Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:31, реферат
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий
философ, основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, пе-
реселение их в города, рост числа свободных бедняков,
развитие ростовщичества (хрематистики). Народным со-
бранием руководят доносчики, процветает клевета на бога-
тых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-по-
лис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля име-
нуют Стагиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-ме-
диком македонского царя Аминты II, и Аристотель в
детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии.
Политико-правовое учение Аристотеля
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий
философ, основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, пе-
реселение их в города, рост числа свободных бедняков,
развитие ростовщичества (хрематистики). Народным со-
бранием руководят доносчики, процветает клевета на бога-
тых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-по-
лис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля име-
нуют Стагиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-ме-
диком македонского царя Аминты II, и Аристотель в
детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии. С
17 до 37 лет учился в Академии Платона. С 343 г. до н.э.
Аристотель был наставником Александра Македонского, за
что Александр, став царем, поставил своему учителю и дру-
гу памятник с надписью: ≪Александр поставил этот памят-
ник сыну Никомаха, мудрому божественному Аристотелю≫.
В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою соб-
ственную школу (ликей, или — в другой транскрипции —
лицей, названный так то ли по имени героя Лика, то ли Ап-
полона Ликейского). Аристотель читал в лицее лекции,
прогуливаясь со своими слушателями. Peripateo (греч.) оз-
начает ≪прохаживаюсь≫. Отсюда название учеников и по-
следователей Аристотеля — перипатетики. С именем
Аристотеля связывают начало формальной логики, наряду
с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономи-
ку, государствоведение.
Логическое основание политико-правового учения. В
отличие от Платона (≪Платон мне друг, но истина дороже≫)
Аристотель считал, что идеи существуют не вне вещей, а в
них, как форма. Любая вещь — это единство материи и
формы. Какую бы форму не имела вещь, она в то же время
составляет возможность новой формы. Таким образом воз-
никает иерархия форм.
Человек, считал Аристотель, — это душа, которая имеет
два начала: разумное и волевое.
Человек — это главным образом разум. У человека есть
много природных импульсов, которые разум должен конт-
ролировать. Разум призван определить ≪точную меру≫,
средний путь. Это путь добродетели. Добродетель — это
≪середина между крайностями≫. В число добродетелей че-
ловека входят: мужество — это среднее между безрассуд-
ством и трусостью, щедрость — это среднее между жад-
ностью и расточительностью, скромность — это среднее
между бесстыдством и стеснительностью.
Основные работы: ≪Политика≫. Произведение отно-
сится к разряду записок, составленных в целях преподава-
ния. В основе ≪Политики≫ Аристотеля лежит анализ и
сравнение действующих конституций. Считается, что Ари-
стотель вместе со своими учениками изучил конституции
153 греческих полисов; ≪Никомахова этика≫.
Содержание политико-правового учения Аристоте-
ля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей
есть одна, в которой отражены все остальные. Это спра-
ведливость. Общего определения справедливости у Арис-
тотеля нет.
Он выделяет два вида справедливости:
распределяющую;
уравнивающую.
Критерий распределяющей справедливости — достоин-
ство. Однако понятие достоинства меняется. При олигар-
хии ценится богатство, при аристократии — честь.
Принцип распределяющей справедливости: благ долж-
но быть больше у тех, кто более достоин. К благам отно-
сятся общественное положение, почет, власть и др.
Уравнивающая справедливость предполагает людей со-
вершенно равными, а достоинство не имеет никакого зна-
чения. Не важно, кто совершил преступление — достой-
ный или нет, но наказание должно последовать.
Понятие ____________государства. Человек по своей природе — су-
щество общественное. Поэтому государство для него явля-
ется высшей формой общения. К другим формам общения
Аристотель относил семью и общину. Семья — это низшая
форма, за ней следует община, и наконец, высшая форма —
государство. Каждая низшая форма содержит в себе воз-
можность высшей формы.
≪Государство — сообщество равных людей для дости-
жения возможно лучшей жизни≫.
Вне государства в силу своей природы может находить-
ся ≪либо недоразвитое в нравственном смысле существо,
либо сверхчеловек≫, ≪либо животное, либо божество≫.
≪Государство создается не ради того только, чтобы
жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастли-
во; в противном случае следовало бы допустить также и
государство, состоящее из рабов или животных, чего в дей-
ствительности не бывает, так как ни те, ни другие не со-
ставляют сообщества, стремящегося к благоденствию всех,
и строят жизнь по своему предначертанию≫.
Классификация форм правления государства. Критерии
классификации — количество правящих и интересы обще-
го блага. Аристотель выделял шесть форм государственно-
го правления: три правильные формы правления и три не-
правильные.
Таблица 2.3
Формы государственного правления
Идеальная форма правления государства. Идеальная
форма правления — полития. Полития — это смешанная
форма правления государства, возникающая из сочетания
двух неправильных форм — олигархии и демократии.
32
Олигархия усугубляет существующее имущественное
неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых
и бедных: ≪Только там, где в составе населения средние
имеют перевес либо над обеими крайностями, либо над од-
ной из них, государственный строй может рассчитывать на
устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя
в соглашение с бедными, ополчатся на средних...≫.
Полития — это государство, основой которого является
средний класс.
Характеристики политии:
власть принадлежит ≪воинам, которые вооружаются
за собственный счет≫;
преобладает частная собственность на землю средних
размеров, хотя есть и государственная собственность на
землю;
совместные трапезы для обеспечения полисной соли-
дарности (≪лучше, чтобы собственность была частной, а
пользование ею — общим≫);
самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы
граждане ≪знали друг друга≫;
не входят в состав граждан и не участвуют в законо-
совещательной и судебной деятельности: женщины, рабы,
ремесленники, торговцы;
полития — это полис с обозримой и легко защищае-
мой территорией;
умеренный климат (в Греции климат не холодный и
не жаркий);
особый характер граждан. Греки обладают и муже-
ством (как северяне), и умом (как азиаты);
соединение сословного деления с возрастным:
военное — юность;
законосовещательное — зрелость;
жреческое — старость.
Правовая теория. Для человека естественно и полезно,
считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а под-
верженная аффектам часть души подчинялась разуму. При-
знание значения разума в человеке приводит Аристотеля к
поиску его аналога в общественной жизни, которым стано-
вится закон: ≪закон — это уравновешенный разум≫.
Право — это мерило справедливости, регулирующая
норма политического общения.
2 33
Общество не может существовать без законов и права:
≪Человек, живущий вне закона и права, — наихудший из
всех...≫.
Аристотель оправдывает правовое принуждение: ≪Боль-
шинство людей повинуется скорее необходимости, чем
рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...≫.
Классификация права. Аристотель различает право по-
зитивное и право естественное.
Под позитивным правом Аристотель понимает измен-
чивые человеческие постановления, которые могут быть
писаными или неписаными (обычаями). Под естествен-
ным правом Аристотель понимает неизменные веления