Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:09, реферат
Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII века до н.э. вплоть до VI века н.э.
Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм.
Краткая характеристика направлений античной философии
Абсолютный субъект
В трудах Гераклита
В произведениях Платона
В стоицизме
ДОНЕЦЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ФІЛОСОФІЇ
Реферат
З курсу «Філософія»
На
тему: Персона Деміурга у античній філософії
Виконав:
Студентка – групи 2-В, хімічного факультету
Андрєєва Ангеліна Андрїївна
Перевірив:
доцент Білецький В.В.
м.Донецьк, 2011 р.
План:
Античной
философией называют совокупность философских
учений, развивавшихся в
Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. 1
Материализм
– философское мировоззрение, в
соответствии с которыми материя, то
есть объективная реальность, являются
онтологически первичным
Философы, действовавшие в VI веке до н.э. в Милете – Фалес, эфесянин Гераклит, уроженец Колофона Ксенофан – при всех своих различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и при том «вещественного» начала. Таковы «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита, «земля» Ксенофана и т.д.
Однако внутри этой материалистической основы, неизменно определяющей многое в дальнейшем развитии древнегреческой философии, уже рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии могли привести и в ряде случаев действительно привели к возникновению идеализма. 3
Идеализм
– термин для обозначения широкого
спектра философских концепций
и мировоззрений, в основе которых
лежит утверждение о
Формулировку,
которую можно считать
«У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг друга о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы… И признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят впервые, и то что они называют истинной, они, разлагая в своих суждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба». 5
По подсчетам историков, в Древней Греции было 288 философских учений. В Афинах четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).6
Платоновская Академия – религиозно – философский союз, основанный Платоном приблизительно в 387 году до н.э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие.
Особая роль математике в девизе Академии: «Негеометр да не войдет!». В 529 году указом христианского императора Юстиниана были закрыты все философские школы в Афинах7
Ликей Аристотеля возник после возвращения Аристотеля в 355 г., когда начался поход на Персию. Как неафинянину, ему разрешили открыть ее в пригороде Афин, возле храма Аполлона Ликейского – Ликей. Школа еще носила название перипатетической. Много версий относительно названия. Наиболее распространенная та, что periepateo обозначает «прогуливаться», и перипатетики, то есть Аристотель со своими учениками, изучали философию, прогуливаясь по саду вокруг храма. Другая версия: «перипатус» - это крытая галерея (колоннада) вокруг храма Аполлона, где и велись занятия. Школа, которая была основана Аристотелем, во многих отношения была подобна Академии.8
Эпикурейская школа – была основана Эпикуром из Самоса и во многих отношениях напоминала школу киренеиков, но была выше в своих этических стандартах. Эпикурейцы полагали удовольствие наиболее желательным состоянием, но оно, по их мнению, достигается через отречение от утех умственных и эмоциональных противоречий, которые производят боль и печаль, и является серьезнейшим и благороднейшим состоянием. С точки зрения Эпикура, боль ума и души более серьезна, чем боль и печаль тела, поэтому радость ума и души превышает радость тела.
Школа стоиков была основана Зеноном, обучавшимся у Кратеса из школы киников, от которой стоики и взяли свое начало. Стоики были в основном пантеистами, так как они утверждали, что нет ничего лучше, чем мир, а мир есть Бог.
Стоицизм является материалистической философией, так как проповедует добровольное подчинение естественному закону. Считалось, что душа имеет физическую форму и распадается вместе с телом. Хотя некоторые из стоиков полагали, что мудрость продлевает существование души, настоящее бессмертие, не включалось в их доктрины. Души, по их представлениям, состояла из восьми частей: пяти чувств порождающей силы, силы голоса и восьмой, главенствующей части. Природа определялась как Бог, смешанный с субстанцией мира. Все вещи рассматривались либо как телесные, либо как нетелесные.9
Ионийская
или милетская школа –
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI века вплоть до начала второй половины V века до н.э. с тремя крупными философами – Парменидом, Зенон и Мелисом. Так как основные учение школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые понимают идею мирового единства не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. 10
Среди многочисленных представлений древнегреческого материализма наиболее выдающимися были Гераклит, Демокрит и Эпикур.
Философия Гераклита являлась наиболее передовым учением в период формирования рабовладельческого способа производства в Древней Греции.11
Гераклит Эфесский – древнегреческий философ – досократик. Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.12
Учение Гераклита не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец древнегреческой диалектики.
Гераклита современники порой считали дерзким, надменным человеком, не удосуживающимся разъяснить свои мысли-загадки, мысли-шифры. Греки назвали его темным. Так и остается неясным, назвали ли его Темным потому, что он писал на поэтическом, не очень понятном языке, или потому, что был склонен к афоризмам, звучавшим парадоксально, иногда вызывающе. Или потому, что задавал своим читателям, слушателям загадки, не предлагая разгадок, следуя своему убеждению, что «природа любит прятаться». Или потому, что любил игру слов.
Гераклит как человек и мыслитель, видимо, в какой-то мере отличался от философов милетской школы, так как его больше привлекало философское размышление, которое у него частично является абстрактным, а частично переплетается с множеством конкретных сюжетов. Несомненно, и то, что Гераклита больше, чем его предшественников, волнуют, становясь объектом философских раздумий, социальные, этические, нравственные вопросы.
Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания.
Гераклит, считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет.
Что же выясняется о логосе в первую очередь из фрагментов Гераклита? Логос сокрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. 13
«Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его – ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей сокрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны не помнят». Секет adv math VII 132.14
До сих пор речь шла о всеобщем логосе, но у Гераклита есть фрагменты, в которых говорится о том, что собственный логос присущ и человеческой душе:
«Границ души тебе не отыскать, в каком бы направлении ты ни пошел, столь велика ее мера (logos)». Гераклит устанавливает противоречивое единство между человеческим логосом и всеобщим логосом: он их различает, но не противопоставляет друг другу. Логос души может быть в согласии со всеобщим логосом, но случается это не часто. И тем не менее в основе своей они едины, сходны и тождественны; во всяком случае между логосом наилучших людей и логосом мира нет принципиальных различий. И тот и другой логос являются тем разумным принципом, который правит всем.
Субъективный логос души и объективный мировой логос представляют собой единый мир в двух аспектах; в аспекте внутреннего мира человека, его субъективности, и а аспекте внешнего строя вещей, Самопознание выводит человека из сферы внутреннего во внешний вещественный мир. На этом пути человеческая душа обогащается, развивается - «Психее присущ самовозрастающий логос», Вместе с тем, вступив в связь с логосом внешнего мира и «втянув (в себя) через дыхание этот божественный логос, мы становимся разумными». Оба способа стать разумными не исключают, а предполагают друг друга, ибо логос души и логос мира, тождественные в различии, составляют единство внутреннего и внешнего.
В гераклитовом понимании между субъективным логосом и объективным действием существует тесная связь; для него мудрость (логос души) есть единство слова и дела и представляет собой умение говорить и действовать сообразно объективному логосу. Поэтому его субъективный логос означает одновременно и «говорить правду» и правильно действовать.
Гераклит употребляет термин «логос» в значении «слово» или «речь» и в значении того объективного содержания, которое несет в себе это «слово» или эта «речь». А таким содержанием «слов» или «речей» являются как отдельные предметы, веши или дела, так и то всеобщее, что правит всей, тот всеобщий закон, который господствует над всем, та мера, которая определяет пропорциональность всех превращений в мире и т.п.