Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:31, реферат
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий
философ, основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, пе-
реселение их в города, рост числа свободных бедняков,
развитие ростовщичества (хрематистики). Народным со-
бранием руководят доносчики, процветает клевета на бога-
тых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-по-
лис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля име-
нуют Стагиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-ме-
диком македонского царя Аминты II, и Аристотель в
детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии.
природы, которые не зависят от воли законодателя: ≪Есте-
ственным правом является любое право, которое действу-
ет повсеместно и не зависит от того, считают ли его
люди действующим или нет≫.
Естественное право предписывает:
разделение людей на рожденных повелевать и рож-
денных повиноваться;
рабство: ≪Очевидно, во всяком случае, что одни люди
по природе свободны, другие — рабы, и этим последним
быть рабами и полезно, и справедливо≫;
господство мужа над женой.
Что касается соотношения естественного и позитивного
права, то Аристотель считал, что естественное право всту-
пает в силу, когда молчит право, установленное людьми.
Создавая проект идеального государства, Аристотель
основывался на критике первого проекта идеального госу-
дарства Платона. Аристотель — критик ≪коммунизма≫
Платона. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек больше
заботится о своем благе, чем об общем; любовь к семье —
это источник радостей).
Аристотель предложил критерий справедливой формы
правления государства — интересы общего блага. Этот
критерий можно приложить к любому современному госу-
дарству.
Аристотель изменил стиль изложения политических
идей. Научный трактат Аристотеля пришел на смену диа-
логам Платона. Со своими учениками он описал 158 кон-
ституций греческих и варварских государств. Западная тра-
диция политических исследований уходит корнями в эпоху
античности. Причем, современным представлениям о науч-
ном стиле изложения проблем политики более соответству-
ют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому
Аристотеля чаще всего и называют основателем полити-
ческой
науки.__
Аристотель.
Ученик
Платона, воспитатель
Александра Македонского.
Разошелся с Платоном
по вопросу об оптимальном
типе собственности:
о личной собственности
все заботятся
гораздо больше, чем
об общественной.
Формы
правления по Аристотелю:
Власть одного
Власть немногих
Власть многих
«Правильная»
монархия
аристократия
полития
«Неправильная»
тирания
олигархия
демократия
Черчилль:
«Демократия –
самая плохая форма
правления, но лучше
пока не придумали».
Демократия:
1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.
2)
к власти могут прийти
люди, не имеющие собственности
и поэтому поступающие
безответственно.
Полития –
власть образованных
людей, имеющих имущество
– симбиоз олигархии
и демократии: всегда
будут богатые и бедные,
но большая часть общества
имеет собственность
и, одновременно, грамотна.
Два вида справедливости:
- уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,
-
распределяющая справедливость
действует в отношениях
между гражданином и
государством (государство
не может «любить» всех
одинаково).
Политико-правовые
учения раннего христианства:
Аврелий Августин (Блаженный)
Основные принципы организации жизни общин:
1) общность имущества,
2) обязательность труда для всех,
3) равенство,
4) отсутствие духовенства и культов,
5)
осуждение богатства.
Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:
«относись
к другим так, как
бы ты хотел чтобы относились
к тебе».
Два аспекта:
1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
2)
каким судом судите
– таким судимы будете.
Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу (неравенство, несправедливость),
2) человек живет по божественной воле.
Государство
и город – синонимы.
Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к. живут во грехе.
Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен загонять заблудших овец).
Идея 3:
концепция «как спастись
от греха».
Различие между проступком и преступлением:
«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,
если
действует во вред
другому – это преступление».