Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:16, реферат

Описание работы

Духовное и личностное развитие тесно переплетены, еще в перинатальном периоде ребенок не осознавая переживает новый опыт который в дальнейшем переходит в область бессознательного и в последствии может влиять на жизнь зрелой личности. Рождение, вся жизнь и даже смерть человека дает ему новый духовный и психологический опыт. Существует немало примеров людей переживших клиническую смерть или глубокую психологическую травму, после которой, начинали вести совершенно новый для них образ жизни.

Работа содержит 1 файл

61.docx

— 31.34 Кб (Скачать)

Поиск смысла жизни как  основа для формирования и развития личности.   
 

Духовное  и личностное развитие тесно переплетены, еще в перинатальном периоде  ребенок не осознавая переживает новый опыт который в дальнейшем переходит в область бессознательного и в последствии может влиять на жизнь зрелой личности. Рождение, вся жизнь и даже смерть человека дает ему новый духовный и психологический опыт. Существует немало примеров людей переживших клиническую смерть или глубокую психологическую травму, после которой, начинали вести совершенно новый для них образ жизни. Кто-то приходит к богу, а кто то просто переосмысливает все, что было до происшествия и меняет свое поведение.

Безусловно, так же то что, тип и сила реакции  обусловлены чертами личности, ее жизненным опытом и тем как  этот опыт был воспринят и проинтерпретирован и в какой среде такой человек  жил, какими ценностями руководствуется  в жизни.

Личность  развивается в течении всей жизни, однако направление пути задается уже при рождении. Ребенок уже рождается с неповторимым набором индивидуальных качеств, и такого их соотношения нет больше ни у кого на свете. Каждый человек является интегральной индивидуальностью (неповторимой личностью) и в то же время частью глобальной системы социальных ролей, связей и законов которые были установлены культурой и обществом еще до него. (Мерлин)  

Приверженцы экзистенциального направления  наиболее полно рассматривают личностное развитие личности. Они говорят о  том, что каждая личность от природы  стремится к развитию, самореализации и поиску смысла которые невозможны без духовного развития.

Экзистенциальная  психология помогает людям получить ответы на вопросы души. Когда психика  развита до уровня осознания себя как части механизмов природы, возникает  ощущение глубокого одиночества с которым справится сложно. Человек рождается и умирает в одиночестве, стремясь к принадлежности, и желая остаться индивидуальностью. Естественно возникает внутриличностный конфликт и личность начинает искать смысл и правила своего существования.

В современном  обществе найти такое решение  сложнее, чем когда либо. С древности  существовали правила жизни и  заранее установленный смысл  в лице шаманов и вождей, а затем  государства и церкви. В современном  же обществе такие правила крайне размыты, обилие далеко неоднозначной  информации лишает человека опоры и он уже не знает во что верить. Такое смещение ценностей или полная их утрата провоцирует глубинное чувство утраты смысла жизни, которое соединено с ощущением пустоты, — так называемый экзистенциальный вакуум.

Причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум - в отличие от животных, инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он сам хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него. 1]

Следствием таких  конфликтов могут появляться специфические  невротические заболевания, “ноогенные неврозы”. Они происходят не из комплексов и конфликтов в традиционном смысле слова, а из морального дискомфорта в целом «угрызений совести», из ценностных конфликтов и — не в последнюю очередь — из экзистенциальной фрустрации (потери смысла существования), проявлением и воплощением которой может в том или ином случае выступать невротическая симптоматика.  

Стремление  к смыслу жизни является врожденным и необходимым качеством личности это подтверждается таким парадоксом: люди которые имеют все в материальном мире часто страдают от потери смысла своего существования но так же противореча  А. Маслоу люди которые находятся на грани бедности  так же стремятся осознать смысл своей жизни путем нахождения смысла в ситуациях, которые происходят с ними.   

Не смотря на то что человек ищет свой смысл он всегда ориентирован на внешние факторы. Феномен, самотрансценденции человеческого существования. За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому  тянется с любовью1]. Самоактуализация  может быть только через выражение человека в деле, поступках, творчестве поскольку в них он истинный. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он становится самим собой. Правильность понятия «смысл жизни» субъективно, истину не знает никто и чем больше человек проявляет себя в отношениях, творчестве, деятельности тем больше он открывается даже для себя (открывает свой смысл). Стремление к смыслу обладает тем, что в американской психологии получило название “ценность для выживания”. Наибольшие шансы выжить даже в экстремальной ситуации имеют те кто направлен в будущее, на дело, которое их ждет, на смысл, который они хотят реализовать.

Смысл нельзя дать, его нужно найти. Любая  попытка, дать человеку смысл сводится к морализированию. Возможно со временем, добро и зло будут определяться не как нечто, что мы должны делать или соответственно делать нельзя; добром будет представляться то, что способствует осуществлению человеком возложенного на него и требуемого от него его собственного смысла, а злом мы будем считать то, что препятствует этому осуществлению.

Процесс нахождения смысла подобен восприятию гештальта. Уже основатели гештальтпсихологии Левин и Вертгеймер говорили о стимуле поведения, присущем каждой отдельной ситуации, в которой личность сталкиваемся с действительностью.

Подобно восприятию фигуры на фоне, личность воспринимает смысл как возможности решения  проблем и направления жизни  в целом. И такая возможность  строго индивидуальна, двух абсолютно  одинаковых решений не бывает как и ситуаций. Человек настолько индивидуален, что с двумя людьми не может случится абсолютно идентичных событиях и уж тем более они не будут действовать в них одинаково. У каждого будет свой смысл и свой способ его восприятия и реализации.

Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл. Если первое происходит на сцене (театр абсурда!), то последнее — в хмельных грезах, в особенности вызванных с помощью ЛСД. В этом случае, однако, это сопряжено с риском пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в себе самом). 1]

В. Франкл подчеркивал что единственное что может помочь найти смысл это совесть (моральный кодекс, ощущение собственной истины).

Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть — это орган смысла. 1] 

Ее можно  определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации.

Совестью  можно назвать специфические  свойства личности, ценности, чувство  справедливости и ощущение истины, без которых человек может  обойтись, но не будет полноценной  личностью в экзистенциальном понимании.  

Чем более  развита личность, чем сильнее  ее моральные качества, тем больше усилий требуется, чтобы найти свой истинный смысл. Поскольку чем выше уровень развития, тем больше вариантов  разрешения ситуации видит человек  и попадает в ситуацию неизвестности. Мы ни когда не узнаем, не шли ли по ложному пути, и это означает также  и то, что одному человеку не дано знать, был ли прав другой, поступая по своей совести. Истина может быть лишь одна, однако никто не может похвастаться знанием, что этой истиной обладает именно он и никто другой. Смирение принятие означает терпимость, однако терпимость не тождественна безразличию; ведь чтобы уважать иные верования, отнюдь не требуется идентифицировать себя с ними.

В современном  обществе распространяется все шире чувства смыслоутраты. У людей нет ни времени ни понимания необходимости воспитания и обучения знаниям о принципах существования, умения прислушиваться к своим истинным желаниям и способам развития  личности для того, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации, а значит и людей в ней. Умение рассмотреть ситуацию и мудро найти выход из нее основа для жизненных достижений личностей.

В поисках  ответа на жизненные вопросы, иначе  их сложно назвать, поскольку каждый понимает их индивидуально, человек  остался один. Жизнь уже нельзя регламентировать только десятью заповедями и каждый раз попадая в новую  ситуацию личность вынуждена принимать новое жизненное правило.

Обладая такой лабильностью (способностью ориентироваться), не только сама эта жизнь будет  казаться ему осмысленной (а осмысленной — значит заполненной делами), и сам он приобретет иммунитет против конформизма и тоталитаризма — этих двух следствий экзистенциального вакуума. Способность принимать решения (совесть) дает человеку силу сопротивляться, не поддаваться конформизму.

Человек ищет смысл но каждый вкладывает в это понятие свое понимание. В экзистенциальном понимании смысл это:

Смысл — это всякий раз конкретный смысл конкретной ситуации, всегда уникален гармоничен. Это всегда “требование момента”, которое, однако, всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек.

Каждый  день и каждый час предлагают новый  смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл.

Из всего  этого вытекает, что смысл, о котором  идет речь, должен меняться как от ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам бы не была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело.

Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим. В логотерапевтической литературе имеются публикации Брауна, Касциани, Крамбо, Дан-сарта, Дурлака, Кратохвила, Люкас, Лансфорда, Мэйсона, Мейера, Мэрфи, Плановой, Попельского, Ричмонда, Робертса, Руха, Сэлли, Смита, Ярнела и Янга, из которых следует, что возможность найти в жизни смысл не зависит от пола, от интеллекта, от уровня образования, от того, религиозны мы или нет, и если да, то какую веру исповедуем. Перечисленными авторами было также показано, что нахождение смысла не зависит от характера человека и от среды. Это внутренняя способность чувствовать жизнь и быть «здесь и сейчас» проживать каждый момент своей жизни индивидуально и истинно.

Жизнь имеет смысл и даже, более того, она сохраняет этот смысл в  любых условиях и при любых обстоятельствах возможно найти смысл даже в страдании.

Феноменологический  анализ демонстрирует, что человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и находит его, а именно тремя путями. 

Во-первых, он может усмотреть смысл в действии, в создании чего-либо.

Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы  переживать что-то, он видит смысл  в том, чтобы кого-то любить.

В-третьих,  даже в безнадежной ситуации, перед которой он беспомощен, он при определенных условиях способен видеть смысл.

Дело  в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиция и установка дают ему возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек: превращение, преображение страдания в достижение на человеческом уровне.

В жизни  не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования — в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть — также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой, что однако бывает крайне сложно сделать.

И все же дело доходит до экзистенциального вакуума. И это — в обществе изобилия, переполненного информацией и возможностями которое ни одну из базовых, по Маслоу, потребностей не оставляет неудовлетворенной. Это происходит именно оттого, что оно только удовлетворяет потребность, но не реализует стремление к смыслу. Люди не успевают задумываться, зачем им нужно что то купить, чего то добиться или получить, часто стремление происходит машинально потому что все так делают. Возможно, если бы такой человек остановился и задумался, попробовал найти смысл в своих усилиях, прислушаться к себе то он мог бы с удивлением обнаружить что его индивидуальному смыслу жизни нужно прямо противоположное тому к чему он стремится. Такое ложное стремление могло случится по разным причинам, в силу особенностей воспитания, природного конформизма или просто не умения прислушиваться к себе к своей «совести» (своему смыслу).

В то же время общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое хоть, по идее, и представляет возможность для осмысленной организации жизни, в действительности лишь еще сильнее способствует проявлению экзистенциального вакуума. Такое проявление можно наблюдать на примере так называемых “воскресных неврозов”. Люди не умеют использовать свободное время. Человек становится пассивным и только воспринимает информацию, которая ему предлагается средствами массовой информации. При отсутствии деятельности, занятости жизнь кажется людям бессмысленной, а сами они считают себя бесполезными.

Информация о работе Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности