Отчуждение личности. Проблемы и ответсвенность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:42, контрольная работа

Описание работы

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную
индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы
личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Понятие Личности……………………………………………………………….3
Проблемы свободы и ответственности личности…………………………….6
Личность в правовом государстве……………………………………………...8
Понятие отчуждения……………………………………………………...……10
Заключение……………………………………………………………………..13
Источники………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 32.90 Кб (Скачать)

Первоочередная  задача для правоохранительных органов - охрана личного,

государственного  и общественного имущества, установила статус личности,

гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в

современных условиях для ее развития в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие отчуждения

Отчуждение (англ. alienation, нем. Entfremdung) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Так же отчуждение есть процесс, “характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему”. Впервые концепция отчуждения была сформулирована в XV-XVIII веках авторами и сторонниками теории общественного договора (Томас Гоббс, Пьер Гассенди, Бенедикт (Барух) Спиноза, Джон Локк, Жан-Жак Руссо).

Отчуждение (англ. alienation, нем. Entfremdung) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.

Суть концепции  Гоббса сводилась по преимуществу к  пониманию и интерпретации отчуждения как акта передачи определенных прав человека социальной системе (в общем  случае), а в частном – как  добровольного ограничения (отчуждения) людьми своих прав для создания путем  договора “искусственного тела”  – государства. Первопричиной готовности людей прибегнуть ко взаимному отчуждению собственных прав Гоббс считал их боязнь вернуться к тому естественному  состоянию, которое существовало до объединения индивидов в обществе, т.е. к войне, и не просто войне, а  “войне всех против всех”. Продукт  раннего взаимного отчуждения –  государство – Гоббс представлял  как массу личностей, объединенных в одну личность. Гоббс, таким образом, возможно, невольно и даже не представляя вероятных последствий такого подхода, объединил проблему отчуждения с обширной личностной проблематикой.

Марксистская  теория отчуждения 
Самостоятельно Марксом не выделялась. Для
Маркса отчуждение — это потеря смысла существования рабочим в процессе труда в эпоху капитализма. Осмысливается в ранних работах, включая «Экономико-философские рукописи 1844 года». Маркс выделял 4 вида отчуждения: от процесса труда, от продукта труда, от своей собственной сущности и людей друг от друга. К. Маркс рассматривал работника в капиталистическом обществе, вследствие развития машинного производства и соответствующего уровня разделения труда, превращенного в «деталь» огромного машинного механизма, в «придаток». Рабочая сила превращается в товар, который продается за заработную плату. Рабочему для существования необходимо работать на капиталиста, имеющего в собственности средства производства. Произведенный работником продукт «уходил» к капиталисту (владельцу средств производства), и вследствие этого представлял собой как бы чуждый, отделённый от работника предмет. Отчуждение рассматривалось и в процессе отделения продукта труда, и в самой производственной деятельности, и в отношении работника к самому себе, и к другим людям.

Отчуждение - это феномен психической организации человека, заложенный изначально в генетике его природы, позволяющий индивидуальное проявление и индивидуальное развитие.

С одной  стороны отчуждение даёт человеку ощущение неудовлетворённости, а с другой является  естественным импульсом в поиске ощущения счастья и удовлетворения. Отчуждение человека проявляется по-разному:   закрытость в отношениях с другими людьми, потеря единства с собственной природой, острое ощущение своей индивидуальности,  противопоставление себя  другим. Это состояние  рождает много проблем, и внутренних конфликтов для человека, порой ведущих к несчастному существованию.

В работах  А.В. Петровского и В.А. Петровского  феномен отчуждения можно увидеть  как проблему нерепрезентированности субъекта в Другом и Других  В.А. Петровским, М.В. Полевой сегодня осуществляется попытка акутализировать проблему отчуждения в психологии.   Феномен отчуждения трактуется ими как потеря человеком собственной субъектности в общении со значимым другими (и с самим собой, когда имеется в виду особый случай – самоотчуждение человека). Такой взгляд, считают они, отвечает интуитивному смыслу этого слова: «… быть отчужденным» – значит ощущать самоутрату, не чувствовать своей связи с близкими.

Однако  психология отчуждения  - это не отклонение от нормы и не неизбежность судьбы. Темп и ритм современной жизни, чаще всего не дают человеку возможности уделять достаточного внимания близким людям, ограничивают его время и связи, позволяющие реализовать до конца такие чувства как дружба, любовь, общность и единство. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Феномен отчуждения привлекает к себе пристальное  внимание философов, социологов, психологов, что обусловлено актуализацией  проблемы потери человеческой самоидентичности, конфликтом между актуальным существованием и потенциальным бытием, потерей  контроля над продуктами труда, разрушением  социальных взаимосвязей и т.д.

Порой, когда нам нужно поделиться своими мыслями или ощущениями с близким  человеком, от которого мы ждём понимания  и участия, он не слышит нас, потому что занят самим собой. Каждый человек, в какой-то мере, несёт в  себе отчуждённость по отношению  к другому человеку. Поскольку  нет совершенно одинаковых людей, и  индивидуальные качества одного человека, всегда будут тем моментом, который  не даст ему быть целым, неощутимым по отношению к другому индивидууму. Различия могут быть созданы разными культурами, пространством и временем, физиологией, психологической несовместимостью. Большая степень отчуждённости способна вырасти до серьёзных конфликтов. Если рассматривать индивидуума, как часть природы, отчуждённость проявляется в изменчивости, непостоянности, циклично-динамическом развитии, заставляющей человека ощущать постоянные изменения и отчуждение, выделение себя, как отдельной части, противоположной природе. Именно этот факт даёт толчок развитию. 
 
 
 
 

Источники

  1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 5-12.
  2. Абраменкова В.В. Развитие коллективной идентификации и персонализации в детском возрасте // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  3. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. Т.1.
  4. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук, профессора В. И. Лавриненко – 2-е издание – Москва:, Юрист’ъ, 1998 г.
  5. Философия: Учебник /Под редакцией доктора философских наук В. П. Кохановского – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997 г.
  6. Философия: Исторический и систематический курс: учебник для Вузов 3-е издание – Москва: Издательская корпорация “Логос”, 2000 г.

Информация о работе Отчуждение личности. Проблемы и ответсвенность