Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:10, контрольная работа
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Личность.
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.
Человеческое общество не есть некий "сверхорганизм", подвижными микроорганами, функциональными элементами которого являются отдельные люди. Человечество, на какой бы стадии истории мы его ни застали, - достаточно богатое многообразие индивидуализированных живых существ. Это многообразие имеет досоциальные предпосылки и превосходит любое другое внутривидовое многообразие. Такова специфика человеческого бытия, и удивление перед нею всегда было компонентом удивления, порождающего философию. Не только на Западе, но и на Востоке, не только в культуре Нового времени, но и в античности, и в пору средневековья мы встречаем мыслителей, которые упрекают существующее общество за то, что оно не ценит неповторимости и уникальности отдельных людей, нивелирует их или неправомерно разделяет на категории.
Отдельные люди (как великие, так и малые) - единственные активные агенты исторического процесса. Сколь ни властно заявляет о себе "общественное целое", его все-таки нельзя мыслить в качестве закулисного кукловода, который движет человеческими марионетками. Каким-то уголком философствующего ума, какой-то способностью духовного усмотрения это постигалось всегда. Личность имеет сложную структуру и интерпретацию. Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит в анализе не индивидуальных особенностей человека, а тех социальных функций (ролей), которые человек выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид. На этой основе строится ролевая концепция личности.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Проблема
личности в философии – это
вопрос о том, в чем сущность человека
как личности, каково ее место в
мире и в истории. Личность здесь
рассматривается как
Другими словами, социально-деятельностная
сущность человека прежде всего лежит
в основе социализации индивида, в процессе
которой и происходит формирование личности.
Социализация – это процесс усвоения
индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять
свою жизнедеятельность адекватным для
данного общества способом. Она происходит
по мере усвоения человеком социального
опыта, но осуществляется прежде всего
через его включенность в определенные
общественные отношения, формы общения
и виды деятельности. При этом социализация
осуществляется и в филогенезе (формирование
родовых свойств и качеств человечества),
и в онтогенезе (формирование конкретной
личности). Как в плане исторического развития
человека, так и в онтогенезе личность
есть результат социализации индивида.
Личность–это
социологическая трактовка
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм»– философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм (Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего (природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.
Одна
из главных тайн человека - тайна
человеческой личности. Философы считают
личность высшей ступенью эволюции человека
как духовно-телесного
В философии определились следующие черты личности:
Мир личностей и есть прообраз идеального общественного устройства (Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах. - Тула,1996).
Индивид. Для человека как индивидуального феномена философия использует множество выражений, отсылающих друг к другу и друг друга замещающих. Более или менее фиксированным смыслом, на наш взгляд, обладают три термина: индивид, индивидуальность и личность.
Термин
"индивид" употребляется прежде
всего для обозначения всякого
отдельно взятого представителя
человеческого рода. Философия XIX столетия
часто пользовалась в этих же целях
предельно абстрактным
В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации).
Большинство философов считали, что индивид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных отношений, представая как социальный индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических построениях личность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав (имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психолога новорожденный это только потенция полноценной личности, ему еще надо «выделаться», стать личностью.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий (возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным – это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Человек
рассматривается как индивид
в качестве единичного представителя
человеческого рода. Определение
этого понятия не нуждается в
каких-либо специфических характеристиках.
Индивид – это всегда один из
многих, и он всегда безличен. В этом
смысле понятия «индивид» и «личность»
являются противоположными как по объему,
так и по содержанию. В понятии
«индивида» не фиксируется каких-либо
особенных или единичных
Если мы говорим «человеческий индивид»,
то имеем в виду лишь родовую общность
всех людей и единичного представителя
человеческого рода. Но как только мы начинаем
указывать какие-то другие качества, мы
непременно ограничиваем объем понятия,
выделяя особенные социальные группы.
То есть здесь действует закон обратно
пропорционального соотношения объема
и содержания понятия. Так, сказав «бедные
люди» или «богатые люди», мы уже выделили
определенные группы людей, отделив их
от других групп. И чем больше мы будем
конкретизировать понятие, тем оно будет
меньше по объему и богаче по содержанию.
В конце концов, путем персонификации
индивида, отдельного человека, мы придем
к единственному, индивидуальному представителю
человеческого рода. В этом плане предельно
персонифицированный индивид и есть личность.
Личность – это понятие весьма богатое
по содержанию, включающее не только общие
и особенные признаки, но и единичные,
уникальные свойства человека. Так обстоит
дело с точки зрения логики.
В конце концов, то. что делает человека
личностью, – это, конечно, его социальная
индивидуальность, совокупность характерных
для человека социальных качеств, его
социальная самобытность. В понятие «личность–
обычно не включают природно-индивидуальные
характеристики индивида. И это, видимо,
правильно, потому что сущность человека,
как мы уже говорили, социальная. Но при
этом следует иметь в виду, что природная
индивидуальность оказывает свое влияние
на развитие личности и ее восприятие
в той мере, в какой биологическое вообще
влияет на социальное в человеке.
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
Социальная
индивидуальность человека не возникает,
конечно, на пустом месте или только
на основе биологических предпосылок.
Человек формируется в
Человек,
полностью подчиненный чужой
воле и лишенный (посредством внушения,
идеологического оболванивания, пропаганды
и т.д.} собственного мировоззрения,
собственных мыслей и взглядов, –
это уже не личность. Так же, как трудно
назвать личностью индивида, лишенного
разума и рассудка по каким-то другим причинам.
Такие люди, у которых отсутствуют свобода
действий, воля или разум, не могут быть
ответственными (без свободы нет ответственности)
и не должны отвечать за содеянное, ибо
это не ими обусловленные и потому, по
существу, не их поступки. Вот почему их
нельзя судить или осуждать.
Мы подошли к очень важной характеристике
личности – ее нравственно-духовной сущности
и обусловленных ею поступков. В содержание
личности и ее оценку в качестве важнейшего
компонента включается направленность
ее сознания, личностные ориентации, обусловленные
уровнем ее сознания, мировоззрением,
нравственностью и ответственностью.
Безусловно, социальная среда оказывает
существенное влияние на формирование
и поведение личности. Но не в меньшей
степени личностные ориентации и поведение
обусловлены и внутренним, духовным миром
человека. Не случайно говорят, что каждый
сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем
ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные
и волевые качества, чем больше его жизненные
ориентации совпадают с общечеловеческими
ценностями, чем в большей степени он положительно
влияет на развитие и утверждение этих
ценностей, тем ярче и значительней сама
личность. В этом плане она характеризуется
со стороны силы ее духа, свободы, творчества
и добра. С этой стороны личность возвышается
над своей природной основой и в известном
смысле даже преодолевает ее, оставляя
свой след и плоды своей деятельности
и после своей биологической смерти.
В этой связи следует отметить, что Бердяев
был во многом прав, когда рассматривал
личность, в отличие от индивида, как духовную
сущность и качество человека. «Как образ
и подобие Бога. – пишет он. – человек является
личностью. Личность следует отличать
от индивида. Личность есть категория
духовно-религиозная, индивид же есть
категория натуралистически-
Сила воли и сила духа личности, ее нравственная
доброта и чистота не могут подтвердиться
и реализоваться никаким другим способом,
как только в реальной практической деятельности
и в определенных социальных условиях.
Поступки человека, являющиеся важнейшим
фактором, характеризующим личность, –
это не слова, а дела, и. видимо, не случайно
даже в священном писании говорится о
воздаянии «каждому по делам его». И именно
тогда, когда дело доходит до реальных
поступков, обнаруживается, как это трудно
и тяжко быть личностью, быть свободным,
быть честным, принципиальным и т.д. Потому
что. если индивид действительно считает
себя личностью или стремится быть ею,
он должен быть ответственным, и не только
в своих мыслях, но прежде всего в своих
поступках, а это всегда тяжелое бремя.
Таким образом, характеристика личности
со стороны свободы, о необходимости которой
пишут многие авторы, безусловно, необходима,
свобода – это атрибут личности. Но свобода
без ответственности – это произвол. Поэтому
ответственность является не в меньшей,
а в большей степени атрибутом личности,
ибо быть ответственным труднее, чем быть
свободным.
Таким образом, быть личностью трудно.
Но еще труднее быть счастливой личностью.
Свобода и ответственность подлинной
личности, требующие постоянного творчества
и постоянных мук совести, страданий и
переживаний, очень редко сочетаются со
счастьем. И чем личность выше и значительнее,
тем выше и планка ее ответственности
перед самой собой и людьми
Информация о работе Понятие личности, индивида и индивидуальности