Понятие мировозрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:16, реферат

Описание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Работа содержит 1 файл

Философия Понятие мировоззрения.docx

— 28.11 Кб (Скачать)

Введение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими  взглядами основные жизненные позиции  людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это  далеко не все взгляды и представления  об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения  группируется вокруг того или иного  решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения  реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного  и индивидуального сознания. Выработка  мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение  – общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого  общества. 

1. Мировоззрение и  его методологические  функции в построении  картины мира

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина  мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между  всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко  они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между  этими понятиями имеются и  различия. Общая картина мира –  это синтез знаний людей о природе  и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания.

С помощью  мировоззрения человек строит картину  мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это  комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и  по отношению к Пространству, и  по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев  считается активным, рациональным и  линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока  – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения картины мира.

Картина мира – это обобщенное знание о  строении, устройстве мира, закономерностях  его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом  деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом»  виде,  а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого  опыта жизни,  она дешифруется, корректируется и видоизменяется в  соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями  человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени –  обусловлена объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности  или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом,  и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции,  позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание  и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание  представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая  интеграция знаний, чем в общей картине  мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения  человека к миру.

Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество  общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным  или антинаучным,  религиозным  или атеистическим, обыденным или  философским,  но оно всегда стремится  к целостности и успешности  относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность  и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное  мировоззрение формируются  при  преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует  в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку  системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это  произвольное смешение мироощущения с  миропониманием.

Будучи  отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и  определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

Понятие мировоззрения соотносится с  понятием «идеология», но они не совпадают  по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая  ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится  ко всей объективной действительности и к человеку.  

2. Структура мировоззрения

Будучи  важной составной частью внутреннего  мира человека, мировоззрение имеет  сложную структуру.

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его  духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более  глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной  структурообразующий элемент мировоззрения  – вопросы, которые возникают  перед человеком вместе с началом  его сознательной жизни:

- «О  сущем» (что значить существовать  и быть действительным или  реальным);

- «О  должном» (что обладает высшей  ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает  или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О  реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных  стратегий. 

3. Типология мировоззрений

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные  особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его  воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют  отпечаток состояние физического  и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.

Но мировоззрения  людей не только отличаются. В них  много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и  даже господствующие в обществе или  его отдельных слоях. Например, религиозные  воззрения определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих  взглядов и т.п.

Наличие общих черт позволяет рассматривать  мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.

В самом  общем виде и с известной долей  условности все типы мировоззрений  можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.

Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются  на различных стадиях духовного  становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким  индивид усваивает себе мировоззренческие  достижения человечества и сам продуцирует  их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем  случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.

Следует сказать, что по другим основаниям можно  выделять и другие типы мировоззрения.

Рассмотрим  три типа мировоззрения более  подробно.

3.1. Особенности обыденного  мировоззрения

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически  первичная форма мировоззрения  как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

Только  категориальное мышление способно развиваться  из содержательного, а не формального  противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных  рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только  на содержательном, но и на формально-логическом уровне.

При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.

На основе обыденного мировоззрения исторически  первым стихийно рождается миф –  т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого  являются логические обобщения,  нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для  мифологизированного восприятия действительности  при этом имеются,  они лежат  в основании практического опыта  человека, но выводы о строении и  законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие  наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют  этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.

Миф - это  наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого  моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.

3.2. Особенности религиозного  мировоззрения

Мифологическое  сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность, а преемственность с мифологическим сознанием обеспечивается за счет использования в качестве основной лексической единицы образа.

Информация о работе Понятие мировозрения