Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:57, контрольная работа
Философия и наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное.
Введение 3
1 Философия
1.1 Определение понятие философии 4
1.2 История философии 6
1.3 Философия как мировоззрение 8
2 Наука
2.1 Определение понятие науки 1
2.2 Развитие науки 15
3 Отношение философии и науки 18
Заключение 23
Список информационных источников 24
15
находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научных информации, а также числа людей, занятых в Науке. В результате количество ныне живущих учёных и научных работников составляет свыше 90% от общего числа учёных за всю историю науки.
Развитию науки свойственен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в её общий фонд; он не перечёркивается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает её функционирование как особого вида «социальной памяти» человечества, «теоретически кристаллизующей» прошлый опыт познания действительности и овладения её законами.
Процесс развития науки находит своё выражение
не только в возрастании суммы накапливаемых
положительных знаний, он затрагивает
также всю структуру науки. На каждом историческом
этапе научное познание использует определённую
совокупность познавательных форм – фундаментальных
категорий и понятий, методов, принципов
и схем объяснения, то есть всего того,
что определяют понятием стиля мышления.
Например, для античного мышления характерно
наблюдение как основной способ получения
знания; Наука нового времени опирается
на эксперимент и на господство аналитического
подхода, направляющего мышление к поиску
простейших, далее неразложимых элементов
первоэлементов исследуемой реальности.
Современную науку характеризует стремление
к целостному и многостороннему охвату
изучаемых объектов. Каждая конкретная
структура научного мышления после своего
утверждения открывает путь к экстенсивному
развитию познания, к его распространению
на новые сферы реальности. Однако, накопление
нового материала, не поддающегося объяснению
на основе существующих схем, заставляет
искать новые, интенсивные пути развития
16
науки, что приводит время от времени к научным революциям, то есть радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки, чередование экстенсивных и революционных периодов характерно как для Науки в целом, так и для отдельных её отраслей.
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы – естественные, общественные и технические науки, различающиеся по своим предметам и методам. Резкой грани между этими подсистемами нет, так как ряд научных дисциплин занимают промежуточное положение.
Наряду с традиционными исследованиями,
проводимыми в рамках какой-либо одной
отрасли науки, проблемный характер ориентации
современной науки вызвал к жизни широкое
развёртывание междисциплинарных и комплексных
исследований, проводимых средствами
нескольких различных научных дисциплин,
подчас относящихся к разным подсистемам
науки, конкретное решение которых определяется
характером соответствующей проблемы.
Примером этого является исследование
проблем охраны природы, находящееся на
перекрёстке технических наук, биологии,
наук о Земле, медицины, экономики, математики
и других. Такого рода проблемы, возникающие
в связи с решением крупных хозяйственных
и социальных задач, типичны для современной
науки.
17
3 Отношение философии
и науки
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.
Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.
Научное
философское мировоззрение в
большей мере формирует и представляет
учения философского материализма, начиная
с наивного материализма древних через
материалистические учения ХVII-ХVIII вв.
к диалектическому материализму. Существенным
приобретением материализма на этом этапе
его развития явилась диалектика, которая,
в отличие от метафизики, рассматривает
мир и отражающее его мышление во взаимодействии
и развитии. Диалектика уже потому обогатила
материализм,
18
что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.
Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках.
В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.
Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания.
Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение.
Познание - деятельность по получению,
хранению, переработке и систематизации
знаний об объектах. Знание - результат
познания.
19
Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:
1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности).
2. рациональность - обоснованность, доказательность - в рамках любой науки что-то обосновывается.
3. нацеленность
на воспроизведение
4. системность
знаний - упорядоченность по
5. проверяемость
- воспроизводимость знаний
Философия не удовлетворяет только пятую критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.
Как и наука, философия ищет истину, выявляет
закономерности, выражает результат исследования
через систему понятий, категорий. Однако
в философии объект исследования рассматривается
через призму отношения человека к миру,
в ней существует антропный принцип, всякий
оценочный момент содержит элемент субъективности.
Науки нет без философии, а философии -
без науки. Философия в том виде, в каком
она есть сейчас, не была бы возможна без
внешних по отношению к человеку, ее источнику,
условий: уровень, достигнутый наукой
в быту, высвобождает колоссальное количество
времени для размышлений, никак не связанных
с заботой о добывании куска хлеба насущного,
защиты себя и близких от внешней среды.
Только того, что сейчас человек спит в
достаточно хороших условиях, хорошо питается,
конечно, явно не достаточно для производства
философской мысли, но это является хорошим
подспорьем. И наоборот, наука (настоящая
наука) без философии невозможна вдвойне,
так как научные открытия (да и просто
научную работу) необходимо осознавать,
осмысливать, переживать, иначе это не
будут открытия, а будет простая механическая
работа по добыванию,
20
отниманию у природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы.
Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего.
Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:
1. Стремятся
к выработке рационального
2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;
3.Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.
Разное, что:
1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;
2. В
философии (в отличие от
3. Философские
знания не проверяемы
4. Философия
не может дать точного
21
достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученному.
Соотношение философии и науки можно наглядно
показать на кругах Эйлера, откуда хорошо
видно, что их объёмы совпадают лишь частично.
Область совпадений их объёмов (заштрихованная
часть) относится и к науке в её собирательном
смысле и одновременно к философии, в той
её части, где дело касается категорий,
методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная
часть объёма понятия «наука» - конкретные
дисциплины, в понятии же «философия»
незаштрихованная часть означает всё
то, что отличает философию от науки и
о чём уже так много было сказано. Этика
и эстетика являются философскими дисциплинами,
так как природа проблем этих дисциплин
сродни философским проблемам.
22
Заключение
В заключение нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания.
Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, её началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.