Понятие асоциального поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 22:47, контрольная работа

Описание работы

Цивилизованное общество не может существовать без смены поколений, единственным источником которых является семья. Все дети приходят в мир беспомощными и беззащитными. Их жизнь, здоровье и будущее до периода взросления целиком зависят от родителей. Важнейшими факторами влияния семьи на детей являются атмосфера родственных эмоциональных связей и близость между ее членами. Особую значимость они приобретают для детей дошкольного возраста.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………….. 2стр.
2. Понятие асоциального поведения …………………………….. 3стр.
3. Коррекция асоциального поведения ………………………….. 5стр.
4. Взаимодействие педагога с семьей ……………………………. 9стр.
5. Заключение …………………………………………………… 11стр.
6. Список литературы ……………………………………………. 12стр.

Работа содержит 1 файл

Содержани1.docx

— 28.55 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Введение  ………………………………………………………..   2стр.
  2. Понятие асоциального поведения ……………………………..  3стр.
  3. Коррекция асоциального поведения …………………………..  5стр.
  4. Взаимодействие педагога с семьей …………………………….  9стр.
  5. Заключение    ……………………………………………………  11стр.
  6. Список литературы …………………………………………….   12стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Цивилизованное  общество не может существовать без  смены поколений, единственным источником которых является семья. Все дети приходят в мир беспомощными и  беззащитными. Их жизнь, здоровье и  будущее до периода взросления целиком  зависят от родителей. Важнейшими факторами  влияния семьи на детей являются атмосфера    родственных эмоциональных связей и близость между ее членами. Особую значимость они приобретают для детей дошкольного возраста. Взаимные глубинные чувства и отношения между ребенком и родителями, доверие к ним делают его особенно восприимчивым к их нравственным установкам и требованиям, определяют прочность воздействия семейного примера.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие асоциального поведения

     Асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение, и др.), вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенство. В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, граффити, сленг, татуировки. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, злословие, ложь, воровство, вымогательство или попрошайничество. Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.

     Асоциальное поведение в психологии рассматривается  как отклоняющееся поведение, которое  включает в себя систему поступков  или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или  нравственным нормам. Психологи Колесов Д.Б., Каменский Н.Л., Титаренко Т.Н., Яковенко С.И., (2,3,4,6) утверждают, что наиболее ярко может быть выражено отклоняющееся поведение в подростковом периоде, но его предпосылки могут проявляться и в младшем школьном возрасте, и выделяют следующие  причины.

     Младший школьник охотно подчиняется правилам и нормам поведения, которые предписывают ему авторитарные взрослые. Если же ребёнку предоставить полную свободу  действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, то он усматривает  в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребёнок, когда родители в силу своей занятости надолго  оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями. Яркой формой безнадзорности являются побеги из дома, прогулы уроков, бесцельное время провождение вне дома.  Неблагополучие и конфликты в семье. Дети, особенно младшего школьного возраста, остро переживают напряженную атмосферу неблагополучия. Деспотическое отношение к детям (жестокие наказания) ведет к уходу из дома. В таких семьях дети бывают послушными, но вырастают пассивные, слабохарактерные, либо поддаются влиянию людей с сильной волей.  Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то что хочется, то любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления. Этим и объясняется снижение успеваемости у подростков, которым в младших классах учеба давалась легко. Чтобы этого не случилось, важно у ребенка воспитывать трудолюбие, волю еще в раннем детстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Коррекция асоциального поведения

     На  формирование и развитие личности влияет его окружение. Воспитание прекрасным основывается только на положительных эмоциях. Заплаканный или расстроенный ребенок не воспринимает уже ничего, даже самого распрекрасного, которое ему будет предлагаться. Еще В.А. Сухомлинский акцентировал внимание на том, что учебно-воспитательный процесс должен сохранить функциональное единство-единство души, духа и тела. Суть воспитания В.А. Сухомлинский видел в построении диалогического общения учитель-ученик признаком, которого является: «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность». Педагогическим принципом В.А. Сухомлинского был принцип-воспитание без наказаний. Самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка. Правом пользоваться острым инструментом оценки имеет тот педагог, который любит детей.

       Создать в общении с детьми обстановку полного доверия. Поэтому родители и воспитатели должны обладать информацией о том, что происходит в жизни ребенка. Доверие нарушается, если взрослые обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны.

     Даже  если ребенок попался на явной  лжи, это не должно стать концом доверия. Родитель должен сказать, что хотя обман  и повлияет на доверительность их отношений, но единичная ложь все  же простительна. Если ложь примет хронический  характер, ребенок сам пострадает от последствий утраты доверия.

     Какие применять меры в том случае, если ложь очевидна и проступок заслуживает  наказания. Выделяют три группы методов  воспитания:

     а) силовое давление, при котором  родители используют свою власть над  ребенком.

     б) отношения любви, не исключавшие  гнева и неодобрения, но не допускавшие  физических наказаний.

     в). Рациональные отношения, при которых  родители акцентировали внимание на тех последствиях, на которые повлияла детская ложь.

     По  исследованиям Экмана П. первая группа методов использовалась родителями намного чаще, чем две остальные, что приводило к не эффективным результатам - дети говорили неправду еще больше. Поэтому американские психологи Хофман Ф., Экман П. советуют родителям предпочесть третью группу методов.

     Принципы, которыми должны руководствоваться  родители в случае детской лжи:

     1. Избегать применения физических  наказаний

     2. Отделять наказания за ложь  от наказания за скрываемый  ложью проступок.

     3. Подчеркивать какое значение  имеет ложь для других людей.

     4 Наказание должно быть соразмерно  проступку

     5. Устанавливать с детьми полные доверительные контакты, уметь понять ребенка.

     Формированию  асоциального поведения способствует не только семья, но общение со сверстниками. Белкин А.С. разработал приемы и пути управления межличностными отношениями с целью нейтрализации асоциального поведения: диагностика явлений, свидетельствующих о патологических отклонениях в процессе развития отношений личности с окружающей средой. Сюда входит определение причин возникающих аномалий, характер и степень неудовлетворенности личности своим положением, способы компенсации дефицита полезного общения. Диагностика данных нарушений означает определение уровня социальной педагогической запущенности ребенка, возникающей по различным возрастным уровням его становления;

     Система тактических действий, направленных на блокировку отрицательных влияний, разрыв нежелательных связей, создающих  благоприятные условия для педагогических условий по формированию социально ценных отношений дошкольника в наиболее значимых сферах его общения.

     Система стратегических действий, направленных на такое изменение условий жизни  и деятельности ребенка, которые  способствуют ликвидации дефицита полезного  общения, снимает состояние эмоционального неблагополучия, обеспечивает возникновение  социально ценных связей и отношений.

     Прогнозирование процесса дальнейшего развития отношений  личности с внешней средой с целью  профилактики возможных аномалий общения.

     Все указанные особенности управления процессами общения проявляются  при раскрытии вопроса, связанного с педагогическими основами управления межличностными отношениями с целью  нейтрализации отрицательного влияния.

     Согласно  «Педагогическому энциклопедическому словарю», семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Она выступает первичным коллективом, в котором человек получает представления о жизненных целях и ценностях, первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения Являясь социальным институтом, семья реализует конкретные функции (репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организованного досуга, воспитательная), важнейшей из которых является воспитательная функция.

     По  мнению А.Г. Харчева, воспитательная функция  семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи  накопленного обществом социального  опыта, выработка у них высоконравственного  отношения к труду, потребности  и умения быть гражданином и хозяином. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься

     Семейное  воспитание - составная часть относительно социально контролируемой социализации человека, в то же время в любой  семье человек проходит и стихийную  социализацию. Результаты социализации определяются объективными характеристиками семьи (социальным статусом, материальными  условиями семьи, уровнем образования  родителей и др.), ценностными  установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и  взаимоотношений членов семьи.

     Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим  фактором в выработке системы  социальных установок, формирования жизненных  планов, социальной направленности личности. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи.  
 
 
 
 
 
 
 

                          
 
 
 
 

Взаимодействие  педагога с семьей

     Диапазон  воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и  диапазон общественного воздействия. Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их адаптивное взаимодействие, нацеленное на позитивное формирование подрастающего поколения.

     В связи с усложнением социальной и экономической обстановки в  нашей стране резко увеличилась  численность социальных и межличностных  конфликтов, статистика фиксирует рост разводов и внебрачных детей, всплеск  социального сиротства. Наука и  практика отмечают разрушение традиционной структуры семьи, ее системы ценностей.

     В связи с этим психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность и решать комплекс профилактических задач:

- способствовать  формированию у родителей соответствующих  знаний и умений, в частности,  желание использовать их в общении с детьми и в интересах собственного развития;

- создавать  условия для оптимально сбалансированного  психического развития детей  на каждом возрастном этапе,  своевременно предупреждать возможные  нарушения в его становлении  как дееспособной личности.

     Помимо  этого решаются задачи предупредительного характера, предотвращающие наступление  нежелательных психических последствий  в их развитии. Родители и педагоги ДОУ должны уметь наблюдать за каждым ребенком, своевременно замечать и корректировать негативные особенности  его развития. Это позволит избежать последствий реадаптации и дезадаптации. Исходя из этого, считаются оправданными следующие формы сотрудничества с семьей:

- посещение семей с целью изучения внутрисемейных отношений и установления контакта с родителями;

- проведение  Дней открытых дверей, которые знакомят родителей с традициями дошкольного учреждения, особенностями воспитательного процесса; 
-
консультирование родителей в рамках усвоения определенных знаний и умений в решении проблемных вопросов;

- организация  семинаров-практикумов для начинающих родителей, наиболее нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей; 
- проведение родительских собраний (общих и групповых), на которых обсуждаются задачи воспитания детей, разбираются педагогические ситуации; 
- организация родительских конференций с целью обмена опытом семейного воспитания.

Информация о работе Понятие асоциального поведения