Понятие мировозрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Работа содержит 1 файл

Философия Понятие мировоззрения.docx

— 28.11 Кб (Скачать)

Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях: на теоретико-идеологическом (в форме  теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания, и общественно-психологическом, т.е. уровне мироощущения. На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть. Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.

Религиозное мировоззрение уже различает  естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная  картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками.

Она намного  критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё,  выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.

Вера  в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия,  и теология, обосновывают и доказывают  теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы – Бога. 

Религиозное мировоззрение и религиозная  философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления  в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея.  Разновидностями идеализма  являются субъективизм, мистицизм и  др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое  мировоззрение.

3.3. Основные особенности  философского мировоззрения

Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким  исходным мировоззренческим тезисом  она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или  иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая  определенной мерой логической доказательности.

Основные  черты философского мировоззрения:

- концептуальная обоснованность;

- систематичность;

- универсальность;

- критичность.

Несмотря  на свою максимальную критичность и  научность, философия чрезвычайно  близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она  выбирает направление своей деятельности весьма произвольно. 

Заключение

Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую  ориентацию человека.

Мировоззрение – это не только содержание, но и  способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений  о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются  идеалы, придающие мировоззрению  действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой  уверенности человека в правоте  своих идей.

Все типы мировоззрения выявляют некоторое  единство, охватывая определенный круг вопросов, например, как дух соотносится  с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познает действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура мировоззрения образуется в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный  смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к  другим людям, на характер жизненных  стремлений, на его быт, вкусы и  интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

1. Васильева  Т.С. Основы философии. – Пермь:  Изд-во Томского ун-та, Перм. отд., 1991.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград: Комитет по печати, 1996.

3. Краткая философская  энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994. –  С.201-202.

 

Информация о работе Понятие мировозрения