Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, контрольная работа
Политическая система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества
Политическая система общества и ее структура…………………………………стр.3
Происхождение и сущность государства…………………………………………стр.6
Исторические типы и формы государства…………………………………….….стр.12
Список литературы…………………………………………………………………
ФГОУ ВПО
«Ярославская
государственная
Кафедра
гуманитарных, социальных и экономических
наук
по дисциплине «Философия»
на тему:
«Политическая система
Выполнила: студентка
экономического факультета, 3 курса
специальность: «Экономика и
управление на предприятии АПК »
Проверил:
Иванов
Владимир Александрович
г. Ярославль 2010
Политическая
система общества
и ее структура
Политическая система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между
обществом и государством, характеризует протекание политических процессов,
включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не
институциональных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем
совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее
подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,
культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы
наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,
пространственно-
Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и
внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-
контрольной ролью самой политики.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой
природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского
и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического
режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-
политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных
либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства
(конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-
(сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности
(нейтралистским,
с иерархическими
исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически
активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,
с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за
счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип
политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в
длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других
систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое
имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и
функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее
составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом
смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций
(партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти
политического центра и местного самоуправления), границ политического и
экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни
человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных
пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой
и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в
конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического
процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др.
элементов политической системы/ а также отношений между ними, включая такие
существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,
пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной.
Структура политической системы.
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система
складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух
институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или
промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового
(микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно
конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих
структур политическая система включает деление на субъекты политических
отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых
членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом,
на институциональном
система включает
центральный аппарат
демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную,
исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества
и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет
исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской
формы правления,
допускающей временное или
разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами
контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или
конституционного суда; при приоритете права и закона).
Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти.
Он организуется на разных уровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами:
массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной
властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями -
экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.)
массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами
(ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.) .
Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции
(парламентской, партийной).
На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и
функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов
(государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и
т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых
политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей,
бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров
и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями,
партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально
существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и
полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).
Другой ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных,
сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и
неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные
содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.),
группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной
администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий.
Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура политической системы.
Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти,
которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его
периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими
эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с
государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и
муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных,
профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные
предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие
учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа,
театр, армия).
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами
политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы
государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам
политики. В организации
осуществления политического