Понятие мировоззрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И
чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем

Содержание

Что такое мировоззрение?
Какие Вам известны нефилософские формы мировоззрения? Чем от них отличается философия?
В чём отличие и что сближает философию и науку?
Какова структура философского знания?
В чём заключается основной вопрос философии?
Охарактеризуйте основные функции философии?

Работа содержит 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 45.22 Кб (Скачать)

                       Негосударственное образовательное учреждение 
                              Высшего профессионального образования 
                   Новосибирский институт экономики и менеджмента 
                                                     (НОУ НИЭМ)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Контрольная работа

 

 

 

По дисциплине:_____________________________________

 

 

 

      Вариант _________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

                                                                                                                                                                    Студент(ка)

_______курса  з/ф

группы ________

__________________

(ФИО студента)

 

 

 

Проверил(а):

___________________

(ФИО преподавателя)

__________________

(ученая степень)

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

                                                  Содержание:

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Какие Вам известны нефилософские формы мировоззрения? Чем от них отличается философия?
  3. В чём отличие и что сближает философию и науку?
  4. Какова структура философского знания?
  5. В чём заключается основной вопрос философии?
  6. Охарактеризуйте основные функции философии? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Что такое мировоззрение?

 

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И

чтобы действовать целесообразно  в  сложном  реальном  мире,  он  должен  не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели,  уметь принять то  или иное решение. Для  этого  ему  необходимо,  в  первую  очередь,  глубокое  и правильное понимание мира – мировоззрение.

    Мировоззрение – это  система взглядов на объективный  мир и место  в  нем

человека, на отношение человека к  окружающей его действительности  и  самому себе, а  также  сложившиеся  на  основе  этих  взглядов  убеждения,  идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.  И действительно, человек не существует иначе, как в определенном отношении  к  другим  людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к  миру  вообще.

Это отношение упирается в самый  существенный вопрос: «Что такое мир?».

    У   человека   всегда   существовала   потребность   выработать   общее

представление о мире в целом  и о месте в нем человека.  Такое представление принято называть универсальной картиной мира.

    Универсальная картина  мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом  людей.  Человек  всегда  задумывается  о том, каково его место в мире, зачем он живет,  в  чем  смысл  его  жизни,  почему существует жизнь и смерть;  как  следует  относиться  к  другим  людям  и  к природе и т.д.

    Каждая эпоха,  каждая  общественная  группа  и,  следовательно,  каждый

человек имеют более или менее  ясное и четкое или расплывчатое  представление

о решении вопросов, которые волнуют  человечество.  Система  этих  решений  и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности.  Отвечая

на вопрос о месте человека в  мире, об отношении человека  к  миру,  люди  на основе имеющегося в их распоряжении  мировоззрения  вырабатывают  и  картину мира,  которая  дает  обобщенное  знание  о  строении,   общем   устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или  иначе  окружает

человека.

    Обладая общими знаниями  о своем месте в мире, человек   строит  и  общую свою деятельность, определяет общие и частные свои  цели  в соответствии  с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

    В  одном  случае  их  связь  с  мировоззрением   может   обнаруживаться

достаточно  отчетливо,  в  другом  же  она  затемняется   теми   или   иными

личностными установками человека, особенностями его характера. Однако  такая

связь с мировоззрением обязательно  существует и может быть  прослежена.  А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную  роль  во  всей деятельности людей.

    В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении человека  к  внешнему  миру,  о  его  способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

    Мировоззрение  –   это  фундамент  человеческого   сознания.   Полученные

знания, сложившиеся убеждения,  мысли,  чувства,  настроения,  соединяясь  в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира  и самого себя.  В  реальной  жизни  мировоззрение  в  сознании  человека-  это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

    Мировоззрение является  интегральным  образованием,  обобщающим  пласты человеческого  опыта.  Это,  во-первых,  обобщенные  знания,  полученные   в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых,  духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

    Итак, мировоззрение –  это  совокупность  взглядов,  оценок,  принципов,

определенное видение  и  понимание  мира,  а  также программа поведения и действий человека.

 

2.Нефилософские формы мировоззрения?

 

                   Существует три типа мировоззрения:

 

          1.      Мифологический тип мировоззрения.

Это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира.

При данном типе мировоззрения мир  рассматривается с антропоморфной точки зрения, то есть с точки зрения человека. Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.

Мифологическое мировоззрение  выражается в символах.

Пример: Медведь издавна считался символом - «духом тайги».

 

2.      Религиозный тип мировоззрения.

Сущность  религиозного мировоззрения состоит  в удваивании мира на мир реальный и мир божественный. Основой возникновения религиозного мировоззрения является вера. Религиозное мировоззрение существует в форме образов.

3.      Философский тип мировоззрения.

Философское мировоззрение рассматривает мир  с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения  вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.

В основе философского мировоззрения лежит  логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.

Философия (в переводе) – «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.

Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное.

 

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия  и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

 

   3.     В чём отличие и что сближает философию и науку?

 

Философия и наука. Связи между  наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора и Фалеса, Декарта и Лейбница, Флоренского и Рассела. Науку  и философию роднит то, что они  являются сферами рациональной и  доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании  есть «форма согласования мысли с  действительностью». Однако между ними есть по меньшей мере два серьезных  различия:  
 
1). любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерностей бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической. При этом законы физики весьма опосредованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в свою очередь, не работают в сфере физических взаимодействий. Философия же, в отличие от науки, выносит универсальные суждения и стремится открыть законы всего мирового целого. Более того, если какая-нибудь философская школа отказывается от такой задачи построения универсальных миросхематик, – она должна привести универсальное обоснование своего нежелания заниматься подобными проблемами;  
 
2). наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения ценностных суждений. Она ищет истину – то, что есть в самих вещах, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». В отличие от науки, ценностная компонента знания неустранима из философии. Она, претендуя на решение вечных проблем бытия, ориентирована не только на поиск истины, как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей, как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ней прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону материальную действительность или устраняем безобразные вещи.  
 
В трактовке взаимоотношений с наукой у философии есть две тупиковых крайности. Это, с одной стороны, натурфилософия, как попытка строить универсальные картины мира без опоры на данные науки, а, с другой – позитивизм, призывающий философию отказаться от обсуждения метафизической (прежде всего ценностной) проблематики и сосредоточиться исключительно на обобщении положительных фактов науки. Прохождение между Сциллой натурфилософии и Харибдой позитивизма подразумевает постоянный творческий и взаимообогащающий диалог между наукой и философией: внимание конкретных наук к универсальным философским моделям и схемам объяснения и, обратно, учет философской мыслью теоретических и экспериментальных результатов, полученных в современных научных исследованиях. 

 

 

               4.   Какова структура философского знания? 

С самого своего возникновения в  философии наличествует некое прочное  центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками  Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после  физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о  первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей  из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие  от традиционного — в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась  диалектике (как учению об универсальности  процессов развития).

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

Если попытаться в более краткой  и образной форме выразить взаимоотношения  между тремя разделами метафизики, то онтология может быть понята как  философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология — как учение об основаниях бытия истины; а общую  аксиологию можно трактовать как  учение о бытии истинных ценностей.

Информация о работе Понятие мировоззрения