Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:09, реферат
Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э.
Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.
Краткая характеристика направлений античной философии
Абсолютный субъект
В трудах Гераклита
В произведениях Платона
В стоицизме
Смысл
(субъективный логос) речи представляет
собой нечто целое и
Вот почему «темный» философ, мыслящий смыслообразами, избрал термин «логос» для выражения как единого в многообразном мире вещей и явлений, так и единого «мудрого» в многообразии слов и речей. Это - логос, который «правит всем через все», оставаясь «отрешенным от всего». Он един в двух аспектах; в субъективной сфере слова, речи или учения он определяет смысл всех наших слов и речей через все слова, в сфере объективной он правит всеми вещами через все вещи, Логос всеобщ, но он не совпадает с миром единичных вещей и явлений. Он представляет собой скрытый строй объективного и субъективного мира явлений. Если бы логос совпадал с миром единичного, он не мог бы «править всем». Равным образом логос не мог бы править миром, если бы он никак не был связан с ним, «отрешен от всего». Этим объясняется то, что эфесец приравнивает объективный логос к живому огню, а огонь наделяет признаком разумности. Таким образом, Гераклит различает общее и единичное, идеальное и материальное, субъективное и объективное, но не противопоставляет их друг другу.15
Развитие древнегреческой философии до Сократа было в целом историей возникновения и развития материализма от Фалеса до Демокрита. Но эпоха наивысшего развития материализма в Древней Греции не была изолирована явлением истории духовной жизни. Она совпадает во времени с расцветом греческого рабовладельческого полиса и является чрезвычайно сложным многообразно опосредствованным отображением этого расцвета в области мысли.
Параллельно и на основе этого процесса произошли глубокие изменения в умственной жизни греческого общества. Греческая демократия никогда не благоволила свободному развитию исследований природы. Она ревниво выступала на страже староотеческой религии. Свою ненависть к вольнодумству физиков она отлила в форме обвинения в религиозном нечестии.
В этой обстановке материализм развивался и прокладывал себе путь не под покровительством руководителей демократии, а скорее вопреки их враждебному отношению.
Положение дел меняется с началом IV века до н.э. Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижения материалистических мыслителей и ученых, но так же и даже, прежде всего, используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов.16
В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога - Творца. Его Платон называет Демиургом.17
Демиург - у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христианскому Богу, который создает мир из ничего.18
Беседа о Демиурге, сотворившем эту вселенную ведется в позднем диалоге «Тимей». В этом диалоге явно проявляется влияние пифагорейской школы на платоновскую философию. Платон описывает рассказ пифагорейца Тимея о сотворении всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Согласно Платону, Демиург создает душу мира из трех частей – предела, беспредельного и их смеси. Затем мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга – внешний (сфера неподвижных звезд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время, как «движущееся подобие вечности». Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ – возникшие боги, которые совместно с Демиургом принимают участие в творении человека.19
В
начале своего рассказа о сотворении
мира, он как бы предупреждает: «Ведь
как бытие относится к
В платоновской космогонии происходит сотворение порядка из хаоса, Демиург как бы приводит все вещи в согласие с самим собой. Он творит из материи вещи по идеальному (вечному) образцу. Тут надо сказать, что, по мнению Лосева, Платоновское время это «синтез вечности с ее инобытием», так как «время предполагает вечность, то вечность, переходя в своё инобытие, порождает время», а понятие материи еще более сложное, «сводящееся к указанию на чистое алогическое становление, чуждое всякого оформления». Следовательно, демиург является упорядочивающей причиной, сближающей стоящая между вечностью и становлением, включает в себя и то, и другое и воплощает в этом мире в определенных отношениях смесь вечности и становления
Всё существующее имеет причину своего существования. Причиной возникновения космоса (Для Платона космос – это прежде всего вращающееся небо) и мира идей - Демиург, творящий его, взирая на вечный образец этого космоса. Однако надо отметить, что демиург благ. А это значит, что он, как и все идеи, во-первых, тоже познаваем, как и всё принадлежащее к идее блага, во-вторых, не является самим благом, а лишь подчиняется ему словно закону и, в-третьих, гармонично встраивается в бытие, являясь частью этой гармонии.
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоя Пекиле (букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.
Стоики считают частями философии логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации, стоики сравнивали и с животным, и с яйцом. В первом случае: кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором: скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.21
Если для Платона и отчасти для Аристотеля существование «идей» само по себе гарантирует постижение истинны, то для стоиков само собой очевидно, что путь к познанию космоса начинается с чувственного восприятия.
Гераклитовский
логос казался Зенону привлекательной
парадигмой, ибо счастливо помогал
избегать столь неясного «разделения
материального и
Чтобы стать добродетельным, то есть правильно жит, человек нуждается в правильных же представлениях о законах космоса, о сообразной с этими законами цели жизни человека. Основа стоического мироощущения выражена в следующей формуле. Закон космоса и закон добродетели един: это закон Зевса, «природный закон», он же «здравый разум», мировой логос, определяющий все сущее и указывающий, что следует делать, а что нет.
По мнению стоиков, разумное существо обладает способность сообщать содержание своего сознания другим разумным существами и воздействовать на них особым средством – словом, то есть не непосредственно - механически. Дети и животные не владеют артикулированной речью, не знают синтаксиса – правильной связи слов и корреспондирующий «лектон»; они обладают только «внешней» речью, как бы речью, которой не соответствуют никакие фиксированные смыслы.
Законы языка и мышления не определяют форм мироздания. Человеческий разум есть лишь частичное проявление всекосмического Логоса – единственного подлинного гаранта объективности и целостности мироздания.
Задачи познания целиком определены нравственно – практической целью: лишь следуя «логосу» человек может ощутить устойчивость и разумность своего существования.
Универсальные программы разрабатывались, видимо, почти всеми крупными стоиками. Общим для всех этих программ была ориентация на единство логоса во всех его проявлениях – «ипостасях» познания, мироустроения и целепологания. Соответственно, три области функционирования логоса – логическая, физическая и этическая.
Логика должна выполнять роль общей проподевтики и эпистимологии, трактующей о принципах и границах познания, о критерии истинного и ложного и способах это выразить. Физика должна обосновывать законы мироздания, дать основу для суждения о благе и зле и тем самым утвердить законы этики. Этика – формулировать конечную цель разумного существа и способы его достижения. 22
В
своей физике стоики признают «сущим»
лишь то, что действует или
Первоэлементом является огонь. Из огня развиваются другие элементы (земля, вода, воздух) и конкретный мир. Он пронизывает все своим теплом, образуя жизненное дыхание каждой вещи. Тем самым он выступает также душой и силой, разумно приводящей все в движение.
Стоики учат о цикличности космоса: мир родился из первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей.
В центре теологии стоиков находится логос. Бог рассматривается как творческая первичная сила, первая причина всякого бытия. Он — логос, который несет в себе разумные семенные энергии всех вещей. Для стоиков космос, порождающий всякую жизнь и мышление, и сам есть живое существо, чья душа божественна. С разумностью логоса связаны целесообразный и планомерный порядок вещей и событий. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением. От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно.23