Понятие личности, индивида и индивидуальности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 33.38 Кб (Скачать)

       Характеристика индивида как  продукта общественных отношений  вовсе не означает, однако, будто  исходные условия индивидуального  существования (например, характер  воспитания, семейное и социальное  окружение) раз и навсегда предопределяют  последующее поведение людей.  Полагать, что этническая, вероисповедная, классовая или, скажем, профессиональная  принадлежность человека фатальным  образом обрекает его на определенные  поступки, означало бы вступить  на путь вульгаризации - и притом  опасной вульгаризации - всего  новоевропейского философского  наследия.

     Смысловая близость терминов "индивидуальность" и "личность" приводит к тому, что  они нередко употребляются как  однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем (и это главное) понятия  индивидуальности и личности фиксируют  разные аспекты человеческого самоустроения.

     Суть  этого различия схватывает уже обычный  язык. Мы склонны сопрягать слово "индивидуальность" с такими эпитетами, как "яркая" и "оригинальная". О личности же нам хочется сказать "сильная", "энергичная", "независимая". В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как писал психолог С. Л. Рубинштейн, "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств... человек  есть личность, поскольку у него есть свое лицо" и поскольку даже в самых трудных жизненных  испытаниях он этого лица не теряет.

     Таким образом, человек- это социально-биологическое  существо, причем в условиях современной  цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

     Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

     Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую  личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей  личности.

     Индивидуальность

     Индивидуальность–это  культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит  его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и  незаменимость.

     Понятие "индивидуальность" играет большую  роль в социальном познании, в раскрытии  сущности социальных явлений, механизма  функционирования общественных законов. Интересы современной науки и  практики требуют всестороннего  изучения человеческой индивидуальности, так как она является особой формой бытия человека в обществе, и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества.

     Концепция этапов общественно-исторического  развития, выдвинутая К. Марксом, где  история выглядит как деятельность людей, преследующих свои цели, устанавливала  зависимость социальных связей, структур, институтов от взаимообусловленного бытия  людей, от форм их обособления, индивидуализации, самоутверждения. Сколько людей, столько  и индивидуальных целей, которые, по мнению Маркса, так или иначе детерминированы  общественными условиями бытия. К. Маркс отмечал, что, рассматривая человеческую историю, можно обнаружить, что развитие общества выступает  в некотором (а, может быть, и в  конечном) счете как процесс становления  и совершенствования человеческой индивидуальности. Только с выделением человеческой индивидуальности из первоначальной социальной слитности и неразличимости история, собственно и начинается, и  находится в дальнейшем с процессом  индивидуализации в неразрывной  связи. Маркс выделил три этапа  исторического совершенствования  человеческой индивидуальности в связи  с развитием общества. Начальный  этап характеризуется отношениями  личной зависимости, свойственными  первым формам общества, при которых  производительность людей развивается  лишь в незначительном объеме и в  изолированных пунктах. При второй крупной форме, которой свойственна  личная независимость, основанная на вещной зависимости, впервые образуется система  всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей, универсальных  потенций. На третьей ступени появляется свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов  и на превращении их коллективной, общественной производительности в  общественное достояние.

     По  этой концепции эволюция социальных связей между людьми переходит от непосредственных зависимостей между  людьми к опосредеванно-вещным зависимостям, предполагающим индивидуальную независимость, а затем и к связям, обусловленным развитием человеческих индивидуальностей. В этом плане исторический процесс предстает как результат индивидуальной деятельности людей, как итог развития человеческой индивидуальности. И общественная история людей всегда является лишь историей их индивидуального развития, осознают ли они его или нет.

     Таким образом, общество заинтересовано в  росте индивидуальности человека и  должно направлять на этот рост все  возможные средства и силы. К этому  должно быть привлечено в первую очередь  образование, которое непосредственно  влияет на формирование человека в  целом, на его самоопределение и  самоутверждение. Человек уже с  ранних лет своей жизни должен осознавать значимость своей индивидуальности, стремиться к самосовершенствованию  и саморазвитию.

     В этой связи представляет интерес  рассмотрение того, что же представляет собой собственно человеческая индивидуальность.

     В диалектике единичного и общего в  качестве особой формы существования  индивидуальность присуща не только человеку, но и другим явлениям природы  и общества. Индивидуальность выступает  особым свойством как органической, так и неорганической материи. Мир, в определенном смысле, есть совокупность индивидуальностей как своеобразных замкнутых систем различного уровня и степени сложности. По словам В.М. Бехтерева, "мир строится в форме  замкнутых систем, представляя собой  замкнутые индивидуальности. Каждая индивидуальность может быть различной  степени сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и относительной  устойчивостью системы"[1]. Жизнь  создает естественным образом изолированные  системы - индивидуальности, замкнутые  в себе.

     Таким образом, индивидуальность представляет собой особую форму существования  общего, а индивидуализация обусловлена  существованием самой объективной  реальности и составляет одно из условий  развития мира, являясь одним из типов и одним из показателей  этого развития. Отражая фундаментальный  факт бытия, индивидуализация есть один из его принципов и внутренняя закономерность развития материи.

     Индивидуальность  по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе. Различные формы индивидуальности - предметная, органическая и человеческая соответственно, имеют как общие, так и специфические признаки, обусловленные особенностями различный  структурных уровней материи. К  числу наиболее общих признаков  индивидуальности относятся: обособленность, целостность, самобытность, неповторимость, активность. Свойства человеческой индивидуальности значительно отличаются от аналогичных  свойств других форм индивидуальности. Кроме того, человеческой индивидуальности присущи и такие свойства, которые  у иных форм отсутствуют.

     Определение индивидуальности человека (в дальнейшем просто индивидуальности) через указание ее отдельных признаков является лишь частичным, характеризующим индивидуальность только с одной стороны. Такое  определение не дает возможности  раскрыть ее целостную структуру, выявить  общие механизмы ее функционирования. Попытаемся проанализировать индивидуальность со стороны ее целостности.

     В современной науке нет однозначного определения человеческой индивидуальности. Разбег в различных трактовках этого  понятия достаточно широк - от сведения индивидуальности к индивиду до отождествления с личностью. Между тем сущность индивидуальности связана с целостным  представлением об индивиде, взятом в  единстве всех его свойств и признаков. Примечательно, что сам термин "индивидуальность" означает "единство многообразного" (многое в одном), неделимое. Б.Г. Ананьев считал, что к индивидуальности следует подходить как к "интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности..."[2]. Он писал, что для рассмотрения индивидуальности с точка зрения целого, человека нужно представить не только как открытую систему, но и как систему "закрытую", замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта). Но следует подчеркнуть, что индивидуальность - это лишь относительно замкнутая система. Для ее нормального функционирования в равной степени необходимы и "открытость", и "замкнутость". Для своей устойчивости индивидуальность должна быть в известном смысле закрытой системой, не проницаемой каждый раз для внешней среды. В свою очередь, и "закрытость" ее может быть только относительной, в противном случае она теряет объективную основу своей устойчивости как системы.

     И.И. Резвицкий отмечает, что в качестве целостной системы индивидуальность включает в себя, во-первых, общие  черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особые признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды. Он дает следующее определение индивидуальности.

     Индивидуальность - это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в  рамках которой они обладают внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает им возможность активно (творчески) и своеобразным способом проявлять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задатков и способностей и в соответствии с общественными потребностями.

     В качестве индивидуальности человек  является автономным и неповторимым субъектом сознания и деятельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества.

     По  качествам, их наличию, развитости различают  людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В  значительной мере качества формируются  под влиянием семьи и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие личности, индивида и индивидуальности