Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:16, реферат
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Введение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
– система обобщенных взглядов на
мир и место человека в нем,
на отношение людей к окружающей
их действительности и самим себе,
а также обусловленные этими
взглядами основные жизненные позиции
людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные
ориентации. Мировоззрение – это
далеко не все взгляды и представления
об окружающем мире, а только их предельное
обобщение. Содержание мировоззрения
группируется вокруг того или иного
решения основного вопроса
1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира
Различают
понятия «мировоззрение», «общая картина
мира», «мироощущение», «мировосприятие»,
«миросозерцание», «миропонимание». Между
всеми этими понятиями
С помощью
мировоззрения человек строит картину
мира определенной эпохи или свою
собственную. Мировоззрение – это
комплексное воззрение о том,
как вести себя в этом мире и
по отношению к Пространству, и
по отношению ко Времени. Например,
мировоззрение
Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина
мира задается человеку (или сообществу)
извне (т.е. внешними условиями существования)
сразу после рождения в «свернутом»
виде, а затем, в процессе реальной
жизнедеятельности, на основе получаемого
опыта жизни, она дешифруется,
корректируется и видоизменяется в
соответствии с новыми объективными
условиями и субъективными
Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.
Человек
утверждает себя в предметном мире
не только с помощью мышления, но
и посредством всех своих познавательных
способностей. Целостное осознание
и переживание воздействующей на
человека реальности в форме ощущений,
восприятий, представлений и эмоций
образуют мироощущение, мировосприятие
и миросозерцание. Миропонимание
представляет собой лишь понятийный,
интеллектуальный аспект мировоззрения.
Для мировоззрения же характерна
еще более высокая интеграция
знаний, чем в общей картине
мира, и наличие не только интеллектуального,
но и эмоционально-ценностного
Мировоззрение
у огромного количества совершенно
разных людей имеет множество
общих черт в различных отношениях.
Так, мировоззрение может быть научным
или антинаучным, религиозным
или атеистическим, обыденным или
философским, но оно всегда стремится
к целостности и успешности
относительно совершенно конкретных обстоятельств.
Однако достигаются эта целостность
и эта успешность разными способами.
Художественное, мифологическое, религиозное
мировоззрение формируются при
преимущественном значении мироощущения;
научное мировоззрение
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.
Понятие
мировоззрения соотносится с
понятием «идеология», но они не совпадают
по своему содержанию: мировоззрение
шире идеологии. Идеология охватывает
лишь ту часть мировоззрения, которая
ориентирована на социальные явления.
Мировоззрение же в целом относится
ко всей объективной действительности
и к человеку.
2. Структура мировоззрения
Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.
Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.
Основной
структурообразующий элемент
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О
должном» (что обладает высшей
ценностью, т.е. является
-«О реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).
Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.
Указанным
группам мировоззренческих
3. Типология мировоззрений
Мировоззрение
каждого человека глубоко индивидуально.
Оно несет в себе черты, обусловленные
особенностями исторической эпохи,
в которую живет человек, его
воспитанием и образованием, профессиональной
деятельностью. На нем оставляют
отпечаток состояние
Но мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.
Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.
В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.
Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.
Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.
Следует сказать, что по другим основаниям можно выделять и другие типы мировоззрения.
Рассмотрим три типа мировоззрения более подробно.
3.1. Особенности обыденного мировоззрения
Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне.
При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.
На основе
обыденного мировоззрения исторически
первым стихийно рождается миф –
т.е. творческое отображение мира сознанием,
главной отличительной
Миф - это
наиболее простой творческий способ
преодоления незнания путем прямого
моделирования в сфере
3.2. Особенности религиозного мировоззрения
Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.