Особенности эпохи средневековья и ее философских размышлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:58, реферат

Описание работы

Средние века называют «темными», «мрачными». Отношение к средневековой культуре амбивалентно: от признания ее грубой и бесчеловечной до прославления за ее религиозно-мистические порывы. «Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?» — задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: «Думать так — значит прежде всего недооценивать человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие зрелища — мистерии и миракли… Средневековье — одна из великих эпох в истории человечества».

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 27.13 Кб (Скачать)

1. Особенности  эпохи средневековья и ее философских  размышлений 

 Средние века называют  «темными», «мрачными». Отношение  к средневековой культуре амбивалентно: от признания ее грубой и  бесчеловечной до прославления  за ее религиозно-мистические  порывы. «Могло ли средневековье  вообще быть сплошным адом, в  котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?» — задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: «Думать так — значит прежде всего недооценивать человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие зрелища — мистерии и миракли… Средневековье — одна из великих эпох в истории человечества».

 В исторической науке  период средневековья в Западной  Европе датируют V–ХV вв. Однако по  отношению к философии такая  датировка не совсем корректна.  Средневековая европейская философия  — это христианская философия.  Христианская же философия начала  складываться гораздо раньше. Первые  христианские философы разрабатывали  свои идеи во II в. н. э. Философия  раннего христианства называлась  апологетикой, а ее представители  — апологетами, поскольку их  сочинения были направлены на  защиту и оправдание христианского  вероучения.[1]

 Границы между античностью  и средними веками размыты  и нечетки. Поэтому, как это  ни парадоксально, средневековая  философия началась раньше, чем  завершилась античная. Несколько  веков параллельно существовали  два способа философствования, взаимно  влиявшие друг на друга.

 Особенности стиля  философского мышления средневековья:

1. Если античное мировоззрение  было космоцентричным, то средневековое — теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие философского  мышления средневековья заключалось  в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным  пунктом и основой философского  мышления. Содержание философской  мысли приобрело религиозную  форму.

3. Представление о реальном  существовании сверхъестественного  начала (Бога) заставляет смотреть  под особым углом зрения на  мир, смысл истории, человеческие  цели и ценности. В основе средневекового  миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом  из ничего — креационизм).

 Христианство принесло  в философскую среду идею линейности  истории. История движется вперед  к Судному Дню. История понимается  как проявление воли Бога, как  осуществление заранее предусмотренного  божественного плана спасения  человека (провиденциализм).

 Христианская философия  стремится осмыслить внутренние  личностные механизмы оценки  — совесть, религиозный мотив,  самосознание. Ориентация всей жизни  человека на спасение души  — это новая, проповедуемая  христианством ценность.

4. Философское мышление  средних веков было ретроспективным,  обращенным в прошлое. Для средневекового  сознания «чем древнее, тем  подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль философского  мышления средневековья отличался  традиционализмом. Для средневекового  философа любая форма новаторства  считалась признаком гордыни,  поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское мышление  средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый  авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается  за подтверждением своего мнения  к библейскому авторитету.

7. Философия средневековья  — комментаторская философия.  В форме комментария написана  значительная часть средневековых  сочинений. Комментировалось главным  образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией,  перед мнением, изложенным от  своего лица, побуждало к аналогичному  поведению и в сфере философского  творчества. Ведущим жанром философской  литературы в средние века  был жанр комментариев.

8. Как особенность следует  отметить экзегетический характер  средневекового философствования. Для средневекового мыслителя  исходным пунктом теоретизирования  становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.

9. Стиль философского  мышления средневековья отличает  стремление к безличности. Многие  произведения этой эпохи дошли  до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению  средневековья был присущ дидактизм  (учительство, назидательность). Почти  все известные мыслители того  времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских  школ. Отсюда, как правило, «учительский»,  назидательный характер философских  систем.

11. Средневековая философия,  в отличие от античной, выделяет:

 — бытие (существование)  — экзистенцию;

 — сущность — эссенцию. [2]

 Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

 Если античные философы  видели сущность и существование  в неразрывном единстве, то, согласно  христианской философии, сущность  может иметь место и без  бытия (без существования). Чтобы  стать существующим (бытием), сущность  должна быть сотворена Богом.

 Средневековая философская  мысль прошла в своем развитии  три этапа:

1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви.

 Первоначально «отцом  церкви» именовался духовный  наставник, обладающий признанным  учительским авторитетом. Позже  это понятие было уточнено  и стало включать в себя  четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви.

 В произведениях, написанных  отцами церкви, были заложены  основы христианских догматов. Подлинная  философия с точки зрения отцов  церкви тождественна теологии, вера  всегда первенствует над разумом,  а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую  она играла в обществе, делят  на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе — апологетика.

 Вершина латинской  патристики — творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

2. Схоластика — тип  религиозной философии, характеризующийся  принципиальным подчинением примату  теологии, соединением догматических  предпосылок с рационалистической  методикой и особым интересом  к формально-логической проблематике.

 Крупнейшим схоластом  западноевропейской философии был  Фома Аквинский. Схоластическим  по сути был, например, спор  Фомы Аквинского и Альберта  Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»? Несколько часов длился этот словесный турнир — и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза».

 Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного  примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное  от жизни, от практики. Отсюда  и происходит выражение «схоластическое  теоретизирование». Образчиком схоластического мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может уместиться на острие одной иглы? (Последний вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

3. Мистика — философия,  осмысляющая религиозную практику  единения человека с Богом,  погружения созерцающего духа  в океан божественного света.  Если в схоластике преобладал  спекулятивно-логический аспект, то  в мистике — созерцательный. Все  мистические учения тяготеют  к иррационализму, интуитивизму, намеренной  парадоксальности; они выражают  себя не столько на языке  понятий, сколько на языке символов. Ярким представителем мистики  позднего средневековья в Западной  Европе был немецкий мыслитель  Мейстер Экхарт.

2. Философия А.  Августина

Аврелий Августин — крупнейший религиозный мыслитель раннего Средневековья. Родился 13 ноября 354 г. в г. Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Отец его был язычник, мать — христианка. Образование получил в г. Мадавре, затем в г. Карфагене в школе риторики. А. Августин — блестящий знаток эллинистическо-римской культуры.

Духовная эволюция Августина  в полной мере отражает борьбу утверждающейся христианской культуры с культурой  античной. На пути к христианскому  обращению, которое произошло весной 387 г., Августин испытал сильное влияние  стоицизма, манихейства, скептицизма  и неоплатонизма. После принятия христанства, Августин ревностно отдался служению христианской церкви. Он публикует многочисленные религиозно-философские трактаты, борется с религиозной ересью манихеев, донатистов и пелагиан.

В 396 г. Августин избирается епископом г. Гиппона и остается им вплоть до смерти в августе 430 г., последовавшей во время осады города полчищами вандалов. Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь» (400), «О Граде Божьем» (413—426), «Пересмотры» (426). Другие работы: «Против академиков» (386),

«О жизни блаженной» (386), «О порядке» (386), «Монологи» (387), «О количестве души» (388—389), «Об учителе» (388—389), «О бессмертии души» (387), «Об истинной религии (390), «О свободной воле» (388—395) и др.

Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское  учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века. Важнейшие  темы его философского учения: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы  воли, вечности и времени, смысла истории.

По Августину Бог есть высшее бытие, где пребывают все  вечные и неизменные идеи, определяющие мировой порядок. Он имеет три  равноценные лица — Отец, Сын, Святой дух, объединенные единой божественной сущностью и волей.

Творение мира из ничего — акт доброй воли Бога. Человек  в этом совершенном мире занимает особое место, соединяя в себе материальную природу, разумную душу и свободную  волю. Поэтому он не рассматривается  уже как часть космоса, он создан его господином, но в своем грехопадении утратил это благо. Теперь он не властен  даже над собой и полностью  зависит от божественного предопределения.

Если в античной философии  человек соотносит себя с Космосом, полисом через внешние связи, то у Августина Блаженного речь идет о "человеке внутреннем", полностью  обращенном к Богу, открывающем ему  душу и очищающем ее в таинствах  исповеди и причащения.По-новому решается в философии Августина и проблема познания. Истина раскрывается не через пассивное созерцание и не в понятийном мышлении, а только в божественном откровении. Все остальные способы познания дают знание неполное, приблизительное, и только Бог может открыть ее, в какой-то момент научив человека своим откровением. Путь познания есть для Августина восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Фактически познания начинаются с чувственного восприятия (т. к. Бог познается через Его творения) и как бы по ступеням поднимается к истине. Кульминация познания – мистическое прикосновение разума к Божественной истине. Бог – это солнце, свет которого делает мир зримым и прозрачным как для внешнего, так и для внутреннего зрения. Возвышаясь к Богу, разум как бы насыщается этим светом и сам просветляется. К Богу поднимается весь внутренний человек; обретение истины является по этому актом не только интеллектуальным, но обязательно и моральным, ибо Истина есть Благо. «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого: истина обитает во внутреннем человеке».

По Августину, христианин не существует без веры. Он стремится  во всех случаях представить первенство веры как универсальную методологическую установку подлинно христианского  сознания. Так ставиться и решается проблема соотношения веры и разума. Вера обладает высшим авторитетом, она показывает путь к знанию, задает его предмет: «вера вопрошает, разум обнаруживает»

Бог есть безусловное благо. Зло, существующее на земле, есть результат  грехопадения человека, его отхода от Бога. Оно — следствие нарушения  заповедей Божьих, наказание за грех или испытание для укрепления человека в вере.

Божественное предопределение  обусловило после грехопадения человека наличие двух царств: Божьего и  земного. Земное царство — грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству.

Информация о работе Особенности эпохи средневековья и ее философских размышлений