Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, контрольная работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества
Политическая система общества и ее структура…………………………………стр.3
Происхождение и сущность государства…………………………………………стр.6
Исторические типы и формы государства…………………………………….….стр.12
Список литературы…………………………………………………………………
Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на неэффективность, несоразмерно децентрализованное устройство, как указывал еще Макиавелли, чревато распадом государства.
В проблеме формы государственного устройства отчетливо проступает сторона конституционная, структурная, идет ли речь об унитарном или федеративном государстве. Однако есть и сторона также конституционная, но «неформальная» (политические партии, общественные движения), функциональная, связанная с политическим режимом.
Политический режим.
Появившись в
научном обороте в 60-е гг. текущего
века, категория «политический режим»
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности) демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Так, периоду
рабовладения присущи деспотические,
теократически-монархические, аристократические,
олигархические режимы, режим рабовладельческой
демократии. Во времена феодализма характерными
были режимы абсолютистский, режим своеобразной
«феодальной демократии», клерикально-феодальный,
милитаристско-полицейский или режим
«просвещенного абсолютизма». При капитализме
существуют либеральный, буржуазно-демократический
или конституционный, бонапартистский,
военно-полицейский, фашистский, а также
«фашиз-моподобный», например корпоративный
или расистско-националистический, а также
диктаторски-монополистический и марионеточный,
в некоторых исламских странах – клерикально-
Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.
Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам.
Демократия, т.е.
народовластие, составляет сердцевину
любых демократических
Отличаются разнообразием
и антидемократические
Между различными
элементами формы государства существует
известное соответствие. Так, монархическая
форма правления феодального государства
периода абсолютизма тяготеет к унитарной,
централизованной форме государственного
устройства и автократическому политическому
режиму. Республиканские формы правления
хорошо вписываются в условия либерально-демократического
политического режима, а при наличии двух-
или многонационального состава населения
могут определять федеративное государственное
устройство.
Список
литературы