Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:56, реферат
Философия древней Европы была греческой философией. Философия появилась в Греции в VII в. до н. э., и примерно через двести лет уже были созданы шедевры философской мысли, которые явились основой всей европейской философии и культуры.
Для нее характерна
почти безграничная вера во всемогущество
разума, который, как кажется философам,
способен познать природу и привести
человека к прекрасному будущему.
Новое время — это период развития
и становления науки, которая
мыслится как средство улучшения
человеческой жизни и считается
едва ли не естественным явлением. На первый
план выступают проблемы гносеологии,
то есть науки о познании, а следовательно,
философия во многом становится «служанкой
науки» (точно так же, как в Средние века
она была «служанкой теологии»): философов
крайне беспокоят проблемы методов, при
помощи которых мы познаем мир.
Однако уже в философии Нового времени
возникают сомнения в том, что разум настолько
всемогущ. Кроме того, человек Нового времени
сталкивается с непредсказуемыми последствиями
своей собственной деятельности, которые,
как оказывается, могут быть очень опасными.
Поэтому в философии все более и более
отчетливо начинают проявляться мотивы,
выражающие неудовлетворенность настоящим
и неспособность поверить в светлое будущее,
которое пророчат сторонники прогресса.
Последний этап развития
философии — это новейшая философия
(XX в.), которую называют также современной.
Современная философия — это
очень сложное явление, которое
сочетает в себе все вопросы, которые
когда-либо ставила философия. Такое
присутствие тем предыдущих эпох
в философии определенного
Предфилософская традиция | Орфей · Лин · Ферекид · Фалет · Эпименид · Акусилай · Семь мудрецов |
Милетская школа | Фалес · Анаксимандр · Анаксимен |
Пифагорейцы | Пифагор · Алкмеон · Филолай · Ксенофил · Архит |
Элеаты | Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс |
Атомисты | Левкипп · Демокрит |
Софисты | Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий · Коракс · Тисий |
Вне школ | Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский |
платонизм — учение основанное на философии Платона, школа Академия.
Перипате́тики — ученики и последователи Аристотеля, школа Ликей.
Стоики — последователи стоицизма, школа Стоя.
Скептики — последователи скептицизма.
Эпикурейцы — последователи учения Эпикура.
неоплатоники — новые последователи Платона, развившие его философию в новых условиях в неоплатонизм.
Направления, школы, направленность философствования | Примерная хронология |
Представители |
ДОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (до VII в. до н.э.) | ||
МИФОЛОГИЯ —Гомер, Гесиод (VII-VI вв. до н.э.) | ||
АНТИЧНОСТЬ (VII в. до н.э. — III в. н.э.) | ||
ДОСОКРАТИКИ |
До IV в. до н.э. | Фалес, Гераклит, Пифагор, Парменид, Эмпедокл, Протагор и др. |
Ранний эллинизм (IV в. до н.э. — I в. н.э.) | ||
КИНИЗМ | IV — III вв. до н.э. | Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.), Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.) |
ГЕДОНИЗМ (ЭПИКУРЕИЗМ) | III — II вв. до н.э. | Эпикур (341—270 до н.э.) |
СКЕПТИЦИЗМ | III — II вв. до н.э. | Пиррон (360—270 до н.э.) |
СТОИЦИЗМ | III в. до н.э. — III в. н.э. | Зенон Китионский (333—262
до н.э.), Клеанф, Хрисипп;
Панеций, Посидоний (ок. 135—51 до н.э.); Цицерон (106—43 до н.э.), Сенека (5 до н.э. — 65 н.э.), Эпиктет (50—140), Марк Аврелий (121—180) |
Поздний эллинизм (I— III вв. н.э.) | ||
НЕОПЛАТОНИЗМ | II — III вв. н.э. | Плотин (ок. 205 — ок. 270), Порфирий (ок. 233 —ок. 304) |
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (IV—XIII вв.) | ||
ПАТРИСТИКА | I — VIII вв. | Августин Блаженный
(354—430), Василий Великий (ок. 330—379), Григорий
Нисский (ок. 335 — ок. 394),
Тертуллиан (ок. 160 — после 220), Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753), Максим Исповедник (ок. 580—662), Петр Ивер и др. |
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ | XI — XII вв. | Ибн Сина (Авиценна)
(ок. 980—1037),
Ибн Рушд (Аверроэс) (1126—1198), Маймонид (1135—1204) |
СХОЛАСТИКА | IX — XV вв. | Эриугена (ок. 810 — ок.
887),
Бонавентура (1221—1274), Альберт Великий (1193—1280), И. Росцеллин (1050—1125), П. Абеляр (1079—1142), Ансельм Кентерберийский (1033—1109) |
Томизм | XII — XV вв. | Фома Аквинский (1225(6) —1274) |
Реализм | IX — XIII вв. | Иоанн Скот Эриугена
(ок. 810 — ок. 887),
Фома Аквинский (1225(6)—1274), Ансельм Кентерберийский (1033—1109) |
Номинализм | XI — XII вв. | И. Росцеллин (1050—1125),
П. Абеляр (1079—1142) |
МИСТИЦИЗМ | XIII — XIV вв. | Мейстер Экхарт (1260—1327) |
ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС) (XIV—XVII вв.) | ||
ГУМАНИЗМ | |
Дж. Савонарола (1452—1498),
Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564), Эразм Роттердамский (1469—1536), Н. Макиавелли (1469—1527), Т. Мор (1478—1535), М. Монтень (1533—1592), Николай Кузанский (1401—1464), Пико делла Мирандола (1463—1494), Я. Беме (1575—1624) и др. |
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI—XVIII вв.) | ||
ЭМПИРИЗМ
(СЕНСУАЛИЗМ) |
XVI — XVII вв. | Ф. Бэкон (1561—1626),
Т. Гоббс (1588—1679), Дж. Локк (1632—1704), Б. Паскаль (1623—1662) |
РАЦИОНАЛИЗМ | XVI — XVIII вв. | Р. Декарт (1596—1650),
Г. Лейбниц (1646—1716), Б. Спиноза (1632—1677) |
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ | XVII — XVIII вв. | Дж. Беркли (1685—1753) |
АГНОСТИЦИЗМ | XVIII в. | Д. Юм (1711—1776) |
ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVIII в.) | ||
КУЛЬТ РАЗУМА | |
Вольтер (1694—1778),
Ж.Ж. Руссо (1712—1778), Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), III. Монтескье (1689—1755) и др. |
РОМАНТИЗМ (XVIII—XIX вв.) | ||
КУЛЬТ ЧУВСТВА | |
Ф. Шлегель (1772—1829),
Ф. Шлейермахер (1768—1834), Ф. Шиллер (1759—1805) |
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII—XIX вв.) | ||
ОБЪЕКТИВНЫЙ
ИДЕАЛИЗМ |
|
И. Кант (1724—1804),
Г.В.Ф. Гегель (1770—1831), И.Г. Фихте (1762—1814), Ф.В.Й. Шеллинг (1775—1854) |
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. | ||
МАТЕРИАЛИЗМ | |
К. Маркс (1818—1883),
Ф. Энгельс (1820—1895) |
АНТРОПОЛОГИЯ | Л. Фейербах (1804—1872) | |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ | А. Шопенгауэр (1788—1860) | |
ПОЗИТИВИЗМ | О. Конт (1798—1857) | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | |
Ф. Ницше (1844—1900),
С. Кьеркегор (1813—1855) |
ПРАГМАТИЗМ | |
Ч. Пирс (1839—1914),
У. Джемс (1842—1910), Дж. Дьюи (1859—1957) |
ФИЛОСОФИЯ XX в. | ||
НЕОКАНТИАНСТВО | |
Э. Кассирер (1874—1945),
Г. Коген (1842—1918) |
ГЕРМЕНЕВТИКА | |
Ф. Шлейермахер (1768—1834),
В. Дильтей (1833—1911), Г.Х. Гадамер |
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ | |
М. Шелер (1874—1928),
П. Тейяр де Шарден (1881—1955) |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | |
Б. Рассел (1872—1970),
Л. Витгенштейн (1889—1951), О. Нейрат (1882—1945), Р. Карнап (1891—1970), Дж. Мур (1873—1958) |
ПСИХОАНАЛИЗ (ФРЕЙДИЗМ) | |
3. Фрейд (1856—1939) |
НЕОФРЕЙДИЗМ | К.Г Юнг (1857—1961),
Э. Фромм, Ж.П. Сартр (1905—1980), П. Рикер (р. 1913), Ю. Хабермас (р. 1929) | |
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | |
А. Бергсон (1859—1941),
В. Дильтей (1833—1911), О. Шпенглер (1880—1936), X. Ортега-и-Гассет (1883—1955) |
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ | Э. Гуссерль (1859—1938) | |
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ | К. Ясперс (1883—1969),
М. Хайдеггер (1889—1976), А. Камю (1913—1960), Ж.П. Сартр (1905—1980), С. де Бовуар, Н. Бердяев (1874—1948), Г. Марсель (1889—1973), Л. Шестов (1866—1938), М. Бубер (1878—1965) | |
ПЕРСОНАЛИЗМ | |
Н. Бердяев (1874—1948),
Л. Шестов (1866—1938), Н. Лосский (1870—1965) |
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ | |
|
Неотомизм | |
П. Тейяр де Шарден
(1881—1955),
А. Швейцер (1875—1965), Э.А. Жильсон, П. Маритен (1882—1973) |
Религиозный персонализм | |
Н. Бердяев (1874—1948),
Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Рейс |
Протестантизм | |
К. Барт (1886—1968),
Р. Нибур (1892—1971), Д. Бонхеффер, Р. Бультман, П. Тиллих (1886—1965), Ю. Мольтман, М. Шретер, Х.-Д. Вендланд, Р. Шолль и др. |
Религиозный экзистенциализм | |
К. Ясперс (1883—1969),
Г. Марсель (1889—1973), Н. Бердяев (1874—1948), Л. Шестов (1866—1938), М. Бубер (1878—1965) |
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ | |
К. Поппер (1902—1994),
И. Лакатос (1922—1974), П. Фейерабенд |
СТРУКТУРАЛИЗМ | |
К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, М. Фуко |
ПОСТМОДЕРНИЗМ | |
Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Батай, Р. Ротри, Ж.-Ф. Лиотар, Ф. Гваттари |
Информация о работе Периодизация истории философии. Философские школы и направления