Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:29, реферат
Проблема жизни и смерти является, несомненно, самой жгучей проблемой человечества. Тысячи лет люди размышляют над тем, почему они умирают, как этого избежать и как обрести бессмертие. Плоды этих размышлений дошли до нас в виде мифов и религиозных учений. Посмотрим, какие основные представления о душе человека существуют сегодня в мире, какие ей приписывают свойства, куда душа отправляется после его смерти, где она там живет и чем занимается. Это даст возможность создать целостное представление о современном состоянии вопроса о человеческой душе и предоставить читателю пищу для размышления о трудности поиска истины и вечных тайнах бытия.
1 Общие представления о человеческой душе и религии
2. О человеческой душе в философии
Душа
приобретает форму
Душа как едино-цельный феномен. Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, тем не менее всегда остается сама собой и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей.
Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдельно, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.
Какие
факты говорят о том, что душа,
сознание есть функция человеческого
мозга? Душа, различные ее свойства,
сознание развиваются с развитием
именно человеческого мозга. Мозг первобытного
человека был слабо развит и мог
служить органом лишь относительного
примитивного сознания. У современного
человека (Homo sapiens) сложно организованный
мозг и подлинно человеческое сознание.
Все мы знаем, что сознание ребенка
развивается в единстве с формированием
его мозга и процессом
Известно, как деформируется духовный мир личности, но если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками, нередко происходит полная деградация личности.
Об
органической связи сознания и мозга
говорят и приемы лечения психических
расстройств. Так, психотерапевты “работают
с душой”, например, при помощи психолингвистических
средств, корректируют нарушение смысловых
связей. Гипнологи врачуют душу с
помощью гипноза. Психиатры широко
применяют лекарственные
Мы
прибегли к медицине с целью разъяснения
собственно философской проблемы —
связи сознания и мозга, души и
тела. Мыслит, восхищается, любит и
ненавидит не мозг сам по себе, а
человек. Мозг — это часть целого:
личности, общества, истории. Именно в
составе этого целого он и функционирует
как орган сознания. Принципы индивидуальной
работы мозга и мышления постоянно
регулируются законами движения всей
человеческой культуры, к которой
мы ежеминутно приобщаемся. Ребенок
рождается с определенными
Нормальная отражательная деятельность мозга предполагает его активное состояние, которое вызывается прежде всего притоком нервных импульсов извне. Важную роль в поддержании бодрствующего состояния коры мозга и тем самым в регулировании степени ясности сознания играет ретикулярная формация, связанная с механизмом внимания.
Философское
знание есть опытное знание. Что
бы ни исследовал философ, он не имеет
другого источника; и в этом его
положение подобно положению
всякого другого ученого. Философская
наука, как таковая, покоится на предметном
опыте, т. е. на проверенном, верном, адекватном
восприятии изучаемого предмета изучающею
душою. Без этого восприятия душа
философа остается познавательно-бессильною
и некомпетентною. Так, сознание, не
воспринимающее чистого, безобразного
понятия, не в состоянии формулировать
законы логики; душа, отвращающаяся
от показаний совести, бессильна
судить о добре и зле; суждение
о красоте и художественности
беспредметно и праздно, если орган
эстетического восприятия пребывает
в бездействии и немощи. Самое
обычное, отвлеченное мышление при
всей своей “формальности” есть своего
рода опыт, и этот опыт нуждается
в культуре; именно поэтому так
бесплоден спор с некультурным человеком,
не привыкшим испытывать неизменную
тождественность понятия и
Душа
человека может испытывать и фактически,
испытывая многое не чувственное. Правда,
обычное сознание занято по боль шей
части чувственными восприятиями: оно
— то живет непосредственно в
наплывающих извне звуках, красках,
пространственны) образах и ощущениях
своего тела, ориентируясь через их
посредство в мире вещей и строя
по ним свою жизнь; то оно занято
тем, что воображает поблекшие тени
воспринятых вещей, возрождая их
из прошлого и подчас разжигая еще
сильнее их яркость. И даже тогда,
когда оно имеет дело с нечувственными
предметами, она восприемлет их в
их чувственном воплощении, подставляя
вместо общего — частное и вместо
идеи — одноименный образ, осуществляя
волевой порыв телодвижением, выражая
напряженное чувствование смехом, рыданием,
воплем. Даже “отвлеченное” мышление
обычного сознания бредет по чувственным
образам и схемам; и, двигаясь в
лесу понятий, оно опирается на чувственные
костыли и спотыкается о
Тем
не менее и оно имеет дело с
нечувственными содержаниями. Конечно,
сенсуальные образы вещей проникают
глубоко в бессознательное
В
самом деле, силы души могут быть
заполнены нечувственными содержаниями,
т. е. такими, которые лишены не только
пространственно-материального, но и
протяженно-образного
Так,
самый строй содержаний, открывающихся
логически зрелому мышлению, имеет
нечувственную природу и являет
зрелище, привычное оку нечувственной
мысли, но невидимое для глаза, взирающего
на вещи. Современная логика, в лице
Гуссерля, следуя за Больцано, убедительно
показала, что человеку доступно, при
известной внутренней культуре, безобразное
мышление и что именно такому и
только такому мышлению открывается
строй понятий, во всей его законченности
и чистоте. Понятие и вещь, смысл
и образ суть предметы различных
измерений. Чувственной вещи свойственно
непрерывно меняться; смыслу и понятию
свойственно ненарушимое
Далее,
и воле доступны нечувственные содержания.
Обращаясь к какому-нибудь содержанию
и приемля его, воля делает его
целью, т. е. предвосхищаемым предметом
своих творческих напряжений. Это
предвосхищение и творчество может
относиться к вещественно-чувственным
явлениям, но может возводить душу
и к нечувственным обстояниям.
Такова, например, воля к истине. Но
еще доступнее для обычного сознания
воля к добру, также возводящая душу
к особым нечувственным содержаниям.
Когда добро является искомым, осуществляемым
заданием, то душа имеет перед собою
проблему объективной ценности своей
цели и обусловливает приятие
цели именно ее объективною ценностью;
она вопрошает о нравственно-
Добро есть нечувственный предмет; совесть есть живой орган, открывающий к нему доступ. Поэтому всякий человек, поскольку он не стал жертвой исключительной, сатанинской злобы, поскольку он способен видеть нравственно-лучшее и желать его,— имеет дело с нечувственными, этическими содержаниями, как бы беспомощно и сбивчиво он ни обходился с ними.
Подобно
этому человеку доступен целый ряд
аффектов, посвященных нечувственным
содержаниям. Напрасно было бы думать,
что аффекты души могут пленяться
и возгораться только от восприятия
вещей или их протяженных образов.
Если даже обычно страсть человека
прилепляется к внешней видимости,
то это еще не значит, что ею не
руководит в этом смутное искание
сверхчувственной сущности. Искусство
обнаруживает это искание с несомненною
определенностью и силою: ибо
то, что вынашивает и осуществляет
истинный художник, есть всегда обстояние,
несводимое к чувственной видимости
его произведения. Художественный аффект,
приводящий в движение творческую фантазию,
всегда глубже своего чувственного повода;
так что предметное содержание эстетического
произведения никогда не исчерпывается
его чувственно восприемлемою материей.
Истинный художник ищет не “удачного”
выражения и не “красивого” сочетания,
но красоты: он стремится явить сверхчувственное
предметное содержание своего аффекта
в виде адекватного, чувственно-единичного
образа, “красивость” и “удачность”
которого могут быть только порождением
сверхчувственного предмета, уловленного
в адекватном опыте. Такова природа всего
художественного. Однако жить сверхчувственным
содержанием дано не только аффекту, обращенному
к красоте, но и аффекту, религиозно обращенному
к Богу, этически обращенному к добру и
познавательно обращенному к истине. Молитва,
умиление, покаяние, мировая скорбь, сомнение
и очевидность—вот состояние души, которые
доступны всем людям и в которых аффект
одержим сверхчувственным содержанием.
Историку духовной жизни достаточно указать
на молитвенный экстаз брамина, на одухотворенный
эрос Сократа, на ту “интеллектуальную
любовь к Богу”, о которой говорил Спиноза,
и на то поклонение “духом и истиною”,
которому учил Христос. Наконец, самое
воображение может быть посвящено нечувственным
содержаниям — и в повседневной жизни,
поскольку человек воображает душевные
состояния своих ближних, и в искусстве,
поскольку оно изображает состояние человеческого
духа, и в рели гии, поскольку душа восходит
к созерцающему восприятию Божества, и
в философии, поскольку воображение покорно
следует указаниям безобразной мысли
или сверхчувственного воленапряжения.
Информация о работе Понятие души человека в философии и религии