Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:29, реферат
Проблема жизни и смерти является, несомненно, самой жгучей проблемой человечества. Тысячи лет люди размышляют над тем, почему они умирают, как этого избежать и как обрести бессмертие. Плоды этих размышлений дошли до нас в виде мифов и религиозных учений. Посмотрим, какие основные представления о душе человека существуют сегодня в мире, какие ей приписывают свойства, куда душа отправляется после его смерти, где она там живет и чем занимается. Это даст возможность создать целостное представление о современном состоянии вопроса о человеческой душе и предоставить читателю пищу для размышления о трудности поиска истины и вечных тайнах бытия.
1 Общие представления о человеческой душе и религии
2. О человеческой душе в философии
Санкт-Петербургский Государственный университет Сервиса и Экономики
Калининградский
филиал
Реферат
По предмету: «Человек и его потребности»
На тему: «Понятие
души человека в философии и религии»
Сдала: студентка 2 курса
080502с группы
Лычковская
Анна
Калининград 2012
Введение
Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа - девица и др. давно вошли в языковую культуру русского народа. Что за этим стоит? Какова история этого понятия? Эти вопросы сегодня все чаще задают себе люди разных возрастов, профессий и социальных слоев. В русском и некоторых других языках это понятие связывается со словом "дышать". Простые наблюдения над живыми и мертвыми людьми уже в первобытные времена привели к выводу о том, что внутри живого человека есть что-то такое, что делает его живым. Наряду с понятием "душа" человека во многих мифах и религиях существует близкое и родственное ему понятие "дух" человека. Соотношение этих двух понятий может колебаться от их полного разделения до полного слияния. По учению ряда религий душа, как и дух, есть также у животных и растений. Древние египтяне верили, что душу имеют также и боги. У славян душа умершего превращалась в дух - "навь".
Проблема
жизни и смерти является, несомненно,
самой жгучей проблемой человечества.
Тысячи лет люди размышляют над тем,
почему они умирают, как этого
избежать и как обрести бессмертие.
Плоды этих размышлений дошли
до нас в виде мифов и религиозных
учений. Посмотрим, какие основные представления
о душе человека существуют сегодня
в мире, какие ей приписывают свойства,
куда душа отправляется после его
смерти, где она там живет и
чем занимается. Это даст возможность
создать целостное
Общие представления о человеческой
душе в религии.
По мнению известного этнографа и историка первобытной религии Э. Тайлора, первобытные люди считали, что душа - это тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени; она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. С другой стороны, имеется представление о том, что душа - это сгусток энергии, которую не измерить никакими приборами. Так считают, например, джайнисты.
По
взглядам первобытных людей и
унаследовавших эти взгляды религий,
после смерти тела душа покидает человека.
В то же время в древности, да и
сегодня у многих народов существует
поверье, что если душа сохраняется,
то жизнь тела будет продолжаться.
Люди верили также и тому, что
если человеку удастся извлечь свою
душу и сохранить ее в потайном
месте, то он обеспечит себе бессмертие
до тех пор, пока ей ничего не будет
угрожать. В соответствии с этими
взглядами, в период опасности человек
предусмотрительно вынимает свою душу
и души своих друзей и сдает
их на хранение в надежное место. Так,
на островах Юго-Восточной Азии и
сегодня многие считают переселение
в новый дом критическим
В
иудаизме
В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
Представление о посмертной участи современных евреев похоже на буддийское, также на верования Древнего Египта, откуда, скорее всего, позаимствовано: грешные души после смерти должны снова и снова проходить круг перерождения (реинкарнацию), пока не достигнут совершенства.
Представления
о триединой сущности самой души
взяты из древнеегипетских или римских
верований, в Торе этого нет. По убеждению
евреев, в момент смерти человека душа
распадается на три составляющие
её части. Когда умирает праведник,
его «нешама» (римский anima или spiritus,
египетский «ху»-«мир интеллекта») получает
«поцелуй любви» от Беспредельного и
ныряет в «источник Божественного
Света». «Руах» праведника (римский manes,
египетский «ба»-«вместилище нравственных
свойств») отправляется наслаждаться
в Эдемский сад. «Нефеш» (римский umbra,
египетский «ка»-«витальное начало») остаётся
в могиле и витает над телом
некоторое время, пока оно не распадётся,
после чего «нефеш» обретёт окончательный
мир и покой где-нибудь в «спальном
уголке» вселенной. Эти средневековые
иудо-языческие представления
В
Каббале
В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме (или мировой душе) и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.
В Викитеке есть полный текст статьи Тело и душа
«суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это — духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это „я“ человека. Это „я“ человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого „я“, духовного и вечного.»…
Теософский словарь Е. П. Блаватской
По
Блаватской, душа, психея или нэфеш
Библии — жизненный принцип или
дыхание жизни, который каждое животное,
вплоть до инфузории, имеет подобно
человеку. В «переведённой Библии»
она без различения фигурирует и
как жизнь, и как кровь, и как
душа. «Не будем убивать его
нэфеш», сказано в оригинальном тексте;
«не убьём его», переводят христиане
(Быт. 37:21).
В христианстве
Для
большинства христианских конфессий
характерно представление о душе,
как о бессмертной
Согласно
пониманию некоторых отцов
Против такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.
Отрицание бессмертия души
Некоторые
направления в христианстве, наиболее
известные из которых Адвентисты
седьмого дня и Свидетели Иеговы,
имеют отличные от других христианских
конфессий представления о
В
христианстве понятие «душа» неразрывно
связано с понятием спасения. Спасение
души человека понимается как спасение
самой сущности человека и от смерти,
которая тоже считается последствием
греха и от вечного наказание
за грех (в аду или геене огненной).
Большинство христиан считает, что
после воскресения умерших души
спасенных воссоединятся с
Понятие души в философии.
Учение
о душе является одним из смысловых
центров платоновской философии. Действительно,
понять платоновскую философию в
отрыве от психологии невозможно. И
теоретическое познание, и практическая
деятельность в понимании Платона
зависят от учения о душе. Главный
тезис платоновской психологии есть
утверждение бессмертия души. О том,
что душа переживает тело и может воплощаться
в различные тела (реинкарнация) людей,
животных, растений, говорили до Платона
орфики, пифагорейцы, Эмпедокл. Однако
последовательная разработка этого учения
в контексте онтологии, гносеологии, этики
и политической философии была дана именно
Платоном. Поэтому он может быть назван
основателем идеалистической психологии.
Почему Платон счел необходимым ввести
понятие бессмертной души?
Во-первых, без бессмертной души немыслимо
учение о загробном воздаянии, которое
только и может быть гарантом тотальной
справедливости. Если душа не получает
награду за добродетель и не терпит страданий
за свои пороки, справедливости не существует.
Такая ситуация для Платона сводит на
нет любую попытку обоснования этики.
Во-вторых, без бессмертной души, т.
е. души, не зависящей от тела в своем бытии,
не может быть чистого познания, поскольку
тогда тело с его ощущениями не даст нам
познать истину. А без истинного познания
невозможна никакая практическая деятельность,
невозможно и переустройство греческого
полиса, о котором мечтал Платон.
В-третьих, бессмертная душа необходима
для космологии, именно она должна приводить
в движение космос. Если она окажется смертной,
космос будет должен в определенный момент
времени прекратить свое существование.
Кроме того, душа бессмертная, т. е. никак
не зависящая от тела и всего телесного,
позволяет объяснить разумность космоса,
выступая ближайшей причиной его осмысленности
и целесообразности. Если такой души нет,
то космос надо объяснять исключительно
из физических причин, что, по Платону,
дело невозможное. Для обоснования разумного
и целесообразного космоса надо принять
разумную и целесообразную причину, которой
и оказывается душа.
Телесное и душа.
Душа не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Г. Гегель, “за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения”. Душа — не только (как полагала психология) некоторая “душа-вещь”, стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно “получает” ее животворящей силой души.
Но
в то же время бесспорно, что душа
находится в теле, она осуществляется
в теле и тело есть предел ее осуществления.
Без души вообще не существовало бы
никакого организованного живого тела:
когда организм лишается души, он оказывается
не живым, а мертвым, он, разлагаясь,
теряет свою живую организованность;
следовательно, душа является животворящим
началом. Наличие у нас души есть,
таким образом, абсолютное условие
нашего бытия, сам неотъемлемый принцип
нашей жизни. Когда душа как бы
светится лучами сознания и самосознания,
наше тело держится в нужной форме,
однако достаточно даже несколько-секундной
потери сознания, и человек падает
в обморок. И в этом смысле знаменитый
принцип Р. Декарта “Я мыслю, следовательно,
существую” является совершенно неоспоримым.
Можно, пожалуй, согласиться и с
утверждением одного из экзистенциалистов,
заявившего: “Меня тошнит — значит
я существую”. Душа являет собой
ту часть духовной деятельности человека,
в которой, по Гегелю, еще сильно
сказывается связь с
Информация о работе Понятие души человека в философии и религии