Политико-правовое учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий
философ, основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, пе-
реселение их в города, рост числа свободных бедняков,
развитие ростовщичества (хрематистики). Народным со-
бранием руководят доносчики, процветает клевета на бога-
тых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-по-
лис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля име-
нуют Стагиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-ме-
диком македонского царя Аминты II, и Аристотель в
детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии.

Работа содержит 1 файл

иппу.docx

— 27.10 Кб (Скачать)

природы, которые не зависят  от воли законодателя: Есте-

ственным  правом является любое  право, которое действу-

ет  повсеместно и  не зависит от того, считают ли его

люди действующим или нет.

Естественное  право предписывает:

разделение  людей на рожденных повелевать и рож-

денных  повиноваться;

рабство: Очевидно, во всяком случае, что одни люди

по  природе свободны, другие — рабы, и  этим последним

быть  рабами и полезно, и справедливо;

господство  мужа над женой.

Что касается соотношения  естественного и  позитивного

права, то Аристотель считал, что естественное право всту-

пает  в силу, когда молчит право, установленное  людьми.

Создавая  проект идеального государства, Аристотель

основывался на критике первого  проекта идеального госу-

дарства Платона. Аристотель — критик коммунизма

Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше

заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье —

это источник радостей).

Аристотель  предложил критерий справедливой формы

правления государства —  интересы общего блага. Этот

критерий  можно приложить  к любому современному госу-

дарству.

Аристотель  изменил стиль  изложения политических

идей. Научный трактат  Аристотеля пришел на смену диа-

логам Платона. Со своими учениками  он описал 158 кон-

ституций  греческих и варварских государств. Западная тра-

диция политических исследований уходит корнями в  эпоху

античности. Причем, современным  представлениям о  науч-

ном стиле изложения проблем политики более соответству-

ют  произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому

Аристотеля  чаще всего и называют основателем полити-

ческой  науки.__ 

Аристотель. 

Ученик  Платона, воспитатель  Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном  типе собственности: о личной собственности  все заботятся  гораздо больше, чем  об общественной. 

Формы правления по Аристотелю: 

Власть  одного

Власть  немногих

Власть  многих

«Правильная»

монархия

аристократия

полития

«Неправильная»

тирания

олигархия

демократия 

Черчилль: «Демократия –  самая плохая форма  правления, но лучше  пока не придумали». 

Демократия:

1)         слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.

2)         к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно. 

Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна. 

Два вида справедливости:

-           уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,

-           распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).  

Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный) 

Основные  принципы организации  жизни общин:

1)         общность имущества,

2)         обязательность труда для всех,

3)         равенство,

4)         отсутствие духовенства и культов,

5)         осуждение богатства. 

Сформулировано  «золотое правило  нормативной регуляции»:

«относись к другим так, как  бы ты хотел чтобы относились к тебе». 

Два аспекта:

1)         какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,

2)         каким судом судите – таким судимы будете.  

Основные  произведения: «О Граде  Божьем», «О свободной  воле».

1)         человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),

2)         человек живет по божественной воле.

Государство и город – синонимы. 

Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.

Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).

Идея 3: концепция «как спастись от греха». 

Различие  между проступком и преступлением:

«Если страсть губит  душу и тело, то это  проступок,

если  действует во вред другому – это преступление».  
 

Информация о работе Политико-правовое учение Аристотеля