Политическая жизнь общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений и их взаимодействий. Это предмет изучения такой отрасли философии, как философия политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…..2;
1.Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества….3-6;
2.Государственная власть и виды политических режимов……………....7-12;
3.Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции в обществе……………………………………………………………………13-16;
Заключение……………………………………………………………………..17;
Список использованной литературы……………………………………….….

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ 2ой семестр контрольная работа.docx

— 34.39 Кб (Скачать)

План работы.                                                         

                                                                                    Стр.

Введение…………………………………………………………………….…..2;

1.Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества….3-6;

2.Государственная власть и виды политических режимов……………....7-12;

3.Единство политики и морали. Политическая роль интеллигенции в обществе……………………………………………………………………13-16;

Заключение……………………………………………………………………..17;

Список использованной литературы……………………………………….….18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение.

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в  том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия  стремится к постижению сущности всех политических явлений и их взаимодействий. Это предмет изучения такой отрасли  философии, как философия политики. Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства, гражданского права, политического сознания, его соотношения  с моралью, религией, искусством и  так далее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные факторы,  определяющие политическую жизнь  общества

Основное направление  политической философии - это, конечно  же, онтология мира политической реальности: природа государства и власти вообще. Исследование феномена власти очень многое может приоткрыть и  в природе самого человека.

Общество - это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно  взаимодействующих между собой http://mirslovarei.com/- Политический словарь.

Они неизбежно вступают во взаимодействие друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых  потребностей. В результате между  ними складываются определенные отношения. Со временем данные отношения приобретают  устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений. Общественные отношения  делятся на различные сферы, одной  из которых является политическая.

Ведущее звено политической сферы - государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах  господствующих в обществе социально-классовых  сил. С помощью аппарата государственной  власти они закрепляют свое влияние  во всех сферах жизни.

Понятие власти же трактуется по-разному. В научной литературе существуют разные подходы к пониманию  власти, например:

1. Власть - форма социальных  отношений, характеризующаяся способностью  влиять на характер и направление  деятельности и поведения людей,  социальных групп посредством  экономических, идеологических и  организационно-правовых механизмов.

2. Власть - то, что способствует  достижению, реализации определенных  целей .

Из этих определений можно  сделать вывод, что власть всегда основана на принуждении и на подчинении одних людей другим.

Политическая власть - способность  социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и  представляющих её организаций и  индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными  или ненасильственными средствами. Зачем вообще существует власть? Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. И удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь кары законов. Поэтому возникает необходимость в том, что бы кто-нибудь руководил обществом и вел его к цели. Таким именно руководителем и является государство и власть. Даже в обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей. Политика состоит в том, чтобы их найти.

Управление любым обществом  всегда очень сложно, хотя бы потому, что каждый в этом обществе стремиться лишь к собственному благу, удовлетворению лишь собственных потребностей. В  этом случае власть должна устраивать если не всех в обществе, то большинство. Поэтому ещё древние учёные пришли к выводу, что править должны лучшие люди страны, знающие добро и зло.

Базовым элементом существования  и функционирования власти, а также  закрепления её в обществе, является легитимность, т.е. признание власти обществом, обоснованность и необходимость  данной власти и её носителей. Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил. Исторически сформировались несколько типов легитимности:

· Легальный тип - узаконенность  власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью  соответствующих институтов, включая  принудительные санкции;

· Идеологический - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

· Традиционный - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

· Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

· Персональная легитимность - признание власти основано на вере масс в особые способности политического  лидера, вождя;

· Политическая целесообразность- соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Признаками падения легитимности власти являются:

· Рост степени принуждения;

· Ограничение прав и свобод;

· Запрещение политических партий и независимой прессы;

· Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с  криминальными структурами;

· Низкая экономическая эффективность  власти (понижение уровня жизни различных  групп населения) 

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные  перевороты - открытые формы недовольства режимом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Государственная  власть и виды политических  режимов

Государство - это ведущее  звено политической сферы жизни  общества, основной институт политической сферы. Его возникновение обусловлено  потребностью человеческого общества в управлении. Споры о происхождении  государства и права ведутся  с древних времён, и выливаются в создание различных теорий, которых  насчитывается не одна сотня. К числу  наиболее известных и распространённых теорий можно отнести следующие:  

1. Теологическая или божественная  теория восходит своими истоками  к древнему миру. Основной смысл теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и власти «не от бога». Она утверждает, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

2. Патриархальная теория  происхождения государства и  права берет свое начало еще  в Древней Греции. Родоначальником  ее считается Аристотель. Теория  исходит из того, что государство  происходит из семьи, является  результатом её разрастания. Государственная  власть есть ни что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

3. Договорная теория (теория  договорного происхождения государства  и права) объясняет происхождение  государства общественным договором  - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло  добровольное объединение людей  для лучшего обеспечения свободы  и взаимных интересов. Власть  монарха является производной  не от божьего провидения, а  от самих людей. 

4.Теория насилия принадлежит  к числу относительно новых  теорий государства и права.  Ее смысл состоит в том, что  возникновение частной собственности,  классов и государства является  результатом внутреннего и внешнего  насилия, то есть путем прямого  политического действия. Само существование  государства - это тоже насилие,  т.к. в нём всегда большинство  господствует над меньшинством. По мнению многих сторонников  этой теории, государство возникает  вследствие завоевания сильного  племени более слабого. В итоге  завоевания возникает рабство:  одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет  свободу и оказывается в положении  рабов. Рабство в свою очередь  ведет к появлению частной  собственности и классов. 

5. Психологическая теория  государства и права. Ее сторонники  определяют общество и государство  как сумму психических взаимодействий  людей и их различных объединений.  Суть данной теории состоит  в утверждении психологической  потребности человека жить в  рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости  коллективного взаимодействия. Говоря  о естественных потребностях  общества в определенной организации,  представители психологической  теории считают, что общество  и государство есть следствие  психологических закономерностей  развития человека.

6. Расовая теория берет  свое начало еще в эпоху  рабовладения, когда в целях оправдания  существующего строя развивались  идеи естественного деления населения  в силу у прирожденных качеств  на две породы людей - рабовладельцев  и рабов. Она легла в основу  фашистской политики и идеологии.  Содержание теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую и низшую расы. Первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Органическая теория. Суть  теории: общество и государство  представлены как организм, и  поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

8.Материалистическая (классовая)  теория исходит из того, что  государство возникло, прежде всего,  в силу экономических причин: общественного разделения труда,  появления прибавочного продукта  и частной собственности, а  затем раскола общества на  классы с противоположными экономическими  интересами. Как объективный результат  этих процессов возникает государство,  которое специальными средствами  подавления и управления сдерживает  противоборство этих классов,  обеспечивая преимущественно интересы  экономически господствующего класса. Суть теории заключается в  том, что государство явилось  на смену родоплеменной организации,  а право - обычаям. Оно не  навязывается обществу извне,  а возникает на основе естественного  развития самого общества. Основные положения теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

Государство выполняет ряд  функций, поддерживая стабильность общества:

· Экономическая. Организация  и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

· Социальная. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании  здоровья на должном уровне.

· Правовая. Обеспечение  порядка и правовых норм, регулирующих общественные отношения, охрану общественного  строя и т.д.

· Культурно-воспитательная. Создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, возможности  самореализации.

· Политическая. Обеспечение  политической стабильности, выработка  политического курса, отвечающего  потребностям большинства населения  или поддержания полномочий главенствующего  класса.

Информация о работе Политическая жизнь общества