Периодизация истории философии. Философские школы и направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Философия древней Европы была греческой философией. Философия появилась в Греции в VII в. до н. э., и примерно через двести лет уже были созданы шедевры философской мысли, которые явились основой всей европейской философии и культуры.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 76.37 Кб (Скачать)

Схоластические  проблемы, которые в раннем средневековье  представляли достаточно призрачную целостность, в XIII в. стали более комплексными и слитыми. Проблем в раннем средневековье было немного, но много было разнообразных решений, теперь же, напротив, много проблем и ограниченное количество решений. Крупных философских направлений было только несколько: гетеродоксальное направление аверроистов и два правоверных — августиновское и аристотелевски-томистское.

Завершающий период средневековой  философии

XIV в. условия философской  деятельности остались теми же, что и в XIII в., и становилось  общепризнанным то, что было в  XIII в. новинкой. Новых источников уже не искали, так как наука продолжала концентрироваться в университетах и развиваться в орденах. Однако в начале XIV в. произошло изменение в характере философствования. Оно не было вызвано внешними условиями, а явилось результатом внутреннего развития философии. Новых философских систем схоластика уже не требовала и не дала, поскольку внимание исследователей привлекли другие проблемы, и философское развитие пошло другим путем.

Часть философских  усилий и в XIV в. уходила на сохранение и частичное развитие старых систем. Это был античный путь, или «старая философия», которая развивалась в нескольких школах старой формации, прежде всего в двух наиболее крупных: в школах томистов и скотистов, которые непомерно разрослись и насчитывали огромное количество сторонников.

Модернистский путь. Другим путем — путем критики  — пошли самостоятельные умы  эпохи. Это движение создало новое  направление: «новую школу». или «модернистский путь». Философская доктрина этого направления была названа «номинализмом», что исходило из одной из явных претензий этой теории, или «оккамизмом», производным от имени ее наиболее влиятельного представителя. Возможно, что наиболее адекватным будет назвать ее «средневековым критицизмом».

Период, начавшийся в XIV в., продолжался до конца средневековья, то есть до того момента, когда Возрождение выдвинуло свои новые лозунги. Он продолжался в течение двух столетий, до конца XV в., и лишь в Италии изменения произошли несколько раньше, уже в первой половине XV в. Этот период прошел через два этапа. Первая половина XIV в. была философски богатой и творческой. Появились новые идеи, и модернистский путь сформировал не только основы, но и сделал из них наиболее радикальные выводы. В то же время, однако, конец XIV и особенно XV в. были уже временем застоя. Номинализм, еще недавно революционный и живой, перестал развиваться и превратился в школьный канон, так же как томизм и скотизм. В этом состоянии застоя Возрождение и застало схоластику, что и сделало его победу над ней достаточно легкой.

Завершающий период средневековья, его философии охватывал  шесть главных направлений. Из них  четыре принадлежали античному пути развития философии: томизм, скотизм, аверроизм и августинизм, а критицизм и мистицизм уже представляли собой модернистский путь.

Философия Нового времени (XVII—XIX вв.).

За философией Возрождения  сформировалась философия Нового времени (XVII—XIX вв.).

Для нее характерна почти безграничная вера во всемогущество  разума, который, как кажется философам, способен познать природу и привести человека к прекрасному будущему. Новое время — это период развития и становления науки, которая  мыслится как средство улучшения  человеческой жизни и считается  едва ли не естественным явлением. На первый план выступают проблемы гносеологии, то есть науки о познании, а следовательно, философия во многом становится «служанкой науки» (точно так же, как в Средние века она была «служанкой теологии»): философов крайне беспокоят проблемы методов, при помощи которых мы познаем мир. 
Однако уже в философии Нового времени возникают сомнения в том, что разум настолько всемогущ. Кроме того, человек Нового времени сталкивается с непредсказуемыми последствиями своей собственной деятельности, которые, как оказывается, могут быть очень опасными. Поэтому в философии все более и более отчетливо начинают проявляться мотивы, выражающие неудовлетворенность настоящим и неспособность поверить в светлое будущее, которое пророчат сторонники прогресса.

 

Последний этап развития философии — это новейшая философия (XX в.), которую называют также современной. Современная философия — это  очень сложное явление, которое  сочетает в себе все вопросы, которые  когда-либо ставила философия. Такое  присутствие тем предыдущих эпох в философии определенного периода  — естественное явление, и вряд ли философия наших дней отличается в этом отношении от философии  предыдущих эпох. Основное, наиболее важное для нас, людей XXI века, различие между  современной философией и философией прошедших эпох состоит в том, что говорить о современной философии  объективно крайне сложно, поскольку  она является реакцией на ту жизнь, которая нас окружает, а следовательно, любая оценка, выносимая в этом отношении, будет в той или иной степени предвзятой.

Список  философов по школам и направлениям

Античные  философы

 
Предфилософская традиция Орфей · Лин · Ферекид · Фалет · Эпименид · Акусилай · Семь мудрецов
Милетская школа Фалес · Анаксимандр · Анаксимен
Пифагорейцы Пифагор · Алкмеон · Филолай · Ксенофил · Архит
Элеаты Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс
Атомисты Левкипп · Демокрит
Софисты Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий · Коракс · Тисий
Вне школ Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский

Милетская школа

  • Фалес
  • Анаксимандр
  • Анаксимен

Пифагорейцы

  • Пифагор
  • Алкмеон
  • Филолай
  • Гиппон

 Элеаты

  • Ксенофан
  • Парменид из Элеи
  • Зенон из Элеи
  • Мелисс

Атомисты

  • Левкипп
  • Демокрит

Софисты

  • Протагор
  • Горгий
  • Гиппий
  • Продик
  • Антифонт
  • Критий
  • Евтидем

] Киренаики

  • Аристипп из Кирены.
  • Арета
  • Антипатр из Кирены
  • Гегесий
  • Эпитимид из Кирены

Платонизм

платонизм — учение основанное на философии Платона, школа Академия.

  • Спевсипп
  • Ксенократ
  • Полемон
  • Кратет Афинский
  • Крантор из Сол
  • Аркесилай
  • Карнеад

 Перипатетики

Перипате́тики — ученики и последователи Аристотеля, школа Ликей.

  • Теофраст
  • Эвдем
  • Аристоксен Тарентский
  • Дикеарх
  • Стратон

 Стоики

Стоики — последователи стоицизма, школа Стоя.

  • Зенон Китийский
  • Клеанф
  • Хрисипп
  • Панетий
  • Посидоний
  • Сенека
  • Эпиктет
  • Марк Аврелий

Скептики

Скептики — последователи скептицизма.

  • Пиррон
  • Еврилох
  • Тимон Флиунтский
  • Энесидем
  • Птолемей Киренский
  • Праил Троадский
  • Секст Эмпирик

Эпикурейцы

Эпикурейцы — последователи учения Эпикура.

  • Аполлодор Афинский
  • Гермарх
  • Зенон Сидонский
  • Метродор из Лампсака
  • Менекей
  • Федр
  • Филодем из Гадары

Неоплатоники

неоплатоники — новые последователи Платона, развившие его философию в новых условиях в неоплатонизм.

  • Аммоний Саккас — родоначальник этого направления
  • Плотин
  • Порфирий
  • Прокл
  • Ямвлих
  • Дамаский

Средневековые философы

Схоласты

  • Рабан Мавр
  • Ноткер Немецкий
  • Гуго Сен-Викторский
  • Алкуин
  • Иоанн Скот Эриугена
  • Аделард из Бата
  • Абеляр
  • Гильберт Порретанский
  • Амальрик из Бена
  • Пётр Дамиани
  • Ансельм Кентерберийский
  • Бонавентура
  • Альберт Великий
  • Фома Аквинский
  • Дунс Скот
  • Витело
  • Дитрих Фрейбергский
  • Ульрих Энгельберт
  • Винсент из Бове
  • Иоанн Жандунский
  • Роджер Бэкон
  • Роберт Гроссетест
  • Александр Гэльсский
  • Эгидий Римский.
  • Альберт Саксонский
  • Николай Кузанский
  • Жан Буридан
  • Николай Орезмский
  • Пётр д’Альи
  • Уильям Оккам

Новоевропейские философы

  • Категория:Марксисты
  • Категория:Социалисты-утописты
  • Категория:Трансгуманисты
  • Категория:Феноменологи
  • Категория:Философы немецкой философской школы
  • Категория:Экзистенциалисты
 
Направления, школы, направленность философствования  
Примерная хронология  
 

Представители  

ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ  СТАДИЯ (до VII в. до н.э.)
МИФОЛОГИЯ —Гомер, Гесиод (VII-VI вв. до н.э.)
АНТИЧНОСТЬ  (VII в. до н.э. — III в. н.э.)

ДОСОКРАТИКИ  

До IV в. до н.э.  Фалес,  Гераклит,   Пифагор,  Парменид, Эмпедокл, Протагор и др.
Ранний  эллинизм (IV в. до н.э. — I в. н.э.)
КИНИЗМ  IV — III вв. до н.э. Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.)
ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ) III — II вв. до н.э. Эпикур (341—270 до н.э.)  
СКЕПТИЦИЗМ III — II вв. до н.э. Пиррон (360—270 до н.э.)  
СТОИЦИЗМ  III в. до н.э.  — III в. н.э.  Зенон  Китионский  (333—262  до  н.э.), Клеанф, Хрисипп;

Панеций, Посидоний (ок. 135—51 до н.э.);

Цицерон (106—43 до н.э.),

Сенека (5 до н.э. — 65 н.э.),

Эпиктет (50—140),

Марк Аврелий (121—180)

Поздний эллинизм (I— III вв. н.э.)
НЕОПЛАТОНИЗМ   II —  III вв. н.э. Плотин (ок. 205 — ок. 270), Порфирий (ок. 233 —ок. 304)
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV—XIII вв.)
ПАТРИСТИКА   I — VIII вв.  Августин Блаженный (354—430), Василий Великий (ок. 330—379), Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394),

Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753), Максим Исповедник (ок. 580—662), Петр Ивер и др.

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ XI — XII вв.  Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980—1037),

Ибн Рушд (Аверроэс) (1126—1198), Маймонид (1135—1204)

СХОЛАСТИКА   IX — XV вв.  Эриугена (ок. 810 — ок. 887),

Бонавентура (1221—1274),

Альберт Великий (1193—1280),

И. Росцеллин (1050—1125),

П. Абеляр (1079—1142),

Ансельм Кентерберийский (1033—1109)

Томизм XII — XV вв. Фома Аквинский (1225(6) —1274)
Реализм  IX — XIII вв.  Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 887),

Фома Аквинский (1225(6)—1274),

Ансельм Кентерберийский (1033—1109)

Номинализм   XI — XII вв. И. Росцеллин (1050—1125),

П. Абеляр (1079—1142)

МИСТИЦИЗМ XIII — XIV вв. Мейстер Экхарт (1260—1327)
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV—XVII вв.)
ГУМАНИЗМ    
 
Дж. Савонарола (1452—1498),

Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564),

Эразм Роттердамский (1469—1536),

Н. Макиавелли (1469—1527),

Т. Мор (1478—1535),

М. Монтень (1533—1592),

Николай Кузанский (1401—1464),

Пико делла Мирандола (1463—1494),

Я. Беме (1575—1624) и др.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ  (XVI—XVIII вв.)
ЭМПИРИЗМ

(СЕНСУАЛИЗМ) 

XVI — XVII вв.  Ф. Бэкон (1561—1626),

Т. Гоббс (1588—1679),

Дж. Локк (1632—1704),

Б. Паскаль (1623—1662)

РАЦИОНАЛИЗМ   XVI — XVIII вв. Р. Декарт (1596—1650),

Г. Лейбниц (1646—1716),

Б. Спиноза (1632—1677)

СУБЪЕКТИВНЫЙ  ИДЕАЛИЗМ XVII — XVIII вв. Дж. Беркли (1685—1753) 
АГНОСТИЦИЗМ XVIII в. Д. Юм (1711—1776)
ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в.)
КУЛЬТ  РАЗУМА    
 
Вольтер (1694—1778),

Ж.Ж. Руссо (1712—1778),

Д. Дидро (1713—1784),

П. Гольбах (1723—1789),

III. Монтескье (1689—1755) и др.

РОМАНТИЗМ (XVIII—XIX вв.)
КУЛЬТ ЧУВСТВА    
 
Ф. Шлегель (1772—1829),

Ф. Шлейермахер (1768—1834),

Ф. Шиллер (1759—1805)

НЕМЕЦКАЯ  КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  (XVIII—XIX вв.)
ОБЪЕКТИВНЫЙ

ИДЕАЛИЗМ 

 
 
И. Кант (1724—1804),

Г.В.Ф. Гегель (1770—1831),

И.Г. Фихте (1762—1814),

Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854)

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ XIX в.
МАТЕРИАЛИЗМ    
 
К. Маркс (1818—1883),

Ф. Энгельс (1820—1895)

АНТРОПОЛОГИЯ   Л. Фейербах (1804—1872)
ИРРАЦИОНАЛИЗМ   А. Шопенгауэр (1788—1860)
ПОЗИТИВИЗМ   О. Конт (1798—1857)
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ   
 
Ф. Ницше (1844—1900),

С. Кьеркегор (1813—1855)

ПРАГМАТИЗМ    
 
Ч. Пирс (1839—1914),

У. Джемс (1842—1910),

Дж. Дьюи (1859—1957)

ФИЛОСОФИЯ XX в.
НЕОКАНТИАНСТВО    
 
Э. Кассирер (1874—1945),

Г. Коген (1842—1918)

ГЕРМЕНЕВТИКА    
 
Ф. Шлейермахер (1768—1834),

В. Дильтей (1833—1911),

Г.Х. Гадамер

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ  
 
М. Шелер (1874—1928),

П. Тейяр де Шарден (1881—1955)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ   
 
Б. Рассел (1872—1970),

Л. Витгенштейн (1889—1951),

О. Нейрат (1882—1945),

Р. Карнап (1891—1970),

Дж. Мур (1873—1958)

ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ)  
 
3. Фрейд (1856—1939) 
НЕОФРЕЙДИЗМ     К.Г Юнг (1857—1961),

Э. Фромм,

Ж.П. Сартр (1905—1980),

П. Рикер (р. 1913),

Ю. Хабермас (р. 1929)

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ   
 
А. Бергсон (1859—1941),

В. Дильтей (1833—1911),

О. Шпенглер (1880—1936),

X. Ортега-и-Гассет (1883—1955)

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ   Э. Гуссерль (1859—1938)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ   К. Ясперс (1883—1969),

М. Хайдеггер (1889—1976),

А. Камю (1913—1960),

Ж.П. Сартр (1905—1980),

С. де Бовуар,

Н. Бердяев (1874—1948),

Г. Марсель (1889—1973),

Л. Шестов (1866—1938),

М. Бубер (1878—1965)

ПЕРСОНАЛИЗМ    
 
Н. Бердяев (1874—1948),

Л. Шестов (1866—1938),

Н. Лосский (1870—1965)

ХРИСТИАНСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ  
 
 
 
Неотомизм    
 
П. Тейяр де Шарден (1881—1955),

А. Швейцер (1875—1965),

Э.А. Жильсон,

П. Маритен (1882—1973)

Религиозный персонализм  
 
Н. Бердяев (1874—1948),

Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Рейс

Протестантизм    
 
К. Барт (1886—1968),

Р. Нибур (1892—1971),

Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих (1886—1965), Ю. Мольтман, М. Шретер, Х.-Д. Вендланд, Р. Шолль и др.

Религиозный экзистенциализм   
 
К. Ясперс (1883—1969),

Г. Марсель (1889—1973),

Н. Бердяев (1874—1948),

Л. Шестов (1866—1938),

М. Бубер (1878—1965)

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ  
 
К. Поппер (1902—1994),

И. Лакатос (1922—1974),

П. Фейерабенд

СТРУКТУРАЛИЗМ  
 
К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко
ПОСТМОДЕРНИЗМ  
 
Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари

Информация о работе Периодизация истории философии. Философские школы и направления