Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:40, контрольная работа
Выбор и применение методов и различных методик исследовательской работы предопределяются и вытекают и из природы изучаемого явления, и из задач, которые ставит перед собой исследователь. Метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он образно сказал: даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем: не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными.
Введение....................................................................................................3
Основными методами философии……………………………………….4
Диалектика………………………………………………………………...4
Метафизика………………………………………………………………..5
Догматизм..................................................................................................8
Эклектика..................................................................................................10
Софистика………………………………………………………………..11
Герменевтика…………………………………………………………….14
Заключение..............................................................................................16
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра социальных дисциплин
Семестровая работа №1
По философии
По теме «Отличительная особенность философских методов познания»
Выполнила: ст.гр.БЭ-11-10
Ботаханова А.Ж.
Проверила: Шицко В.Л.
№ зачетной книжки: 114316
Алматы 2012
Содержание:
Введение......................
Основными методами философии……………………………………….4
Диалектика……………………………………………………
Метафизика……………………………………………………
Догматизм.....................
Эклектика.....................
Софистика………………………………………………………
Герменевтика………………………………………………
Заключение....................
Введение
Методы и приемы исследования
Методология — это учения о методах познания и преобразования действительности.
Метод — это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методике. Методика — это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Она производна от методологических принципов и основана на них.
Выбор и применение методов
и различных методик
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
При материалистическом
методе действительность воспринимается
как реально существующая, материя — как
первичная субстанция, а сознание — ее
модус — есть проявление материи. Материалистическо-
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).
Нет похожих записей.
Диалектика — этоучение о движении и развитии, восходящее к античному философу Гераклиту, который учил о единстве противоположностей. Согласно диалектике, источник движения и развития любого тела может находиться только в нем самом (идея самодвижения и саморазвития). Основные законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей. Всякая вещь обладает взаимоисключающими свойствами, «борьба» которых приводит к непрерывному изменению вещи (саморазвитию).
Примечание. Человеческий род состоит из противоположных
половин: мужской и женской,«
Закон взаимного перехода
количественных изменений в качественные. Всяк
Примечание. Повышение температуры воды рано или поздно должно привести к ее превращению в пар; старение человека рано или поздно приводит к его смерти, т. е. к превращению в труп; увеличение денежных накоплений рано или поздно приводит к их превращению в самовозрастающую стоимость или в капитал.
Закон отрицания отрицания. Изменение изменившейся вещи, не может вернуть ее в первоначальное состояние (до исходного изменения), а переводит ее в новое синтетическое состояние, предполагающее сочетание свойств, которые были присущи вещи как до, так и после исходного изменения.
Примечание. Октябрьская революция в России (1917) — отрицание российского самодержавия; перестройка
в СССР — отрицание Октябрьской революции; однако перестройка
не привела к реставрации самодержавия, способствовав установлению нового, невиданно
Метафизика адекватно описывает простые системы: механические, физические и
химические; диалектика адекват
Метафизика,или первая философия (philosophia prima) - умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира. Слово "метафизика" произошло случайно. Когда ученики Аристотеля приводили в порядок все его сочинения, то 14 книг с рассуждениями о первых причинах, оставшиеся после учителя в недоработанном виде, были помещены после трактатов о физике и обозначены, как следующая за физическими (книгами) - μετατα ψυσικα; Николай Дамасский, перипатетик I в. по Р. Хр. цитирует их под этим названием. Понятое в переносном смысле, как обозначающее самое содержание "первой философии" (по Аристотелю), название метафизики указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений. Этот смысл термина и остался в общем сознании.
Метафизика есть догматическая
часть теоретической философии,
которой в логическом порядке
предшествует часть критическая - учение
о познании, или теория познания. В историческом порядке, напротив, вопрос
о первооснованиях всех вещей возникает
ранее вопроса о познании, и метафизика
предваряет гносеологию. Хотя всем метафизическим
системам, кроме материализма, присущ
критический элемент, но важное значение
он получает лишь по мере развития философии,
и только в новейшие времена обособляется
в виде самостоятельной философской дисциплины.
С точки зрения философской вопрос о возможности
метафизического познания связан с более
широким вопросом о возможности достоверного
познания вообще. Обыкновенно предполагается,
что достоверность наук естественных
не требует исследования и доказательства,
которые необходимы только для метафизики.
Такое коренное противоположение двух
областей знания основано на недоразумениях,
из которых главные следующие: 1) различие
между положительной наукой или физической
(в широком смысле древних) и метафизикой
полагается в том, что первая есть знание
относительное и потому доступное человеческому
уму, тогда как вторая имеет притязание
быть знанием абсолютным, что не соответствует
ограниченности человеческих способностей.
Это рассуждение основано на безотчетном
и неопределенном употреблении термина:
"абсолютное знание". Никакая метафизика
на имеет притязания быть абсолютным знанием во всех
отношениях, а, с другой стороны, всякая наука заключает
в себе знание в известном смысле абсолютное. Таковы,
во-первых, все истины математические.
Эта общая абсолютная уверенность в существовании
действительного предмета науки нисколько
не изменяет своего характера от частных
ошибок, когда какие-нибудь микроорганизмы,
например, батибии Геккеля, оказываются оптическим обманом.
Точно также для историка основные события
из жизни человечества в их прагматической
связи абсолютно достоверны, и он полагает
в этом смысле безусловное, а не относительное
только различие между ними и тем, что
считает чистым мифом или легендой. Итак,
со стороны общего характера знания и
самооценки его в смысле достоверности
между метафизикой и положительной наукой
прямого контраста не существует. 2) Не
существует его также и со стороны предметов
познания. Ошибочно утверждают, будто
метафизика берет своим предметом непознаваемую сущнос
Догматизм
Суть догматизма в стремлении всегда идти от идей к фактам, реальности и ни в коем случае не в обратном направлении. Догматик, затвердивший идею и отправляющийся от нее к реальности, не способен заметить несовпадения идеи с изменившимися обстоятельствами. Он не останавливается даже перед тем, чтобы препарировать факты так, чтобы они оказались (или хотя бы казались) соответствующими идее. Догматиком является, таким образом, не тот, кто настаивает на необходимости оценочного подхода к реальности, а тот, кто раз и навсегда предпочел его истинностному, опис ательному подходу.
Польский психолог А. Малевский
подчеркивал, что догматизм проявляется
прежде всего в том, как воспринимаются
и понимаются другие. Догматизму обычно
сопутствуют такие
Различные суждения и убеждения догматика слабо связаны между собой, а иногда вообще изолированы друг от друга. В силу этого он придерживается противоречивых взглядов. Например, он может провозглашать общую веру в человека и его возможности и в то же время утверждать, что человек по своей природе слаб и нуждается в постоянном контроле извне.
Догматик склонен
Человек, тяготеющий к догматическому мышлению, может очень много и подробно знать о вещах, которые он одобряет и приемлет, и очень мало и совсем неточно знать о чем-то, что ему не совсем нравится. Догматику кажется излишним узнавать что-то о том, к чему он относится отрицательно.
Позиции и люди, которых догматик
не приемлет, кажутся ему сходными
между собой, даже если в действительности
они принципиально различаются.
Он с подозрением и
Информация о работе Отличительная особенность философских методов познания