Политическая жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений и их взаимодействий. Это предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2;
1.Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества….3-6;
2.Государственная власть и виды политических режимов……………....7-12;
3.Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции в обществе……………………………………………………………………13-16;
Заключение……………………………………………………………………..17;
Список использованной литературы……………………………………….….

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ 2ой семестр контрольная работа.docx

— 34.39 Кб (Скачать)

· Функция взаимовыгодного  сотрудничества.

· Функция обороны страны.

Однако осуществление  политической власти и функций государства  не всегда выглядят одинаково. Совокупность средств и способов её осуществления  называется политическим режимом. Государственные  режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

· Демократический режим  характеризуется тем, что государственная  власть осуществляется с соблюдением  основных прав и свобод человека; пределы и объёмы власти каждого из органов определены законом, властные органы, имеют мандат, которым обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета интересов различных социальных групп, утверждают верховенство права в обществе, независимое правосудие.

· Антидемократические режимы, в свою очередь, делятся на виды:

1. Деспотический (от греческого «despotic» - неограниченная власть). Власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства , возмущения и даже несогласия подданных.

2. Тиранический режим  также основан на единоличном  правлении. Власть тирана устанавливается  насильно, захватническим путем,  часто смещением законной власти  с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных  начал, построена на произволе,  подчас терроре и геноциде.

3. Тоталитарный режим  характеризуется наличием одной  официальной идеологии, которая  формируется и задается общественно-политическим  движением, политической партией,  правящей элитой, политическим лидером,  вождем народа, в большинстве  случаев харизматическим Тоталитарный  режим допускает только одну  партию - правящую, а другие стремится  разогнать, запретить или уничтожить. В государственном управлении  тоталитарный режим характеризуется  крайним централизмом. При тоталитарном  режиме устанавливается полный  контроль над всеми сферами  жизни общества.

4. Фашистский режим одна  из крайних форм тоталитаризма,  прежде всего, характеризуемую националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

5. Авторитарный режим.  Использование насилия становится  характерным для этого режима. Оппозиции власти не допускается.  Личность фактически не может  пользоваться конституционными  правами и свободами, даже если  они и провозглашаются формально,  т.к. отсутствует механизм их  реализации. Она лишена гарантий  своей безопасности и взаимоотношений  с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции в обществе

Без обращения к проблеме политического сознания философский анализ политической жизни общества не может быть полным. Политическое сознание - это отражение политических отношений и деятельности политических институтов, всей политической жизни общества в сознании людей. Важной особенностью политического сознания является его многомерность, внутренняя противоречивость и вместе с тем рациональность, осознанность, в отличие от бессознательных психических процессов и состояний, также характерных для отдельных людей и масс. Политическое сознание лежит в основе политического поведения классов, социальных групп и личностей. Оно по-своему обусловливает деятельность политических институтов.

Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом сознании обыденного и теоретического уровней. Обыденное политическое сознание – это довольно аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере - в итоге манипулирования со стороны средств массовой информации. Оно представляет собой совокупность житейских взглядов людей на политические процессы, роль государства в обществе, деятельность политических партий и так далее, подход к ним со стороны здравого смысла.

Теоретическое политическое сознание, составляющее содержание политической идеологии, предстает как система взглядов, основанная на определенной политической концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и другое политическое сознание.

Наиболее заметная роль в  политической жизни современного общества принадлежит либерально-демократической, консервативной и радикально идеологиям. Либерально-демократическая идеология, преобладающая в странах «свободного мира», имеет своим фундаментом Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Этот документ является логическим завершением принятой 28 августа 1789 года во время Великой французской революции «Декларации прав человека и гражданина». Всеобщая Декларация подчеркивает, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве» (статья 1), что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого бы ни было различия».

Консервативная и радикальная  идеология – это критика буржуазного  либерализма «справа» и «слева». В классическом варианте она представлена в трудах английского мыслителя  Эдмунда Берка и немецких теоретиков Маркса и Энгельса. Хотя Берк критиковал буржуазный либерализм с позиции британской аристократии, а Маркс – с позиций мирового пролетариата, их объединяет довольно-таки прохладное отношение к правам и свободам отдельного индивида. 1

Во второй половине первого  десятилетия XXI века, проблема человеческого  потенциала открылась перед экономистами в новой перспективе. Это связано, в первую очередь, с выделением нового социального слоя, характеризуемого как креативный класс (современной интеллигенции).

В советской и российской традиции группа, выделяемая сегодня  как креативный класс, определялась понятием «интеллигенция», или «творческая интеллигенция». Российский энциклопедический словарь определяет интеллигенцию как «общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры». 2 Предпосылкой появления интеллигенции было отделение умственного труда от физического. В античную эпоху такими группами явились древнегреческие мыслители (философы, математики, жрецы и другие). В средневековой Европе их место заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. С утверждением капитализма возникает общественный слой людей умственного труда, живущих за счет продажи его продуктов или своей рабочей силы. Эти люди занимаются решением сложных задач, для которых требуются независимость мышления и высокий уровень образования. Поначалу крупнейшими профессиональными группами интеллигенции были юристы, учителя, врачи; позже к ним присоединились инженерно-технические работники. Сюда относятся все представители творческих профессий: художники, инженеры, музыканты, специалисты по вычислительной технике, писатели, предприниматели – те, кто разделяет общий творческий этнос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Развитие средств массовой информации и массовой культуры породили «индустрию сознания» (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы и другие). В настоящее время меняется характер труда интеллигенции: работа в одиночку, по типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному

 образцу, в больших  коллективах; специализация массы  работников умственного труда,  как правило, сужается. Эти тенденции  приводят к росту удельного  веса специалистов среднего и  низшего звена – техников, лаборантов, медсестер, рядовых конторских  служащих и других, труд которых  проходит по заданным программам  и носит скорее рутинный характер. В связи с этим многие социологи  все чаще относят понятие «интеллигенция» лишь к верхнему ее слою, занимающемуся творческим трудом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понимание права предполагает понимание того, что законно или  незаконно, и осознание того, что  исполнение его обязательно. По словам Ф.М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим.

Особое значение при изучении темы имеет выяснение соотношения  категорий «власть» и «политика» с такими фундаментальными философскими критериями, как «свобода», «справедливость», «равенство» - национальное, классовое, общечеловеческое.

Тема данной работы весьма актуальна в условиях настоящего времени и быстрого развития политической сферы во всех ее проявлениях: от выборов  местных властей до урегулирования межконтинентальных конфликтов. Ознакомление с началами политического знания облегчает понимание и использование  средств политической сферы в  повседневной жизни каждого члена  общества.

Изучение предпосылок  возникновения власти может помочь лучше уяснить свою личную общественную природу, а изучение понятие «легитимность  власти» объясняет механизм действия правовых отношений в обществе.

Переоценить значение государственного аппарата, который, как скелет, поддерживает все общество довольно-таки сложно; изучение политических режимов способствует выяснению ошибок в правовом производстве и поиску путей их решения.

          Список использованной литературы

 

1.Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. – М., 1996.

2.Новый энциклопедический словарь – М.: Большая Российская энциклопедия: «РИПОЛ классик», 2006.

3.Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993.

4.Социальная философия: Учеб. пос. для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

5.Философия: Учебник / Под ред. Спиркина. - М.: Гардарики, 2003.

 


Информация о работе Политическая жизнь общества