Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Духовное и личностное развитие тесно переплетены, еще в перинатальном периоде ребенок не осознавая переживает новый опыт который в дальнейшем переходит в область бессознательного и в последствии может влиять на жизнь зрелой личности. Рождение, вся жизнь и даже смерть человека дает ему новый духовный и психологический опыт. Существует немало примеров людей переживших клиническую смерть или глубокую психологическую травму, после которой, начинали вести совершенно новый для них образ жизни.

Работа содержит 1 файл

61.docx

— 31.34 Кб (Скачать)

Данное  утверждение подтверждается тем, что  многие люди имеют достаточно средств для жизни, однако многим из них совершенно неизвестно, ради чего им жить и они погружаются в процесс зарабатывания денег или находят другие механизмы бегства от действительности. Люди как богатые так и бедные страдают от депрессии одинаково в процентном соотношении. (Комер) Теперь же вполне возможным становится смещение акцентов от средств к жизни (выживанию) на жизненные цели, на смысл жизни. 

Смысл есть абсолютно во всем. Основанием для этого утверждения служит то, что человек в состоянии  даже безвыходную ситуацию превратить в победу. Поэтому даже страдание заключает в себе возможность смысла. Само собой разумеется, что речь здесь идет только о ситуациях, которые нельзя устранить, нельзя избежать и нельзя изменить, о страдании, которое не может быть устранено. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, — именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим.

Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим”.(1)

Все что было сказано можно выделить в некое правило жизни. Смысл жизни в умении чувствовать жизнь и становиться активным ее участником. Каждый человек индивидуален и у него свой путь поэтому любые оглядки на стереотипы общества ни имеют ни малейшего смысла так как действуя как кто то человек теряет нить с абсолютом, природой, общей системой и возобновить  ее можно только прислушавшись к своему личному смыслу. Гармония внутри нас ее нужно только захотеть увидеть и потратить время на самоанализ и принятие своей индивидуальности.  

Люди осознающие свою потребность в духовном развитии и нахождении смысла часто прибегают к изучению различных эзотерических учений.  

Называя "эзотерическим" определенный класс  знаний, представленных в нашей культуре, подразумевается, во-первых, что эти  знания не отражены в социальной структуре, то есть, что функцию их сохранения и развития осуществляют частные лица – отдельные энтузиасты или группы энтузиастов, – а не какие-то общественные институты

во-вторых, подразумевается, что это знания о нетривиальных формах отношений  человека с миром.

Интегральное развитие отношений человека с миром требует целостности и силы личности. Поскольку эзотерические знания в нашей культуре не общеизвестны, человек, испытывающий потребность развиваться духовно, сначала ощущает пустоту и острый информационный голод. Когда же человек получает доступ к информации, все резко меняется. "Неофит" сталкивается с фактом существования множества традиционных и современных учений о духовном развитии, каждое из которых противоречит друг другу и убедительно доказывает собственную истинность, и подчас с не меньшей убедительностью отрицает при этом истинность остальных учений. 

Такая теоретическая многоаспектность эзотерического знания (равно как ипрактическая многоаспектность существующих методов духовного развития) сбивает человека с толку, серьезно препятствуя процессу его действительного духовного роста.  Поскольку рядом с верой будет постоянно присутствовать элемент сомнения и неуверенности в правильности своего выбора до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. И тут снова парадокс нашей психики, результата , духовного роста, не может быть пока человек не поверит и полностью погрузится в выбранное учение.

Все древние  эзотерические учения призывают  к гармонии с мирозданием. Теософия Блаватской, арканологические изыскания Шмакова, Агни Йога Рерихов – все это синтетические учения призванные объединить синтезировать разные направления, учения эзотерики. 2]

В содержательном синтезе Г.И.Гурджиева и П.Д.Успенского, указывается, что в основе всех философских, религиозных, оккультных и т.п. учений о духовном развитии лежат различные системыпсихологических знаний о принципах и методах такого развития. Духовное развитие это специфическая функция человеческой психики и ее развития. Таким образом, внутреннюю, "эзотерическую" сторону различных духовных учений составляют различные психологические системы воспитания и самовоспитания (системы "психической культуры"), называемые такжешколами эзотерической психологии или просто эзотерическими школами. 2]

Все школы  проповедуют одну истину, различные  культуры с психологическим свойствам  называют одни и те же психологические  механизмы по разному.

Психологический механизм духовного развития и в  психологии и в эзотерике как  не парадоксально схожи.

Духовное  развитие является личным выбором человека. Определяя духовное развитие как  превосхождение социально-нормативного ("взрослого") уровня отношений человека с миром, высшая форма сверхнормативной активности, проявления способности человека подниматься над уровнем стандартных требований; наиболее очевидным примером сверхнормативной активности служит творческая, деятельность. Следует отметить что эти потребности интернальны, многие люди жертвуют материальными благами за свои убеждения, верования и ценности. Это специфика духовного развития оно не может быть непроизвольным. Не обладая духовным стремлением, не будучи мотивирован к духовному развитию, человек неспособен и развиваться в данном направлении. Неслучайно поэтому духовное СТРЕМЛЕНИЕ полагается всеми школами эзотерической психологии в качестве несущего стержня духовного развития.

В психологии так же если человек страдает, но немотивирован, не верит в психолога  и вообще возможности разрешения его проблемы, даже самый опытный  профессионал не сможет ему помочь не переориентировав его на пересмотр сложившейся ситуации и поверив в лучший исход ситуации.

Стремление  не может быть беспредметным, это  всегда стремление к чему-то, к какой-то цели. Все школы эзотерической  психологии единодушны в том, что  целью духовного стремления есть ПОСТИЖЕНИЕ человеком своей подлинной  сущности и своего подлинного места  в мире: постижение "высшего Я", постижение своего единства с Абсолютом, постижение себя истинного. Все традиционные определения, связывают акт постижения с неким изменением самосознания, самоасознания, а именно – с выходом за рамки ординарного, личностного уровня самосознания, на котором "я" безусловно противостоит "всему остальному" (человек – миру, личность – обществу и т.д.).

Исходя  из бытующего сегодня определения  самосознания в широком смысле как "системы высшей саморегуляции" человеческого поведения 2], духовное развитие представляется не чем иным, как развитием этой "системы", сознательным повышением уровня ее организации. Разумеется, человеческое существо не исчерпывается самосознанием. Тело, а также психика, взаимодействуя с социумом  традиционно объединяемые в эзотерической психологии общим термином "низшая природа" человека, они представляют собой основное препятствие духовному росту: "мирские" стереотипы активности мешают как постижению, так и утверждению саморазвитию. Человек много не может сделать именно потому что знает что это невозможно. Вера и работа над собой способна развить личность.

Информация о работе Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности