Политическая система общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Политическая система общества - целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества

Содержание

Политическая система общества и ее структура…………………………………стр.3
Происхождение и сущность государства…………………………………………стр.6
Исторические типы и формы государства…………………………………….….стр.12
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ 3курс.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО

«Ярославская  государственная сельскохозяйственная академия» 
 
 

Кафедра гуманитарных, социальных и экономических наук 
 
 
 
 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Философия»

на тему: «Политическая система общества» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

экономического  факультета, 3 курса

специальность: «Экономика и

 управление  на предприятии АПК »

Проверил:

Иванов  Владимир Александрович 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ярославль 2010

Содержание

 
  1. Политическая  система общества и ее структура…………………………………стр.3
  2. Происхождение и сущность государства…………………………………………стр.6
  3. Исторические типы и формы государства…………………………………….….стр.12
  4. Список литературы…………………………………………………………………стр.22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Политическая  система общества и ее структура 

Политическая  система общества - целостная, упорядоченная

совокупность  политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,

принципов политической организации общества, подчиненных  кодексу политических,

социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим

традициям и  установкам политического режима конкретного  общества.

Политическая  система включает организацию политической власти, отношения между

обществом и  государством, характеризует протекание политических процессов,

включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,

уровень политического  творчества в обществе, характер политического  участия, не

институциональных политических отношений.

Политическая  система представляет собой одну из частей или подсистем

совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее

подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,

культурной образующими  ее общественное окружение, ее общественные ресурсы

наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,

пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.

Центральное положение  политической системы в этой структуре  ее внешнего и

внутреннего окружения  определяется ведущей организационной  и регулятивно-

контрольной ролью самой политики.

Политическая  система конкретного общества определяется его классовой

природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского

и т.п.), типом  государства (монархия, республика), характером политического

режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-

политических  отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных

либо консенсунсных  и т.п.), политико-правового статуса  государства

(конституционного, развитыми или не развитыми  правовыми структурами),

характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе

(сравнительно  открытых либо закрытых), историческим  типом государственности

(нейтралистским, с иерархическими бюрократическими  структурами и т.п.),

исторической  и национальной традицией уклада политической жизни (политически

активным или  пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,

с развитыми  или не развитыми гражданскими отношениями  и т.д.).

Политическая  система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за

счет подавления и ослабления других систем (деспотический  и тоталитарный тип

политической  системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в

длительные кризисные  состояния, которые нарушают функционирование других

систем общества.

Политическая  система существует в политическом пространстве общества, которое

имеет территориальное  измерение (очерченное границами страны) и

функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее

составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом

смысле будут  различаться пространства влияния  тех или иных ассоциаций

(партий, общественных  организаций), действия политических  институтов (власти

политического центра и местного самоуправления), границ политического и

экономического  управления, сферы политической жизни  общества и личной жизни

человека и  т.д.. Определение границ различного рода функциональных

пространств политической системы - ответственный и сложный  политико-правовой

и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в

конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач  демократического

процесса, определяющего  прерогативы власти, партий, органов  управления и др.

элементов политической системы/ а также отношений между  ними, включая такие

существенные  взаимодействия, как согласование управления и самоуправления,

пространства  централизованной концентрированной  власти и децентрализованной.

Структура политической системы.

Политическая  система структурна, т.е. включает части  или подсистемы разной

сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система

складывается  из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух

институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или

промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового

(микроуровень). В свою очередь, они делятся  на параллельные, обычно

конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные  и теневые. Внутри этих

структур политическая система включает деление на субъекты политических

отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых

членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая

система включает центральный аппарат государственной  власти (разделенной в

демократическом обществе и в правовом государстве  на законодательную,

исполнительную  и судебную). Вид политической системы  зависит от типа общества

и правления: приоритет  власти главы правительства, т.е. приоритет

исполнительной  власти), президента (вплоть до так называемой президентской

формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций

разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен  прерогативами

контроля и  исполнительной власти), правящей партии, верховного или

конституционного  суда; при приоритете права и закона).

Особую арбитражную  роль играет общественный контроль государственной  власти.

Он организуется на разных уровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами:

массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной

властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями -

экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.)

массовыми движениями (забастовочными и др.), народными  обществами

(ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.) .

Непосредственно в макросистему входят разные формы  политической оппозиции

(парламентской,  партийной).

На том же уровне располагаются теневые, скрытые  политические структуры и

функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов

(государственных,  партийных), секретные документы,  распоряжения, приказы и

т.п. акты (государственные  и пр. секреты и тайны), скрытый  смысл открытых

политических  действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей,

бесед и т.п.), негласные функции и неявная  роль различных официальных лидеров

и центральных  органов власти и управления, руководства  учреждениями,

партиями, армией, руководства промышленностью и  др., официальные и легально

существующие  учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и

полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки  и т.п.).

Другой ряд  легально существующих, во всяком случае, неконспиративных,

сообществ, примыкающих  к макроуровню политической системы или неофициально и

неформально входящих в него, образуют различного рода элиты  и элитарные

содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.),

группы давления (парламентские лобби, близкое окружение  государственной

администрации, мозговые центры при руководителях  государства и партий.

Аналогична по своему строению средняя (мезо-) структура  политической системы.

Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти,

которые непосредственно  слиты со структурами макроуровня, но составляют его

периферию. Они  расположены в политическом пространстве между высшими

эшелонами государственной  власти и обществом, которое они  связывают с

государством. Это  так называемые аппараты и органы, региональная и

муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных,

профсоюзных и  других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные

предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие

учреждения, через  которые осуществляется политическая социализация (школа,

театр, армия).

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между  макроструктурами

политической  системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы

государственных центров власти обществу и его  ответные реакции - инициаторам

политики. В организации  осуществления политического процесса мезоуровень

Информация о работе Политическая система общества