Понятие и типы мировозрение

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Содержание

Введение ...........................................................................................................3
1 Понятие мировоззрения…. .......…………………………………………….. 4
1.2 Структура мировоззрения............................................................................6
1.3 Структура и исторические типы ...............................................................7
2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия..….10
Заключение .........................................................................................................18
Литература ………………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Философия контрольный.docx

— 47.71 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ...........................................................................................................3

1 Понятие мировоззрения…. .......…………………………………………….. 4 
1.2 Структура мировоззрения............................................................................6

1.3 Структура и исторические типы ...............................................................7

2 Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия..….10

Заключение .........................................................................................................18

Литература ………………………………………………………………………19 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировоззрение – это система  взглядов на объективный мир и  место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся  на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Обладая общими знаниями о  своем месте в мире, человек  строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило, выражение  тех или иных интересов целых  групп или отдельных людей.

В одном случае их связь  с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она  затемняется теми или иными личностными  установками человека, особенностями  его характера. Однако такая связь  с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это  означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и  целесообразно действовать в  нем.

Мировоззрение – это фундамент  человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему  понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение  в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого  опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

 

1 Понятие мировоззрения

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира – мировоззрение.

Мировоззрение – это система  взглядов на объективный мир и  место в нем человека, на отношение  человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся  на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно, человек не существует иначе, как  в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. Это отношение упирается в  самый существенный вопрос: «Что такое  мир?». 

У человека всегда существовала потребность выработать общее представление  о мире в целом и о месте  в нем человека. Такое представление  принято называть универсальной  картиной мира.

Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл  его жизни, почему существует жизнь  и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе  и т.д.

Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек  имеют более или менее ясное  и четкое или расплывчатое представление  о решении вопросов, которые волнуют  человечество. Система этих решений  и ответов формирует мировоззрение  эпохи в целом и отдельной  личности. Отвечая на вопрос о месте  человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в  их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

Обладая общими знаниями о  своем месте в мире, человек  строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и  эти цели есть, как правило, выражение  тех или иных интересов целых  групп или отдельных людей.

В одном случае их связь  с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она  затемняется теми или иными личностными  установками человека, особенностями  его характера. Однако такая связь  с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это  означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и  целесообразно действовать в  нем.

Мировоззрение – это фундамент  человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему  понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение  в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого  опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение –  это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и  понимание мира, а также программа  поведения и действий человека.

 

1.2 Структура мировоззрения 

Структура мировоззрения  включает в себя:

1)Знания - совокупность сведений  об окружающем мире. Они являются  исходным звеном, "клеточкой"  мировоззрения. Знания бывают научными, профессиональными (военными), повседневно-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. 

2)Ценности - это особое  отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут  характеризоваться материальные и  духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д. Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3)Эмоции - это субъективная  реакция человека на воздействие  внутренних и внешних раздражений,  проявляющихся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает  в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям  присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость  жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению  дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение  служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным  удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4)Воля - способность к  выбору цели деятельности и  внутренним усилиям, необходимым  для её осуществления.

Это придаёт всему составу  мировоззрения особый характер, позволяет  человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5)Убеждения - взгляды,  активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побудительная сила.

Убеждения - это знания, соединённые  с волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов.

6)Вера - это степень доверия  человека к содержанию имеющихся  у него знаний. Диапазон человеческой  веры весьма широк. Он простирается  от практической очевидности  до религиозных верований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7)Сомнение - критическое  отношение к каким-либо знаниям  или ценностям. 

Сомнение - обязательный элемент  самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие каких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или  нигилизм - неверие ни во что, утрату идеалов.

1.3 Структура и исторические типы

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно  в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять  то или иное решение. Для этого  ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание  мира – мировоззрение. 
Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. 

Существует два способа  освоения мироздания: 

1)путем психологических  ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы  понятий и категорий.  
Существует 2 уровня мировоззрения: 

1)эмоционально-образный - связан  с миром ощущений(искусство, мифология и религия); 

2)логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

Мировоззрение – система  представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:

-  житейское (обыденное)  порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система  обобщенных чувствований, интуитивных  представлений и теоретических  взглядов на окружающий мир и место  человека в нем, на многосторонние отношение  человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом. 

Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования»[2].

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий  каркас. Наибольшая роль  в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения  входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Информация о работе Понятие и типы мировозрение