Периодизация
истории философии.
Философские школы
и направления.
Владислав Татаркевич
(1886–1980) «История философии»
История европейской
философии распадается на три
большие эпохи:
1. Античная философия,
появившаяся в IV в до н. э. и завершившаяся
в VI в. н. э.
2. Средневековая
философия, развивавшаяся до XIV в.
3. Философия Нового
времени, начало которой выпадает
на XV в.
Кроме всех различий,
которые их разделяют, каждая из этих
эпох прошла через период развития, период
критики и просвещения, период систем
и период школ.
Античная
философия
Философия древней
Европы была греческой философией.
Философия появилась в Греции
в VII в. до н. э., и примерно через двести
лет уже были созданы шедевры философской
мысли, которые явились основой всей европейской
философии и культуры.
Наиболее полное
свое выражение античная философия
нашла в классический период, который
выпал на IV в. до н. э. До этого античная
философия прошла через два этапа, развиваясь
и постигая свои принципы. Первый этап
ограничивался философией природы, а второй
сконцентрировал интерес на гуманистических
проблемах. После классического периода
в начале III в. до н. э. важнейшие положения,
к которым вела греческая мысль, были уже
сформулированы. Появились философские
школы, и начался новый, послеклассический
период, в который философы группировались
в школы и школы боролись друг с другом
по проблемам философской теории.
Лучше всего сохранились
работы двух великих философов классического
периода — Платона и Аристотеля.
Первый
период античной философии (до V
в. до н. э.)
Для первого периода
развития античной философии характерно,
что это был период становления
и развития. По своим интересам
эта философия была исключительно
космологичной, то есть занималась космосом,
внешней природой; другие области — психологические,
познавательные, эстетические, этические
— если и объясняла, то только походя.
Философия отвечала
на эти вопросы самостоятельно, без
помощи частных наук, которые еще
не сформировались.
В тот период было
два центра греческой философии,
и уже древние историки различали
два пути развития философии: ионийский
и италийский.
Ионийская философия базировалась на
дофилософских представлениях, а италийская
— на вере и религиозных мифах.
Первый этап античной
философии закончился в тот момент,
когда начался золотой век
греческой культуры. Это был переломный
момент и для философии. Центр
ее переместился в Афины. Изменились
как сфера ее принципов, так и
способ их трактовки.
Философы:
Фалес, его последователи
Анаксимандр, Анаксимен.
Гераклит. Ксенофан (был
учеником Анаксимандра).
Эмпедокл. Анаксагор.
Демокрит. Пифагор.
Первый период развития
философии имел, по сути дела, подготовительный
характер и те результаты, которые
важны для того времени. Этот период
заслуживает внимания не столько
в силу значимости теорий, созданных
в то время, сколько в силу важности
происходившего процесса формирования
понятий (например, бытия, природы, начала,
духа, атома), с помощью которых
в более поздние периоды возникли
уже иные теории.
Второй
период античной философии
2 периода: период
гуманистического просвещения, к
которому принадлежали софисты
и Сократ и период создания
философских систем, главными представителями
которого были Платон и Аристотель.
Софисты, которые
первыми выразили в философии
новое направление, не создали философской
школы и в целом не были изначально
философами. Они были учителями и
воспитателями, готовящими к публичной
жизни, и этот род деятельности давал
возможность объединить между собой
достаточно разнородную группу людей.
Сократ не оставил
своих работ, поскольку учил только
устно. О содержании его учения мы
знаем из работ его учеников, главным
образом из диалогов Платона и
ь «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта.
Аристотель также в своих работах отмечал
заслуги Сократа в философии.
Идея Сократа
о том, что в понятиях содержится
истинное и устойчивое знание, была
основанием философии Платона, однако
в философии Сократа это представление
касалось лишь этических понятий, а
Платон же распространил это положение
на все понятия без исключения.
Аристотель делал
акцент на эмпирической основе познания,
выступая против им же самим поддержанных
врожденных факторов, но в еще большей
степени — против мистических факторов.
Ни одно вещее воображение не может заменить
опыт. В противовес Платону, который видел
бессилие разума по отношению к конечным
принципам, Аристотель признавал не только
силу разума, но и силу чувств. Он занимал
позицию преклонения по отношению к врожденной
власти разума. Систематизировал картину
мира.
Третий
период античной философии
Греческая культура,
которая длительное время развивалась
обособленно и независимо от чужеземных
влияний, во времена Александра Великого
столкнулась с чужой культурой
и частично ее восприняла. Она потеряла
свою чистоту, зато выиграла в широте
влияния.
В этот период философия
перестает быть единой наукой. Специальные
исследования, которые Аристотель связывал
с ней, теперь отделились от нее и
были признаны независимыми.
В эллинистический
период развитие философии было сосредоточено
в школах. Это придает ему особый
характер, так как каждая школа
представляла собой замкнутое философское
сообщество. Школы: платоновская Академия,
аристотелевский Ликей, стоическая, эпикурейская
и скептическая. Каждый, кто был философом,
в тот период принадлежал к одной из этих
пяти школ.
Последний
период античной философии
Процесс сближения
философии с религией заполнил последний
период античности; перевес был на стороне
религии, так как именно она подчинила
себе философию, а не наоборот.
Принципиальным
вопросом этого периода был вопрос:
как жить? Впоследствии произошла
дальнейшая эволюция проблем: не как
жить, а как освободиться от жизни
и как соединиться с божеством?
Итог
Философские
теории, созданные в античности,
навсегда остались примерами и образцами
для последующих эпох. Средние
века использовали устоявшиеся античные
идеи, и Новое время началось с
возвращения к ним. Мышление в
этот период было обращено к внешним
объектам, а внутренние же переживания
были для него вторичным явлением,
отражением внешних вещей.
Христианская
философия (период
до V в., предваряющий
средневековье)
до VI в.: это период,
который, согласно принятому делению,
принадлежит еще античности; в
этот период христианская философия
развивалась параллельно с нехристианской.
Это было время формирования основополагающих
доктрин.
Второй большой
период христианской философии после
двухвекового застоя начался примерно
с XIII в. и продлился почти до конца XIV в.
Это было время детального и систематического
завершения христианской философии.
Апологеты востока
были первыми писателями, которые, основываясь
на Евангелии, стремились к точному
решению в соответствии с ним
философских проблем. Вместе с тем
они были первыми христианскими
философами, которые использовали понятия
греческой философии (сильное
влияние оказали стоики). Юстин,
Ириней.
Оригена (преобладало
влияние Платона). Григорий
из ниссы («Большие катехетические речи»)
Тертуллиан,
Августин. ПАТРИСТИКА (от
слова Патер –
отец, связано с
первыми религиозными
мыслителями).
Философия
средневековья
Если патристика
вырастала на основе античности, то
схоластика стала христианской средневековой
философией. Ее начало приходится на IX
в., а развитие шло вплоть до XIV в.
Схоластика имела абсолютно религиозный
характер. Основным убеждением ее было
то, что мир не имеет самостоятельного
значения по отношению к Богу, а обыденная
жизнь несамостоятельна по отношению
к вечности.
Первый
период средневековой
философии
св. Ансельм - «отец
схоластики».
Мистицизм в средневековой
философии представлял второе после
схоластики крупное ортодоксальное
течение. Он имел с ней общие задачи:
познание сверхъестественных истин. Однако
в то время, как схоластика усматривала
путь к ним в мышлении, мистицизм видел
его в созерцании и чувстве. Св. Бернар
(1090–1153 гг.). Написал ряд работ философского
содержания: «О ступенях смирения и гордости»
(приблизительно в 1221 г.), «О почитании
Бога» (около 1127 г.), «О благодати и свободе
воли» (1127 г.), «О размышлении» (1149–1152 гг.).
Синтез схоластики
и мистики был предпринят уже в XII в.,
главным инициатором стал Гуго Сен-Викторский.
«Дидаскалион» («Учение»), наиболее важная
из философских работ Гуго, является блестяще
изложенной энциклопедией не только свободных,
но и теологических наук.
Еще один тип философов
раннего средневековья представляли
диалектики. Абеляр.
В XII в., в период расцвета
ранней схоластики, вторая крупная школа,
школа в Шартре, объединила вокруг себя
гуманистов. Эта школа, мыслящая филологически
и ретроспективно, в философии не дала
новых результатов, но в то же время значительно
повысила общую научную культуру средневековья
и тем самым сделала возможным дальнейшее
развитие философии. Школа
в Шартре является свидетельством того,
что научные начинания раннего средневековья
не ограничивались только схоластически-теологическими
работами.
Философские проблемы
этого периода представляли собой
достаточно небольшой перечень, поскольку
некоторые разделы философии
в это время были полностью
или почти полностью забыты. Выделились
две группы проблем: теологические
(трактуемые на основе Святого писания)
и проблемы светских наук (относительно
независимые от него).
Второй
период средневековой
философии
В XIII в. философия начала
новый период в своем развитии. Изменения
произошли в связи с двумя обстоятельствами,
которые проявились в конце предыдущего
периода: они были связаны с организацией
научных исследований, а также с находками
в античной философии.
Многими своими особенностями
философия зрелого средневековья
обязана тому обстоятельству, что
она развивалась в монашеских
орденах: прежде всего, преобладанием
коллективного мышления над индивидуальным,
в силу чего произошла концентрация усилий
вокруг решения определенных, полученных
по традиции проблем и теорий.
Становление университетов,
находки в античной философии (в
XIII в. был найден Аристотель).
Аристотелизм, который
впоследствии был приспособлен к христианской
вере, изначально влиял на философию Запада
в своем античном виде. Тем не менее это
был не аутентичный аристотелизм, а тот
его облик, который ему придали древние
комментаторы и его новые сторонники.
Правоверная система,
которая первой стала преобладающей
в XIII в., после знакомства с работами
Аристотеля, была консервативной, настроенной,
в целом, отрицательно по отношению
к новым источникам. Верная традиции,
она опиралась, главным образом,
на Августина и вместе с тем
занимала также проплатоновскую позицию.
Этот «августинизм XIII века» содержал в
себе такие взгляды, которые отличали
его от классического августинизма, являвшегося
ведущим в раннем средневековье. В соответствии
с августиновской традицией, он охватывал
как мистику, так и схоластику. Его развивали,
главным образом, ученые-францисканцы,
представители так называемой старой
францисканской школы, наиболее выдающимся
представителем которой был св. Бонавентура.
Среди сторонников
августиновской философии заслуживает
внимания течение, которое посвятило себя
специальным научным исследованиям. Метафизику
его приверженцы понимали в духе Августина,
науку — в духе эмпиризма. Главный центр
этого философского течения находился
в Оксфорде, основным его представителем
был Роджер Бэкон.
Последнее философское
течение в XIII в., которое разрешило
антагонизм между двумя основными
философскими направлениями столетия
— августинизмом и томизмом, — это
скотизм. Сущность компромисса основывалась
на том, что томизму были сделаны небольшие
уступки, но принципиальная основа осталась
августиновской. Инициатива шла от францисканцев,
которые, присвоив себе достигнутые Фомой
результаты, модернизировали свою доктрину
таким образом, что появилась «новая францисканская
школа». Создателем новой философской
доктрины был Дунс Скот, по имени которого
она обычно называлась скотизмом.