Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:57, контрольная работа
Философия и наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное.
Введение 3
1 Философия
1.1 Определение понятие философии 4
1.2 История философии 6
1.3 Философия как мировоззрение 8
2 Наука
2.1 Определение понятие науки 1
2.2 Развитие науки 15
3 Отношение философии и науки 18
Заключение 23
Список информационных источников 24
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Пермский государственный институт искусства и культуры»
Факультет культурологи
Кафедра
философии и общественных наук
Контрольная работа
Тема: «Отношение
философии и науки»
Пермь
2010
Содержание
Введение
1 Философия
1.1 Определение
понятие философии
1.2 История
философии
1.3 Философия
как мировоззрение
2 Наука
2.1 Определение
понятие науки
2.2 Развитие
науки
3 Отношение
философии и науки
Заключение
Список
информационных источников
Введение
Философия и наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй. Этим объясняется также наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые вновь собираются в молекулы, но уже озона.
Философия и наука изучают картину мира,
взаимно дополняя друг друга. Попытаемся
рассмотреть отличия и сходства философии
и науки, их взаимосвязь и историю.
3
1
Философия
1.1 Определение понятие философии
Термин "философия" в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор, а истолковал и закрепил в европейской культуре - Платон.
Первоначально понятие "
Основным вопросом философии как особой
науки является проблема отношения мышления
к бытию, сознания к материи. Любая философская
система представляет собой конкретно
развернутое решение этой проблемы, даже
если “основной вопрос” в ней прямо и
не формулируется. Философия возникла
в рабовладельческом обществе как наука,
объединяющая всю совокупность знаний
человека об объективном мире и о самом
себе, что было вполне естественно для
низкого уровня развития знаний на ранних
этапах человеческой истории. В ходе развития
общественно-производительной практики
и накопления научных знаний происходил
процесс “отпочкования” отдельных наук
от философии и одновременно выделение
ее в
4
самостоятельную науку. Философия как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в философии на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация философии на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю философии, составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой философии различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: логика, этика, эстетика, психология, социология и история философии. В тоже время в силу недостаточности конкретных знаний философия пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, “науку наук”. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования философии как “науки наук”.
Философия – форма общественного сознания,
учение об общих принципах бытия и познания,
об отношении человека к миру, наука о
всеобщих законах развития природы, общества
и мышления. Философия вырабатывает обобщённые
системы взглядов на мир и место человека
в нём; она исследует познавательное, ценностное
социально-политическое, нравственное
и эстетическое отношение человека к миру.
Как мировоззрение философия неразрывно
связана с социально-классовыми интересами,
с политической и
5
идеологической борьбой. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.
Философия, как сказал известный философ М.К. Мамардашвили, «не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их…. Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта». У философского знания нет чётко обозначенных границ, и это даёт возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У неё, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования итоге оказывается множество. Философские теории по большей части находятся в противоречиях и даже взаимноисключают друг друга.
Иными словами, плюрализм взглядов в философии
– норма и более того, абсолютно необходимое
условие. Дорога философии устлана прецедентами;
образно говоря, философия – «штучный
товар», чего никак не скажешь о науке.
Великий немецкий философ И. Кант, отмечая
эти особенности философии, утверждал,
что можно учит философствовать, но не
философии, ибо она не имеет фундамента
в виде эмпирической базы и подобна воздушному
замку, живущему лишь до следующего философа.
По мнению другого классика немецкой философии
А.Шопенгауэра, «философ никогда не должен
забывать, что философия есть искусство,
а не наука».
1.2 История философии
Первые философские учения
6
философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики являлась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демократ; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской философии был восточный парапатетизм, а крупнейшими философами этого учения были Ибн Сина и Ибн Рушд.
Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения – Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и др.
Идеи мыслителей эпохи возрождения были развиты философией нового времени. Прогресс опытного знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, обращённым к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики, но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечить господство человека над природой. Гоббс же был создателем всесторонней системы механистического материализма. Если
Бэкон
и Гоббс разрабатывали метод эмпирического
исследования природы, то
7
Декарт
стремился разработать
Важнейший этап развития западноевропейской философии – немецкая классическая философия (Кант, Шеллинг, Гегель), развившая идеалистическую диалектику. Вершина немецкого классического идеализма – диалектика Гегеля, ядро которой составляло учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был развит Гегелем на объективно-идеалистической основе.
В 18-19 веках интенсивно развивалась прогрессивная
материалистическая философская мысль
в России. Её корни уходят в историческую
традицию материализма, основоположником
которого был Ломоносов, и, начиная с Радищева,
прочно вошла в мировоззрение передовых
общественных деятелей России. Выдающиеся
русские материалисты – Белинский, Герцен,
Чернышевский, Добролюбов – стали знаменосцами
борьбы русской революционной демократии.
Русская материалистическая Философия
середины 19 века выступила с резкой критикой
идеалистической Философии, в частности
немецкого идеализма. Русский материализм
19 века разрабатывал идею диалектического
развития, однако в понимании общественной
жизни он не смог преодолеть идеализма.
Философия революционных демократов явилась
важным шагом во всемирном развитии материализма
и диалектики.