Платон и его учение о душе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:39, реферат

Описание работы

В современном мире Душе, в целом, уделяется очень мало внимания, люди постепенно забывают – что есть Душа, что она в себе таит. Мы перешли в мир материальный и о моральном задумываемся очень редко. О душе помнят только люди, посвященные в религию. Мне кажется все это неправильным. Будь ты религиозный человек или нет, все же ты должен помнить о душе, она есть у каждого, просто кто то ее «закопал» далеко внутри себя, и просто не хочет раскрыть, «вспомнить».
Исходя из всего этого, пусть моя тема может и не так актуальна в современном мире, как хотелось бы, но в первую очередь, я хочу подчеркнуть ее важность. Очень важно, чтобы человек совсем не забыл о том, что у него «внутри» и знал как это претворять в жизнь.
Задачей моей работы, соответственно, является вспомнить о Платоне, который создал очень интересное учение о Душе, раскрыть его глубокую философию и сделать выводы, в первую очередь для себя.

Содержание

Введение 3
1. Биография Платона 4
2. Философия Платона «О душе» 9
2.1. Бессмертие души. 9
2.2. Мир иной. 9
2.3. Смерть – обнажение души. 12
2.4. Воспоминание. 13
2.5. Забота о душе. 16
2.6. Утраченная целостность. 18
2.7. Философский Эрос. 20
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

Философия реферат.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

       По  истечении назначенного срока души выбирают свою следующую жизнь, и  при этом выборе большинство душ  исходит из опыта и привычек предыдущей жизни; этот выбор, утвержденный Мойрами  – богинями судьбы, после нисхождения  души в тело становится для нее реальностью.

       В каком-то смысле география потустороннего мира – это география самой  души. Сколько людей – столько  и незримых миров. И в каждом из этих миров есть свое нижнее и верхнее  небо: пространство четырех стихий личного опыта и эфирное пространство духа. В это духовное пространство душа поднимается окрыленная вдохновением, чтобы, пользуясь внутренним зрением, созерцать высшую реальность, которая не имеет ничего общего с чувственными переживаниями и интересами преходящей личности.

       После смерти душа должна снова пройти по тем же дорогам, по которым ходила в течение своего земного существования. Знание, как говорит Платон, есть воспоминание о том, что душа видела раньше (в Аиде), а ее земная жизнь – результат выбора, который она совершила в ином мире до своего рождения. Подобно этому, все, что происходит с душой после смерти, должно быть воспоминанием о прожитой жизни, беспристрастной оценкой и судом над всеми выборами, которые были сделаны здесь, в этом мире. Выбор судьбы – это свободный выбор. Но если в течение земной жизни человек имеет возможность воздействовать на себя, меняться, делаться лучше, то после смерти на душу воздействует только правосудие. Мы не выбираем сны, они нам просто снятся, являясь следствием прошлого опыта. Подобно этому, переживания души, когда она уже находится в потустороннем мире, уже не выбираются, их выбор осуществлялся в течение всей земной жизни. Каждый человек создает и несет внутри себя свой Тартар и свой Олимп. Первый соответствует чувственному аспекту жизни, а второй – результат его духовных исканий.

       Жизнь – это развертывание души изнутри  наружу; посмертные переживания являются ее свертыванием. Свободная от тела душа встречает в ином мире себя и свои деяния.

    1. Смерть  – обнажение души.

       По  преданию, в древние времена суд над душой осуществлялся в последний день жизни человека, перед его смертью. Одни люди приходили на этот суд в лучших одеждах, украшенные своим знатным происхождением, славой, властью и богатством, и, к тому же, приводили с собой свидетелей, подтверждающих правдивость всех их слов. Другие, не имея таких возможностей, приходили такими, какие есть, – не нарядные, некрасивые. Были и те, которые многим не нравились и против которых могли быть обвинительные выступления. Все это создало путаницу, поскольку внешний вид часто обманывал судей, и те, кого по заслугам должны были отправить в Тартар, попадали на Острова Блаженных, и наоборот.

       Чтобы решить проблему, Зевс приказал вершить  суд над душой после смерти, чтобы на суде она представала  обнаженной. С тех пор люди не знают день своего ухода и приговор над душой выносится на основании не внешних признаков, а ее внутренних качеств.

       После смерти «делаются заметными все  природные свойства души и все  следы, которые человек оставил  на душе каждым из своих занятий» («Горгий», 524d).

       Значит, смерть обнажает душу, отделяет от нее  все, что человек имел, с чем  отождествлял себя в течение жизни: от имущества до положения в обществе. Она убирает все ложные опоры  и все то, что по своей природе  не является частью самой души.

       Смерть  оставляет человека наедине с  самим собой – таким, каким  он себя сделал при жизни, и для  него, как и для судей, становятся видимыми все достоинства и недостатки, которыми он наделил свою душу. Они  и есть нами приобретенное имущество, то, что всегда несем с собой.

       Если  человек жил несправедливо, его  душа покрыта рубцами ложных клятв  и поступков, искривлена самолюбием, и в ней нет ничего прямого, потому что она не стремилась к  истине и не знала истины. А справедливой душе присуща красота. Оставаясь равнодушной ко всему тому, что ценит большинство людей, стремясь найти истину и делаться лучше, человек, думающий о смерти, живет жизнью, которая будет полезна не только здесь, но и в Аиде («Горгий», 525а–526а).

       Суд над душой является своего рода психостазией, которая включает в себя разделение всего, что прожили, по двум признакам; все, что с нами происходит, мы психологически воспринимаем как единое, неделимое целое, как одну жизнь, хотя на самом деле она является смешением двух форм существования человека. Этим формам соответствуют две дороги, которые от распутья, где происходит суд над душой, ведут к двум областям иного мира. Распутье напоминает священную для пифагорейцев букву Y, символизирующую весы, на которых взвешивается душа. Одной из дорог, ведущих от распутья, соответствуют титанические деяния, а другой – дионисийские. Одна удаляет душу от Блага, другая приближает. Одна является дорогой Венеры земной, а другая Венеры небесной. Все, что происходит с душой, либо наносит ей раны, либо очищает и возвышает ее. В пифагорейской школе психостазия практиковалась ежедневно. Перед сном ученики оценивали прожитый день, отвечая на вопросы: «В чем согрешил сегодня?», «Что сделал?», «Что должного не исполнил?»

       Как говорит Платон, на душу надо смотреть глазами судей мира иного, и это значит вести внутренний диалог со своей совестью, не оправдывая и не обманывая себя. Лишь возвысившись над собой, мы обретаем это ясное видение, дающее ответ на вопрос: стали ли мы сегодняшние лучше нас вчерашних?

    1. Воспоминание.

       Прежде чем покинуть невидимый мир, после длинного и изнурительного путешествия душа приходит на равнину, где нет никакой растительности, и там пьет воду из реки Леты, которая приносит ей забвение всего, что происходило с ней в ином мире. После этого она отправляется в новое тело в сопровождении своего гения судьбы, который должен сопровождать ее в новой жизни.

       В ином мире находится также озеро  Мнемосины – матери муз и всего  того, что возобновляет и укрепляет воспоминания о Небе. Воды этого озера по праву могут пить лишь души героев-философов, родственные Эросу и движимые им в их страстном стремлении к божественному образу жизни.

       Павсаний  пишет, что, приходя к пещере Трофония, которого считали сыном Аполлона, паломник, желавший услышать совет  или узнать свое будущее, сначала пил воду из источника Леты, а потом, когда выходил, из источника памяти. Обращаясь к божественному, он должен был забыть все земные заботы и волнения, мучающие душу, а уходя от него, закрепить в своей памяти все, что видел и созерцал в пещере.

       Но  в пещеру можно войти не только забыв все, что отягощает душу; можно забыть также все, что связывает  ее с небом. Это символическое  значение она принимает в «Государстве», где Платон чувственный мир сравнивает с пещерой, в которой живут  люди, прикованные цепями к своему месту. Они не могут двигаться, и все, что они видят и изучают, – это тени вещей, которые отражаются на стенах. При этом они не догадываются, что их знание является знанием теней, а не подлинной реальности, которая находится снаружи и является причиной существования иллюзорного мира.

       Как узнать эту другую реальность, если она недоступна чувствам? Как научить  добродетели, если она относится  к этому другому, сверхчувственному  знанию? Отвечая на этот вопрос, Платон отождествляет знание с воспоминанием. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину, и настолько, насколько ее помнит, является мудрой, а значит – свободной.

       В «Федре» Платон сравнивает душу с крылатой колесницей. Если в случае богов и кони, и возничие благородного происхождения, то у смертных один из коней прекрасен, добр и послушен, а другой наделен противоположными качествами: он тяжел и тянется к земле. Совершая путешествие по небесному своду, души богов и души людей созерцают мир идей и истину, которая является амброзией, пропитанием души. В силу своего несовершенства человеческие души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их крылья ломаются и они входят в цикл перерождений. Те из них, которые видели больше, больше и помнят, им легче восстановить утраченную способность летать. Находясь в теле, душа посредством вещей чувственного мира, являющегося отражением мира идей, может вспомнить то, что раньше созерцала. Пребывание в чувственном мире имеет задачу восстановить те знания, которыми она обладала, а не превратить ее в своего узника. Говоря иначе, чувственный мир должен для души играть роль символа или знамения другой реальности, быть для нее посредником и мостом, который от видимого, известного ведет в невидимое, неизвестное.

       В душе изначально заложено все, что находится  в мире идей, хотя в меньшей степени  и в непроявленном виде – так  же, как в семени заложено знание того, чем оно может и должно стать. Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания. А это значит, что душа может вспомнить ясно лишь то, чем она уже стала, и интуитивно предчувствовать то, чем может стать в дальнейшем. Способности, которыми мы уже владеем, это те знания, которые приобрели раньше – в течение предыдущих воплощений. В той мере, в какой мы ими владеем, они предшествуют опыту, являются тем, что знаем априори. Подобное мы встречаем в глубинной психологии, где архетипы обозначают врожденную способность души расти в определенном направлении, они подобны имеющим один и тот же исток руслам рек, по которым движется душа в процессе своего роста, и в своей сумме являются суммой всех потенциальных возможностей человеческой психики.

       Подлинное знание – это умение выбрать подлинное благо, и этим оно отличается от неведения, которое, выбирая, не знает природу того, что выбирает. Именно поэтому при выборе образа жизни душа выбирает худшее, считая его лучшим.

       Вспомнить значит, подобно Зевсу, родить в душе Афину во всем ее боевом облачении, это значит прозреть и видеть то, чего раньше не видели, и это прозрение приходит внезапно, подобно вспышке света, которая делает видимыми те слои души, которые раньше находились в темноте самозабвения.

    1. Забота  о душе.

       Принимая  идею бессмертности души и понимая, что в таком случае смерть отнимает у человека все, кроме души, Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе.

       Эта забота означает очищение души, освобождение от чувственного в стремлении соединения с духовным – умопостигаемым миром.

       Объясняя  природу души, то, какова душа сейчас и какой была до своего нисхождения  в мир чувственный, Платон символически отождествляет ее с морским божеством  Главком, к телу которого за долгое время пребыванияв морских глубинах прикрепилось много грязи. Он весь покрыт ракушками, водорослями и песком, а тело его изломано и изуродовано волнами, так что он больше похож на чудовище, чем на божество. Душа пребывает в подобном состоянии, и она должна стряхнуть с себя все лишнее – все, что, делая ее тяжелой и бесформенной, не позволяет ей узнать самое себя. Она нуждается в очищении от всего, с чем срослась в течение многих перевоплощений.

       К душе прикрепилось много «землистого  и дикого», ее терзают внутренние противоречия. Платон говорит, что внешне душа кажется одним существом, но на самом деле она является соединением троих: человека, льва и химеры, которые накрепко срослись друг с другом. Неразумный человек кормит своего многоголового зверя, а внутреннего человека морит голодом; разумный, напротив, стремится в своей душе наладить справедливость. Он укрощает льва, облагораживает в химере все кроткое и препятствует развитию ее диких качеств, которые губят душу. Каждой из трех частей души присущ свой тип совершенства, своя добродетель: разумному началу – мудрость, яростному – храбрость, а вожделеющему – умеренность.

       Платон  неоднократно подчеркивает, что душу портят несправедливость, невоздержанность, трусость и невежество и другие пороки, делающие ее узником тела. Ко всему этому нужно добавить эгоизм или чрезмерное себялюбие, которое ослепляет душу человека, так что ему собственное невежество кажется мудростью, свои представления об истинном он считает истиной. Такой человек слишком горд и самоуверен, чтобы учиться у более мудрых людей («Законы», 732 а).

       Очищение  души у Платона связано с телесной и умственной дисциплиной, которая  внутренне трансформирует человека и уподобляет его божеству. «Благоразумие, справедливость, мужество и мудрость являются средствами такого очищения» («Федон», 69 с). Все эти достоинства являются целью философского поиска, и по мере очищения мы открываем их внутри себя.

Информация о работе Платон и его учение о душе