Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:57, контрольная работа
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И
чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем
Что такое мировоззрение?
Какие Вам известны нефилософские формы мировоззрения? Чем от них отличается философия?
В чём отличие и что сближает философию и науку?
Какова структура философского знания?
В чём заключается основной вопрос философии?
Охарактеризуйте основные функции философии?
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новосибирский институт экономики и менеджмента
(НОУ НИЭМ)
По дисциплине:________________
Вариант ______________________________
Выполнил(а):
_______курса з/ф
группы ________
__________________
(ФИО студента)
Проверил(а):
___________________
(ФИО преподавателя)
__________________
(ученая степень)
Новосибирск 2012
1.Что такое мировоззрение?
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И
чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это
система взглядов на
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».
У человека всегда существовала потребность выработать общее
представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира.
Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый
человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление
о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая
на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает
человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться
достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными
личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая
связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских
проблем стоят вопросы о
Мировоззрение –
это фундамент человеческого
знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.
2.Нефилософские формы
Существует три типа
1. Мифологический тип мировоззрения.
Это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира.
При данном типе мировоззрения мир
рассматривается с антропоморфн
Мифологическое мировоззрение выражается в символах.
Пример: Медведь издавна считался символом - «духом тайги».
2. Религиозный тип мировоззрения.
Сущность религиозного мировоззрения состоит в удваивании мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера. Религиозное мировоззрение существует в форме образов.
3. Философский тип мировоззрения.
Философское
мировоззрение рассматривает
В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.
Философия (в переводе) – «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.
Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное.
Философия — особый, научно-теоретический т
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляе
3. В чём отличие и что сближает философию и науку?
Философия и наука. Связи между
наукой и философией фундаментальны
и многие крупнейшие философы были
одновременно и выдающимися учеными.
Достаточно вспомнить имена Пифагора
и Фалеса, Декарта и Лейбница,
Флоренского и Рассела. Науку
и философию роднит то, что они
являются сферами рациональной и
доказательной духовной деятельности,
ориентированными на достижение истины,
которая в ее классическом понимании
есть «форма согласования мысли с
действительностью». Однако между ними
есть по меньшей мере два серьезных
различия:
1). любая наука имеет дело с фиксированной
предметной областью и никогда не претендует
на формулировку универсальных закономерностей
бытия. Так, физика открывает законы физической
реальности; химия – химической, психология
– психологической. При этом законы физики
весьма опосредованно связаны с психической
жизнью, а законы психической жизни, в
свою очередь, не работают в сфере физических
взаимодействий. Философия же, в отличие
от науки, выносит универсальные суждения
и стремится открыть законы всего мирового
целого. Более того, если какая-нибудь
философская школа отказывается от такой
задачи построения универсальных миросхематик,
– она должна привести универсальное
обоснование своего нежелания заниматься
подобными проблемами;
2). наука традиционно абстрагируется от
проблемы ценностей и от вынесения ценностных
суждений. Она ищет истину – то, что есть
в самих вещах, не обсуждая, хорошим или
плохим является то, что она нашла, и есть
ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами,
наука отвечает преимущественно на вопросы
«почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает
не задаваться метафизическими вопросами
типа «зачем?» и «для чего?». В отличие
от науки, ценностная компонента знания
неустранима из философии. Она, претендуя
на решение вечных проблем бытия, ориентирована
не только на поиск истины, как формы согласования
мысли с бытием, но также на познание и
утверждение ценностей, как форм согласования
бытия с человеческой мыслью. В самом деле,
имея представления о добре, мы стараемся
перестроить в соответствии с ними как
свое собственное поведение, так и окружающие
обстоятельства жизни. Зная, что в мире
есть нечто прекрасное и сформировав систему
соответствующих идеальных представлений,
мы творим в соответствии с ней прекрасное
художественное произведение, изменяем
в лучшую сторону материальную действительность
или устраняем безобразные вещи.
В трактовке взаимоотношений с наукой
у философии есть две тупиковых крайности.
Это, с одной стороны, натурфилософия,
как попытка строить универсальные картины
мира без опоры на данные науки, а, с другой
– позитивизм, призывающий философию
отказаться от обсуждения метафизической
(прежде всего ценностной) проблематики
и сосредоточиться исключительно на обобщении
положительных фактов науки. Прохождение
между Сциллой натурфилософии и Харибдой
позитивизма подразумевает постоянный
творческий и взаимообогащающий диалог
между наукой и философией: внимание конкретных
наук к универсальным философским моделям
и схемам объяснения и, обратно, учет философской
мыслью теоретических и экспериментальных
результатов, полученных в современных
научных исследованиях.
4. Какова структура философского знания?
С самого своего возникновения в
философии наличествует некое прочное
центральное ядро, как бы сердце
философии, которое, вслед за учениками
Аристотеля, можно назвать метафизикой
(буквально то, что «идет после
физики»). Метафизика в ее традиционном
понимании является учением о
первоосновах сущего. Ее еще иногда
называют «теоретической» философией,
тем самым противополагая практическим
ее разделам, о которых речь пойдет
ниже. О составе философской
Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.
Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.
Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».
Если попытаться в более краткой
и образной форме выразить взаимоотношения
между тремя разделами