Ответы по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 18:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 74 вопроса.

Работа содержит 1 файл

Билет 1 философия.docx

— 217.22 Кб (Скачать)

Свое "идеальное государство" Платон противопоставляет его несовершенным, порочным типам. Он описывает четыре реально существующие формы государства – тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Ни одна из них Платона не устраивает. Все они – извращенные формы, а посему по критерию "лучше – хуже" могут рассматриваться только относительно друг друга, поскольку их противопоставление "идеальному государству" Платона носит абсолютный характер. Учение Платон проповедует уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Билет 10

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Средневековая философия принадлежит эпохе  феодализма (V-XV вв.) и христианству. Проблемы философии определяются принципами «откровения» и «единобожия», монотеизма и теоцентризма, т.е. религией.

Большинство ученых из духовенства; очаги культуры, науки и образования - монастыри.

Основные  проблемы средневековой философии:

1. Мир сотворен  Богом или существует от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотворенный им мир.

3. Каковы  место человека в мире и  его роль в истории сквозь  призму спасения души.

4. Как сочетаются  свобода воли человека и Божественная  необходимость.

5. Что есть  общее, единоличное и отдельное  в учении о триединстве.

6. Если Бог  - истина, добро и красота, откуда  зло и почему Бог его терпит.

7. Соотношение  истин Откровения в Библии  и истин человеческого разума.

Специфика средневекового философствования.

1. Библейский  традиционализм и ретроспективность.

Библия - книга  самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет - объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея - единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое  многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика - искусство толкования Завета: Библия - полный свод законов бытия  - критерий истинности. Текст Писания  - начало и конец любой философской  теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально  (содержание, идеи), спекулятивно (как  основа для размышлений).

3. Дидактизм  - назидательность, учительство:  общая установка на образование,  воспитание и продвижение по  жизни к спасению, к Богу. Форма  - трактат, диалог учителя и  внемлющего ученика. Главное качество - энциклопедичность, прекрасное  знание Святого писания и владение  в совершенстве формальной логикой  Аристотеля.

«Исповедь»  Августина Блаженного (IV-V вв.); «История моих бедствий» Пьера Абеляра (XII в.).

Общий дух - оптимизм. Бог непостижим, но Его  указания могут быть поняты через  веру. Возможность личного спасения, воскресения и жизни вечной, конечного  торжества христианской истины в  космическом масштабе. Симбиоз двух истин - мирской и Божественной. «Истинная философия» пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

Билет 11

Этапы средневековой  философии.

1. Патристика (I-VI вв.). Вершина - Августин Блаженный  (354-430) «О Троице», «О Граде Божьем»,  «Исповедь». Его идеи определили  развитие европейской философии  - точка зрения ортодоксального  (православного) христианина - креационизм:  мир создан Богом из ничего; провиденциализм - история - Божественный  план спасения человека.

2. Схоластика (XI-XV вв.). Пик - Фома Аквинский (1223-1274) «Сумма теологии», «Сумма против  язычников». Пять доказательств  бытия Бога как первопричины  и конечной реальности. Естественное  бытие и человеческий разум  относительно самостоятельны. Природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и теология - в сверхъестественном откровении.

На 1-м этапе - осмысление, разработка христианской догматики. Элементы платонизма.

На 2-м этапе - окончательное рациональное оформление догм христианства в систему под  влиянием Аристотеля.

Билет 12

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ОБЗОР)

Эпоха Возрождения - переход от Средневековья к Новому времени (XIV-XVII вв.)

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности - Бога; земная жизнь человека - подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых  воззрениях - преемственность от среднепоковья и античности.

Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии - неоплатонизм; единое благо - мировой Ум - мировая Душа - Космос.

В средневековой  философии это трансформировалось в: Бог-Отец - Христос - Святой Дух - все сущее. Сдвиг в сторону субъекта - абсолютной личности. В эпоху Возрождения - еще шаг в эту сторону - к атропоцентризму: в центре мироздания - человек. Теоцентризм сохраняется.

Однако интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается.

Однако цельность  философских систем интересует меньше, чем человек.

Философы  эпохи Возрождения максимально  использовали античный и средневековый  неоплатонизм: от первого - эстетическое внимание к телесному, природному; от второго - понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек - творец и художник - «перенимает» творческую функцию Бога. Творения реализует  в телесном, в совершенном единении его с духовным. Совершенство - это красота.

Эстетическое - доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение - через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы - объективного порядка зрительного восприятия).

Гуманизм. Этика  нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм - переворот в мировоззрении. Как проявление - противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск  истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно - в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек  сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд.

Тот, кто  трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм - цель жизни и добродетель - польза. Личные интересы согласовываются с  чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация  гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем.

Реальных  исторических перспектив не было.

Основные  идеи эпохи Возрождения.

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая  сущность человека.

4. Личностно-материальное  понимание мира.

5. Эстетическое  понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм за религиозные реформы.

7. Геометрически-структурное  понимание мира; соотношение бесконечно  большого и малого.

8. Пантеизм: бог - природа; в центре - героическая  личность.

Билет 14

Френсис Бекон (22 января 1561 г-9 апреля 1626)-английский философ  историк политический деятель. Бэкон  пришел к выводу о том что бог  не запрещал познание природы. он дал человеку ум, который жаждет познание вселенной. Бэкон говорил что метод –это путь главное средство исследования. В основе научного познания согласно бэкону должно лежать индукция и эксперимент. В своей теории познания бэкона неукоснительно проводит мысль о том что истинное знание вытекает из опыта –такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпирикам. Френсис бэкон разделили источники человеческих ошибок стоящих на пути познания, на 4 группы котороые он называл «признаками».Это «признаки рода»,»признаки пещеры «»признаки площади» и «призраки театра»

Билет16

Учение Лейбница о монадах

Немецкий  философ Лейбниц (1646 - 1716) многосторонний ученый, творивший во всех отраслях науки, но наибольшее значение его труды  приобрели в области философии. Он развивал идеи, заложенные в Платоновском наследии. Его заслуга в том, что  он высказал ряд мыслей диалектического  характера: мир состоит из мельчайших элементов или монад, т.е. духовных элементах бытия, обладающих активностью  и самостоятельностью, находящихся  в непрерывном изменении и  способных к страданию, восприятию и сознанию. Следовательно, к понятию  субстанций Спинозы прибавляется понятие  деятельной силы, т.е. Аристотелевский  принцип самодвижения сущего.

 Бог по  Л. возвышается над телесным  миром, являясь его виновником  и господином. Единство и согласованность  монад, есть результат гармонии, созданной богом. Низшим монадам  присущи лишь смутные представления  - это неорганический и растительный  мир. У животных представления  достигают ступени ощущений, а  у человека - ясного понимания,  осмысления.

 Лейбниц  рассматривал пространство, как  порядок взаимного расположения  индивидуальных тел, существующих  вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.

 Одной  из вершин философского наследия  Л. является его учение об  индивидуальной монаде, как концентрированном  мире, как зеркале единой и  бесконечной вселенной.

Билет 17

Классическая немецкая философия представляет собой преемственный ряд философских учений Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, в которых получила дальнейшее развитие и решение центральная проблема рационалистической философии - проблема тождества объекта и субъекта.

 Оригинальность подхода немецких философов к этой проблеме состоит в том, что она была трансформирована в проблему тождества субъекта и объекта и решалась в рамках идеалистической традиции.

 Немецкая классика считается вершиной западной философии и одновременно - началом кризиса её основополагающего принципа рационализма. Исторические рамки этой философии - вторая половина 18 века - первая треть 19 столетия.

Этапы развития классической немецкой философии

* Формирование предпосылок КНФ - начало XVIII века.

* Философская деятельность И.Канта. Формулировка проблемы тождества субъекта и объекта.

* Развитие идеи активности субъекта в философии Фихте.

* Система трансцендентального идеализма Шеллинга.

* Решение проблемы тождества объекта и субъекта в системе абсолютного идеализма Гегеля;

* Послегегелевская философия в Германии в 30-50-е годы XIX-го столетия.

Значение классической немецкой философии

 Классическая немецкая философия завершает историю западной философии от Сократа до Гегеля. Она продемонстрировала возможности и границы рационально-логического философствования. Последующая западная философия второй половины 19 века и всего 20 столетия лишь уточняла и шлифовала основные интуиции, принципы и понятия немецкой классики.

Иммануил Кант

(1724 - 1801)

 Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю философии на до - и после-кантовскую. Главная заслуга Канта - в новом подходе к природе познания, его возможностям и границам. Он впервые предложил понимать знание не как отражение действительности, а как её конструирование сквозь призму присущих разуму и рассудку априорных схем и принципов. Кант был убежден, что одних средств науки недостаточно для создания полной и адекватной картины мира. Указав науке её пределы, Кант провозглашает самостоятельность эстетического и нравственного мышления.

Информация о работе Ответы по философии