Понятие души человека в философии и религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:29, реферат

Описание работы

Проблема жизни и смерти является, несомненно, самой жгучей проблемой человечества. Тысячи лет люди размышляют над тем, почему они умирают, как этого избежать и как обрести бессмертие. Плоды этих размышлений дошли до нас в виде мифов и религиозных учений. Посмотрим, какие основные представления о душе человека существуют сегодня в мире, какие ей приписывают свойства, куда душа отправляется после его смерти, где она там живет и чем занимается. Это даст возможность создать целостное представление о современном состоянии вопроса о человеческой душе и предоставить читателю пищу для размышления о трудности поиска истины и вечных тайнах бытия.

Содержание

1 Общие представления о человеческой душе и религии
2. О человеческой душе в философии

Работа содержит 1 файл

контрольная работа №58 !Роль идеала в жизни человека!.docx

— 36.15 Кб (Скачать)
 

Санкт-Петербургский Государственный университет Сервиса и Экономики

Калининградский филиал 
 
 
 
 

Реферат

По предмету: «Человек и его потребности»

На тему: «Понятие души человека в философии и религии» 
 
 

Сдала: студентка 2 курса

080502с  группы

Лычковская  Анна  
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград 2012

Введение

     Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа - девица и др. давно вошли  в языковую культуру русского народа. Что за этим стоит? Какова история  этого понятия? Эти вопросы сегодня  все чаще задают себе люди разных возрастов, профессий и социальных слоев. В  русском и некоторых других языках это понятие связывается со словом "дышать". Простые наблюдения над  живыми и мертвыми людьми уже в  первобытные времена привели  к выводу о том, что внутри живого человека есть что-то такое, что делает его живым. Наряду с понятием "душа" человека во многих мифах и религиях существует близкое и родственное  ему понятие "дух" человека. Соотношение  этих двух понятий может колебаться от их полного разделения до полного  слияния. По учению ряда религий душа, как и дух, есть также у животных и растений. Древние египтяне верили, что душу имеют также и боги. У славян душа умершего превращалась в дух - "навь".

     Проблема  жизни и смерти является, несомненно, самой жгучей проблемой человечества. Тысячи лет люди размышляют над тем, почему они умирают, как этого  избежать и как обрести бессмертие. Плоды этих размышлений дошли  до нас в виде мифов и религиозных  учений. Посмотрим, какие основные представления  о душе человека существуют сегодня  в мире, какие ей приписывают свойства, куда душа отправляется после его  смерти, где она там живет и  чем занимается. Это даст возможность  создать целостное представление  о современном состоянии вопроса  о человеческой душе и предоставить читателю пищу для размышления о  трудности поиска истины и вечных тайнах бытия. 

 

      Общие представления о человеческой душе в религии. 

     По  мнению известного этнографа и историка первобытной религии Э. Тайлора, первобытные люди считали, что душа - это тонкий, невещественный человеческий образ, по своей природе нечто  вроде пара, воздуха или тени; она составляет причину жизни  и мысли в том существе, которое  она одушевляет. С другой стороны, имеется представление о том, что душа - это сгусток энергии, которую не измерить никакими приборами. Так считают, например, джайнисты.

     По  взглядам первобытных людей и  унаследовавших эти взгляды религий, после смерти тела душа покидает человека. В то же время в древности, да и  сегодня у многих народов существует поверье, что если душа сохраняется, то жизнь тела будет продолжаться. Люди верили также и тому, что  если человеку удастся извлечь свою душу и сохранить ее в потайном месте, то он обеспечит себе бессмертие до тех пор, пока ей ничего не будет  угрожать. В соответствии с этими  взглядами, в период опасности человек  предусмотрительно вынимает свою душу и души своих друзей и сдает  их на хранение в надежное место. Так, на островах Юго-Восточной Азии и  сегодня многие считают переселение  в новый дом критическим моментом, грозящим гибелью их душам. На острове  Целебес жрец в прошлом веке собирал  на время переселения в новый  дом души всей семьи в мешок  и держал их там, пока не проходила  опасность. На Кейских островах вылущенный кокосовый орех, расщепленный пополам  и вновь сложенный, еще и сегодня  служит хранилищем для души новорожденного, дабы она не сделалась добычей  злых духов. Эскимосы на Аляске еще  недавно принимали своеобразные меры предосторожности о душе заболевшего  ребенка. Врачеватель посредством  заклинания загонял ее в амулет и  прятал в свой медицинский мешок, где душа находилась в наибольшей безопасности.  
 

     В иудаизме 

     В Талмуде душа описывается как  независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало — склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.

     Представление о посмертной участи современных  евреев похоже на буддийское, также  на верования Древнего Египта, откуда, скорее всего, позаимствовано: грешные  души после смерти должны снова и  снова проходить круг перерождения (реинкарнацию), пока не достигнут совершенства.

     Представления о триединой сущности самой души взяты из древнеегипетских или римских  верований, в Торе этого нет. По убеждению  евреев, в момент смерти человека душа распадается на три составляющие её части. Когда умирает праведник, его «нешама» (римский anima или spiritus, египетский «ху»-«мир интеллекта») получает «поцелуй любви» от Беспредельного и  ныряет в «источник Божественного  Света». «Руах» праведника (римский manes, египетский «ба»-«вместилище нравственных свойств») отправляется наслаждаться в Эдемский сад. «Нефеш» (римский umbra, египетский «ка»-«витальное начало») остаётся в могиле и витает над телом  некоторое время, пока оно не распадётся, после чего «нефеш» обретёт окончательный  мир и покой где-нибудь в «спальном  уголке» вселенной. Эти средневековые  иудо-языческие представления сейчас наиболее популярны. 
 
 

     В Каббале 

     В учении Каббалы душа мыслится как  духовная сущность, берущая начало в высшем разуме (или мировой душе) и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться  с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света — Богу.

     В Викитеке есть полный текст статьи Тело и душа

     «суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это — духовная сущность, в скрытой форме воплощенная  внутри тела. И это „я“ человека. Это „я“ человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого  „я“, духовного и вечного.»…

     Теософский  словарь Е. П. Блаватской

     По  Блаватской, душа, психея или нэфеш  Библии — жизненный принцип или  дыхание жизни, который каждое животное, вплоть до инфузории, имеет подобно  человеку. В «переведённой Библии»  она без различения фигурирует и  как жизнь, и как кровь, и как  душа. «Не будем убивать его  нэфеш», сказано в оригинальном тексте; «не убьём его», переводят христиане (Быт. 37:21). 

В христианстве

     Для большинства христианских конфессий  характерно представление о душе, как о бессмертной нематериальной (духовной) сущности человека, носителя разума и воли. После смерти человека душа, согласно этим представлением, продолжает сознательное существование, и ее дальнейшая судьба определяется Богом на суде, и дальнейшим местом пребывания души после суда является либо рай либо ад. Римско-католическая церковь, кроме  этого, имеет учение о чистилище.

     Согласно  пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, Августин) считают  её духовной, но в патристике преобладает  понимание души как непространственной, нематериальной субстанции.

     Против  такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает Кант. Апелляция к нематериальному  принципу во имя разрешения вопроса  о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для  него же душа есть предмет внутреннего  чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.

     Отрицание бессмертия души

     Некоторые направления в христианстве, наиболее известные из которых Адвентисты седьмого дня и Свидетели Иеговы, имеют отличные от других христианских конфессий представления о природе  души. Главная особенность этих представлений  — душа сама по себе не обладает бессмертной  природой.

     В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения. Спасение души человека понимается как спасение самой сущности человека и от смерти, которая тоже считается последствием греха и от вечного наказание  за грех (в аду или геене огненной). Большинство христиан считает, что  после воскресения умерших души спасенных воссоединятся с телами и в этих телах спасенным будет  гарантирована вечная жизнь. 

     Понятие души в философии.

     Понятие души в философии Платона.

     Учение  о душе является одним из смысловых  центров платоновской философии. Действительно, понять платоновскую философию в  отрыве от психологии невозможно. И  теоретическое познание, и практическая деятельность в понимании Платона  зависят от учения о душе. Главный  тезис платоновской психологии есть утверждение бессмертия души. О том, что душа переживает тело и может воплощаться в различные тела (реинкарнация) людей, животных, растений, говорили до Платона орфики, пифагорейцы, Эмпедокл. Однако последовательная разработка этого учения в контексте онтологии, гносеологии, этики и политической философии была дана именно Платоном. Поэтому он может быть назван основателем идеалистической психологии. Почему Платон счел необходимым ввести понятие бессмертной души? 
Во-первых, без бессмертной души немыслимо учение о загробном воздаянии, которое только и может быть гарантом тотальной справедливости. Если душа не получает награду за добродетель и не терпит страданий за свои пороки, справедливости не существует. Такая ситуация для Платона сводит на нет любую попытку обоснования этики. 
Во-вторых, без бессмертной души, т. е. души, не зависящей от тела в своем бытии, не может быть чистого познания, поскольку тогда тело с его ощущениями не даст нам познать истину. А без истинного познания невозможна никакая практическая деятельность, невозможно и переустройство греческого полиса, о котором мечтал Платон. 
В-третьих, бессмертная душа необходима для космологии, именно она должна приводить в движение космос. Если она окажется смертной, космос будет должен в определенный момент времени прекратить свое существование. Кроме того, душа бессмертная, т. е. никак не зависящая от тела и всего телесного, позволяет объяснить разумность космоса, выступая ближайшей причиной его осмысленности и целесообразности. Если такой души нет, то космос надо объяснять исключительно из физических причин, что, по Платону, дело невозможное. Для обоснования разумного и целесообразного космоса надо принять разумную и целесообразную причину, которой и оказывается душа.

     Телесное  и душа.

     Душа  не есть нечто пребывающее в покое, скорее, наоборот, это — нечто  постоянно беспокойное, деятельное. Можно даже сказать, что душа в  каждое мгновение есть нечто само от себя отличающееся. Душа — это не что-то готовое до своего проявления, не какое-то, как говорил Г. Гегель, “за горой явлений укрывающееся существо, но такое, которое обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего необходимого самообнаружения”. Душа — не только (как полагала психология) некоторая “душа-вещь”, стоящая лишь во внешнем отношении к телу, но нечто внутреннее, связанное с телом, образующее с ним нечто единое-цельное — живой организм человека. Тело являет собой ту же жизнь, что и душа, и тем не менее их можно назвать различными. Душа без тела не была бы живой земной душой, также и наоборот. Когда душа покидает тело, то оно никнет. Тело человека само по себе не имеет самодостаточной силы жизни: оно “получает” ее животворящей силой души.

     Но  в то же время бесспорно, что душа находится в теле, она осуществляется в теле и тело есть предел ее осуществления. Без души вообще не существовало бы никакого организованного живого тела: когда организм лишается души, он оказывается  не живым, а мертвым, он, разлагаясь, теряет свою живую организованность; следовательно, душа является животворящим началом. Наличие у нас души есть, таким образом, абсолютное условие  нашего бытия, сам неотъемлемый принцип  нашей жизни. Когда душа как бы светится лучами сознания и самосознания, наше тело держится в нужной форме, однако достаточно даже несколько-секундной  потери сознания, и человек падает в обморок. И в этом смысле знаменитый принцип Р. Декарта “Я мыслю, следовательно, существую” является совершенно неоспоримым. Можно, пожалуй, согласиться и с  утверждением одного из экзистенциалистов, заявившего: “Меня тошнит — значит я существую”. Душа являет собой  ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью  человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с  его телесностью, прежде всего с  мозгом: духовное вообще не существует вне телесного. Можно сказать: душа таким образом физически организованного человека, т.е. его определенной телесности, выражает себя в его реальном облике. Видимость телесного облика есть лишь внешнее выражение нашей души. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо, или иначе: человек есть одушевленное тело или телесно воплощенная душа.

Информация о работе Понятие души человека в философии и религии