Политико-правовое учение Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:31, реферат

Описание работы

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий
философ, основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, пе-
реселение их в города, рост числа свободных бедняков,
развитие ростовщичества (хрематистики). Народным со-
бранием руководят доносчики, процветает клевета на бога-
тых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-по-
лис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля име-
нуют Стагиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-ме-
диком македонского царя Аминты II, и Аристотель в
детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии.

Работа содержит 1 файл

иппу.docx

— 27.10 Кб (Скачать)

Политико-правовое учение Аристотеля

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) — древнегреческий

философ, основатель античной политической науки.

Эпоха. Кризис полисного  строя. Разорение  крестьян, пе-

реселение их в города, рост числа свободных  бедняков,

развитие  ростовщичества (хрематистики). Народным со-

бранием руководят доносчики, процветает клевета  на бога-

тых. Чернь посещает народные собрания за плату.

Биография. Родина Аристотеля —  греческий город-по-

лис Стагира во Фракии. Поэтому иногда Аристотеля име-

нуют  Стагиритом. Отец Аристотеля Никомах был лейб-ме-

диком македонского царя Аминты II, и Аристотель в

детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии. С

17 до 37 лет учился  в Академии Платона.  С 343 г. до н.э.

Аристотель  был наставником  Александра Македонского, за

что Александр, став царем, поставил своему учителю  и дру-

гу  памятник с надписью: Александр поставил этот памят-

ник сыну Никомаха, мудрому  божественному Аристотелю.

В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою соб-

ственную  школу (ликей, или  — в другой транскрипции —

лицей, названный так то ли по имени героя Лика, то ли Ап-

полона  Ликейского). Аристотель читал в лицее  лекции,

прогуливаясь  со своими слушателями. Peripateo (греч.) оз-

начает прохаживаюсь. Отсюда название учеников и по-

следователей  Аристотеля — перипатетики. С именем

Аристотеля  связывают начало формальной логики, наряду

с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономи-

ку, государствоведение.

Логическое  основание политико-правового  учения. В

отличие от Платона (Платон мне друг, но истина дороже)

Аристотель  считал, что идеи существуют не вне  вещей, а в

них, как форма. Любая  вещь — это единство материи и

формы. Какую бы форму  не имела вещь, она  в то же время

составляет  возможность новой  формы. Таким образом воз-

никает  иерархия форм.

Человек, считал Аристотель, — это душа, которая  имеет

два начала: разумное и  волевое.

Человек — это главным  образом разум. У  человека есть

много природных импульсов, которые разум  должен конт-

ролировать. Разум призван  определить точную меру,

средний путь. Это путь добродетели. Добродетель —  это

середина между крайностями. В число добродетелей че-

ловека  входят: мужество —  это среднее между  безрассуд-

ством и трусостью, щедрость — это среднее  между жад-

ностью  и расточительностью, скромность — это  среднее

между бесстыдством и стеснительностью.

Основные  работы: Политика. Произведение отно-

сится к разряду записок, составленных в целях  преподава-

ния. В основе Политики Аристотеля лежит анализ и

сравнение действующих конституций. Считается, что Ари-

стотель вместе со своими учениками  изучил конституции

153 греческих полисов; Никомахова этика.

Содержание  политико-правового  учения Аристоте-

ля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей

есть  одна, в которой  отражены все остальные. Это спра-

ведливость. Общего определения  справедливости у  Арис-

тотеля  нет.

Он  выделяет два вида справедливости:

распределяющую;

уравнивающую.

Критерий  распределяющей справедливости — достоин-

ство. Однако понятие достоинства  меняется. При олигар-

хии ценится богатство, при аристократии — честь.

Принцип распределяющей справедливости: благ долж-

но  быть больше у тех, кто более достоин. К благам отно-

сятся общественное положение, почет, власть и др.

Уравнивающая  справедливость предполагает людей со-

вершенно  равными, а достоинство не имеет никакого зна-

чения. Не важно, кто совершил преступление — достой-

ный или нет, но наказание  должно последовать.

Понятие ____________государства. Человек по своей  природе — су-

щество  общественное. Поэтому  государство для  него явля-

ется  высшей формой общения. К другим формам общения

Аристотель  относил семью  и общину. Семья  — это низшая

форма, за ней следует  община, и наконец, высшая форма —

государство. Каждая низшая форма  содержит в себе воз-

можность  высшей формы.

Государство — сообщество равных людей для дости-

жения возможно лучшей жизни.

Вне государства в  силу своей природы  может находить-

ся либо недоразвитое в нравственном смысле существо,

либо  сверхчеловек, либо животное, либо божество.

Государство создается не ради того только, чтобы

жить, но преимущественно  для того, чтобы  жить счастли-

во; в противном случае следовало бы допустить  также и

государство, состоящее из рабов  или животных, чего в дей-

ствительности не бывает, так как  ни те, ни другие не со-

ставляют  сообщества, стремящегося к благоденствию  всех,

и строят жизнь по своему предначертанию.

Классификация форм правления государства. Критерии

классификации — количество правящих и интересы обще-

го  блага. Аристотель выделял  шесть форм государственно-

го  правления: три правильные формы правления  и три не-

правильные.

Таблица 2.3

Формы государственного правления

Идеальная форма правления  государства. Идеальная

форма правления — полития. Полития — это  смешанная

форма правления государства, возникающая из сочетания

двух  неправильных форм —  олигархии и демократии.

32

Олигархия усугубляет существующее имущественное

неравенство, а демократия чрезмерно  уравнивает богатых

и бедных: Только там, где в составе населения средние

имеют перевес либо над  обеими крайностями, либо над од-

ной из них, государственный  строй может рассчитывать на

устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя

в соглашение с бедными, ополчатся на средних....

Полития — это государство, основой которого является

средний класс.

Характеристики  политии:

власть  принадлежит воинам, которые вооружаются

за  собственный счет;

преобладает частная собственность  на землю средних

размеров, хотя есть и государственная  собственность на

землю;

совместные  трапезы для обеспечения  полисной соли-

дарности (лучше, чтобы собственность была частной, а

пользование ею — общим);

самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы

граждане знали друг друга;

не  входят в состав граждан  и не участвуют  в законо-

совещательной и судебной деятельности: женщины, рабы,

ремесленники, торговцы;

полития — это полис  с обозримой и легко защищае-

мой территорией;

умеренный климат (в Греции климат не холодный и

не  жаркий);

особый  характер граждан. Греки  обладают и муже-

ством (как  северяне), и умом (как  азиаты);

соединение  сословного деления  с возрастным:

военное — юность;

законосовещательное — зрелость;

жреческое — старость.

Правовая  теория. Для человека естественно и  полезно,

считал  Аристотель, чтобы  тело подчинялось  душе, а под-

верженная аффектам часть души подчинялась разуму. При-

знание  значения разума в  человеке приводит Аристотеля к

поиску  его аналога в  общественной жизни, которым стано-

вится закон: закон — это уравновешенный разум.

Право — это мерило справедливости, регулирующая

норма политического общения.

2 33

Общество  не может существовать без законов и  права:

Человек, живущий вне закона и права, — наихудший из

всех....

Аристотель  оправдывает правовое принуждение: Боль-

шинство людей повинуется скорее необходимости, чем

рассудку, и страху перед  наказанием более, чем чести....

Классификация права. Аристотель различает  право по-

зитивное  и право естественное.

Под позитивным правом Аристотель понимает измен-

чивые человеческие постановления, которые могут  быть

писаными  или неписаными (обычаями). Под естествен-

ным правом Аристотель понимает неизменные веления

Информация о работе Политико-правовое учение Аристотеля