрение и пролагать свой жизненный путь. Многообразие философских  систем соответствует разнообразию человеческих характеров, где каждый может найти близкую ему духовную тональность. При этом гениальные философские  озарения, равно как и гениальные философские заблуждения — это  лишь путеводные вехи постижения бесконечного Космоса и погружения в космос собственной души. Философия не предлагает окончательных решений, а приобщает  к бесконечному и вечному; не дает успокоения, но всегда приглашает в  новую дорогу.

При этом философия — это вовсе  не царство бесконечного идейного плюрализма, где можно говорить все, что заблагорассудится. В ней есть глубинное единство многообразного, абсолютно необходимые  общие результаты и постулаты, которые  могут дать твердую опору в  жизни и принести непосредственную практическую пользу.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         5. В чём заключается основной вопрос философии?

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается  в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте  человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две  неразрывные и в то же время  противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и  гносеологической сторон в философии  выделяются основные направления —  соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии  можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

Гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной  субстанцией — не нуждается в  своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается  по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной  субстанцией, существующей наряду с  материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению  принадлежали такие философы, как  Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора  на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма —  недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего  мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление  — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление  философии был распространен  в демократической Греции, эллинистических  государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

Информация о работе Понятие мировоззрения