Персона демиурга в античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:09, реферат

Описание работы

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э.
Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.

Содержание

Краткая характеристика направлений античной философии
Абсолютный субъект
В трудах Гераклита
В произведениях Платона
В стоицизме

Работа содержит 1 файл

реферат по философии 1.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

     Смысл (субъективный логос) речи представляет собой нечто целое и нераздельное. То же самое можно сказать о  мире как космосе, как стройном и  едином целом. Стройность мира, его  гармоничность определяются «божественным» логосом, который господствует над всем, «простирает свою впасть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх».

     Вот почему «темный» философ, мыслящий смыслообразами, избрал термин «логос» для выражения как единого в многообразном мире вещей и явлений, так и единого «мудрого» в многообразии слов и речей. Это - логос, который «правит всем через все», оставаясь «отрешенным от всего». Он един в двух аспектах; в субъективной сфере слова, речи или учения он определяет смысл всех наших слов и речей через все слова, в сфере объективной он правит всеми вещами через все вещи, Логос всеобщ, но он не совпадает с миром единичных вещей и явлений. Он представляет собой скрытый строй объективного и субъективного мира явлений. Если бы логос совпадал с миром единичного, он не мог бы «править всем». Равным образом логос не мог бы править миром, если бы он никак не был связан с ним, «отрешен от всего». Этим объясняется то, что эфесец приравнивает объективный логос к живому огню, а огонь наделяет признаком разумности. Таким образом, Гераклит различает общее и единичное, идеальное и материальное, субъективное и объективное, но не противопоставляет их друг другу.15

 

    1. В произведениях  Платона

     Развитие  древнегреческой  философии до Сократа  было в целом историей возникновения  и развития материализма от Фалеса до Демокрита. Но эпоха наивысшего развития материализма в Древней Греции не была изолирована явлением истории духовной жизни. Она совпадает во времени с расцветом греческого рабовладельческого полиса и является чрезвычайно сложным многообразно опосредствованным отображением этого расцвета в области мысли.

     Параллельно и на основе этого процесса произошли  глубокие изменения в умственной жизни греческого общества. Греческая  демократия никогда не благоволила  свободному развитию исследований природы. Она ревниво выступала на страже староотеческой религии. Свою ненависть к вольнодумству физиков она отлила в форме обвинения в религиозном нечестии.

     В этой обстановке материализм развивался и прокладывал себе путь не под покровительством руководителей демократии, а скорее вопреки их враждебному отношению.

     Положение дел меняется с началом IV века до н.э. Платон с редким в истории мысли талантом создает учение объективного идеализма, которое не только направляется против достижения материалистических мыслителей и ученых, но так же и даже, прежде всего, используется для обоснования реакционной социальной и политической системы взглядов.16

     В сочинениях Платона впервые в европейской культуре встречается идея единого Бога - Творца. Его Платон называет Демиургом.17

     Демиург - у Платона обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса, или первовещества; противоположность христианскому Богу, который создает мир из ничего.18

     Беседа  о Демиурге, сотворившем эту вселенную ведется в позднем диалоге «Тимей». В этом диалоге явно проявляется влияние пифагорейской школы на платоновскую философию. Платон описывает рассказ пифагорейца Тимея о сотворении всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Согласно Платону, Демиург создает душу мира из трех частей – предела, беспредельного и их смеси. Затем мировая душа делится на две части, из которых образуются два круга – внешний (сфера неподвижных звезд) и внутренний (сфера планет). Вместе с небом возникает время, как «движущееся подобие вечности». Мировая душа соединяется с мировым телом, после чего создаются четыре вида живых существ. Высший класс живых существ – возникшие боги, которые совместно с Демиургом принимают участие в творении человека.19

     В начале своего рассказа о сотворении мира, он как бы предупреждает: «Ведь  как бытие относится к рождению, так истина относится к вере. А  потому не удивляйся, Сократ, что мы, рассматривая во многих отношениях много  вещей, таких, как боги и рождение Вселенной, не достигнем в наших  рассуждениях полной точности и непротиворечивости. Напротив, мы должны радоваться, если наше рассуждение окажется не менее правдоподобным, чем любое другое, и притом помнить, что и я, рассуждающий, и вы, мои  судьи, всего лишь люди, а потому нам приходится довольствоваться в  таких вопросах правдоподобным мифом, не требуя большего», что он не претендует на истину. Но весь опыт, всё пифагорейское знание указывают на такое возникновение мира, как самое правдоподобное, хотя и не точное.20

     В платоновской космогонии происходит сотворение порядка из хаоса, Демиург как  бы приводит все вещи в согласие с самим собой. Он творит из материи  вещи по идеальному (вечному) образцу. Тут надо сказать, что, по мнению Лосева, Платоновское время это «синтез  вечности с ее инобытием», так как  «время предполагает вечность, то вечность, переходя в своё инобытие, порождает  время», а понятие материи еще  более сложное, «сводящееся к  указанию на чистое алогическое становление, чуждое всякого оформления». Следовательно, демиург является упорядочивающей  причиной, сближающей стоящая между  вечностью и становлением, включает в себя и то, и другое и воплощает  в этом мире в определенных отношениях смесь вечности и становления

     Всё существующее имеет причину своего существования. Причиной возникновения  космоса (Для Платона космос –  это прежде всего вращающееся небо) и мира идей - Демиург, творящий его, взирая на вечный образец этого космоса. Однако надо отметить, что демиург благ. А это значит, что он, как и все идеи, во-первых, тоже познаваем, как и всё принадлежащее к идее блага, во-вторых, не является самим благом, а лишь подчиняется ему словно закону и, в-третьих, гармонично встраивается в бытие, являясь частью этой гармонии.

 

    1. В стоицизме

     Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоя Пекиле (букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.

     Стоики считают  частями философии логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации, стоики сравнивали и с животным, и с яйцом. В первом случае: кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором: скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.21

     Если  для Платона и отчасти для  Аристотеля существование «идей» само по себе гарантирует постижение истинны, то для стоиков само собой очевидно, что путь к познанию космоса начинается с чувственного восприятия.

     Гераклитовский  логос казался Зенону привлекательной  парадигмой, ибо счастливо помогал  избегать столь неясного «разделения  материального и нематериального». Логос – внутренний стержень всего  учения, гарант всеобщего единства. Степень присутствия логоса –  критерий, с точки зрения которого ставились и решались все проблемы.

     Чтобы стать добродетельным, то есть правильно  жит, человек нуждается в правильных же представлениях о законах космоса, о сообразной с этими законами цели жизни человека. Основа стоического  мироощущения выражена в следующей  формуле. Закон космоса и закон добродетели един: это закон Зевса, «природный закон», он же «здравый разум», мировой логос, определяющий все сущее и указывающий, что следует делать, а что нет.

     По  мнению стоиков, разумное существо обладает способность сообщать содержание своего сознания другим разумным существами и воздействовать на них особым средством  – словом, то есть не непосредственно - механически. Дети и животные не владеют артикулированной речью, не знают синтаксиса – правильной связи слов и корреспондирующий «лектон»; они обладают только «внешней» речью, как бы речью, которой не соответствуют никакие фиксированные смыслы.

     Законы  языка и мышления не определяют форм мироздания. Человеческий разум есть лишь частичное проявление всекосмического Логоса – единственного подлинного гаранта объективности и целостности мироздания.

     Задачи  познания целиком определены нравственно  – практической целью: лишь следуя «логосу» человек может ощутить  устойчивость и разумность своего существования.

     Универсальные программы разрабатывались, видимо, почти всеми крупными стоиками. Общим для всех этих программ была ориентация на единство логоса во всех его проявлениях – «ипостасях» познания, мироустроения и целепологания. Соответственно, три области функционирования логоса – логическая, физическая и этическая.

     Логика  должна выполнять роль общей проподевтики и эпистимологии, трактующей о принципах и границах познания, о критерии истинного и ложного и способах это выразить. Физика должна обосновывать законы мироздания, дать основу для суждения о благе и зле и тем самым утвердить законы этики. Этика – формулировать конечную цель разумного существа и способы его достижения. 22

     В своей физике стоики признают «сущим»  лишь то, что действует или претерпевает, то есть тело. Пассивному началу соответствует  материя (хюле), активному же — логос. Логос есть мировой разум, пронизывающий дыханием (пневмой) бескачественную материю и тем самым целесообразно направляющий ее развитие. Во всех вещах содержатся «семенные логосы», в которых и заложено их планомерное развитие.

     Первоэлементом является огонь. Из огня развиваются другие элементы (земля, вода, воздух) и конкретный мир. Он пронизывает все своим теплом, образуя жизненное дыхание каждой вещи. Тем самым он выступает также душой и силой, разумно приводящей все в движение.

     Стоики  учат о цикличности космоса: мир  родился из первоогня, в нем же он и погибнет. После этого мирового пожара вновь разовьется мир конкретных единичных вещей.

     В центре теологии стоиков находится  логос. Бог рассматривается как  творческая первичная сила, первая причина всякого бытия. Он — логос, который несет в себе разумные семенные энергии всех вещей. Для  стоиков космос, порождающий всякую жизнь и мышление, и сам есть живое существо, чья душа божественна. С разумностью логоса связаны целесообразный и планомерный порядок вещей и событий. Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель — провидением. От необходимости, царящей в мире, уклониться невозможно.23

Информация о работе Персона демиурга в античной философии