Особенности философской мысли Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской «Махабхарате», дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

Работа содержит 1 файл

Особенности философской мысли Древнего Востока (контрольная).docx

— 40.84 Кб (Скачать)

 

Сущность  учения Будды 

Жизнь есть страдание. Это  страдание происходит из жажды бытия, наслаждений, созидания, власти и т.д. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - значит избавиться от страданий. За этим лежит полной освобождение, нирвана.

 Развивая своё учение, Будда разработал подробный, восьмиступенчатый путь, метод избавления от страданий и приближения к нирване. Вот ступени этого пути:

1. Праведная вера.

2. Истинная решимость. 

3. Праведная речь.

4. Праведные дела.

5. Праведная жизнь. 

6. Праведная мысль. 

7. Праведные помыслы. 

8. Истинное созерцание.

 

Основы философии буддизма

 Согласно буддизму, человек  воспринимает мир как бы сквозь  призму своих ощущений, однако  эти ощущения не являются его  субъективной данностью, а есть  следствие волнения дхарм - частиц  мироздания. Жизнь есть проявление  безначального волнения дхарм.  Успокоить свои дхармы - значит  взять свою жизнь в свои руки и тем самым добиться цели, достичь состояния Будды, погрузиться в нирвану. Буддизм, так же как и предшествующие ему философские системы Индии, выдвигает на первый план карму человека - совокупность его добрых и злых поступков. Хорошая карма существенно приближает человека к нирване. Но больше всего шансов попасть туда у монахов, отказавшихся от всего мирского и сосредоточившихся на духовной жизни. Среди монахов выделялись так называемые "архаты", совсем близко подошедшие к состояниям Будды и нирваны. Простым верующим буддистам было трудно вести такую праведную жизнь в силу чисто житейских обстоятельств. Поэтому буддизм через некоторое время выработал две формы:

Хинаяна - узкий путь к  спасению. Это, по сути, учение монахов, ограниченное рамками этого сословия;

Махаяна - широкий путь к  спасению. Эта форма и получила наибольшее распространение.

 Возникнув в Индии,  буддизм там не прижился и  распространился вовне, в Юго-Восточную  Азию. Но внутри Индии буддизм,  равно как и джайнизм, сыграл  важную роль в критике брахманизма  и подготовил почву для возникновения  индуизма - религии и философии  современных индусов. 

Индуистский период

Буддизм на своей родине встретил сопротивление со стороны  учений, более удачно вписавшихся  в кастовую систему Индии. В ходе соперничества между буддизмом  и брахманизмом, на основе упрощения  последнего, в конце первого тысячелетия  до нашей эры возник индуизм, превратившийся впоследствии в национальную религию  индусов.

Ранний период индуизма представлен  в эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна", где описывается происхождение  мира из "космического яйца, порожденного силой тепла в первозданных водах". В нем рождается демиург Брахма, который творит Вселенную из материала  этого яйца. Сотворив Вселенную, Брахма определяет течение времени, создает  смерть для спасения земли от перенаселения. Затем Брахма создает государство  и законы, делит людей на сословия, определяет порядок вступления в  браки.

Рядом с Брахмой в индуистском  пантеоне стоят боги Вишну и Кришна. Индуизм признает плюрализм миров, без конца возникающих и исчезающих. Характерной чертой индуизма является понимание развития мира как столкновения противоположных сил. В космогонии присутствует идея цикличности Вселенной, её периодического разрушения и воссоздания.

Общими для всех религиозно-философских  систем Индии являются такие черты, как равнодушное отношение к  материальному, стремление к более  благоприятному перевоплощению после смерти, аскетизм. В индийской философии не было онтологии и гносеологии в европейском понимании. Но, тем не менее, указанные выше учения и школы выполняли важную роль в индийской культуре, служили способом её самоидентификации.

 

Философско-религиозные  системы Древнего Китая

 Хотя Китай, как  и Индия, является восточной  цивилизацией, такой же древней,  между китайцами и индусами  существуют большие различия как в образе жизни, так и в стиле мышления. Китайцы очень рационалистичны в образе жизни и своих философских построениях. Если для индийской философии был характерен однозначный уклон в духовность, ориентация на общение с Абсолютом и - как идеал - слияние с ним, то для китайцев такое отношение к жизни чуждо. Их можно назвать даже прагматиками, поскольку они предпочитали земное решение своих проблем. И философско-религиозные построения в древнем Китае также носили более конкретный, чем у индусов, характер.

 Трезво и рационально  мыслящий китаец никогда не  задумывался слишком много над  тайнами бытия и проблемами  жизни и смерти, но зато всегда  видел перед собой эталон добродетели,  которому и стремился подражать.  Китаец очень ценил материальную  оболочку своей жизни, то есть  собственно сами радости жизни.  Общепризнанными пророками и  святыми в Китае считали тех,  кто учил жить достойно. Этически  ориентированный рационализм был  доминантой, определяющей социально-семейные  нормы жизни китайцев.

 

Главные черты древнекитайской  философии 

* Утилитарность и практическая  направленность философских построений.

* Отсутствие строгого  категориального каркаса. 

* Доминирование этической  проблематики.

 Китайская ментальность  складывалась в течение тысячелетий,  однако главную роль в систематизации  древнекитайского мировоззрения  сыграло учение Конфуция. Конфуцианство  стало основной религией и  философией в древнем Китае. 

 

Конфуцианство

Это учение неотделимо от личности Конфуция - реальной исторической личности, жившей в 551- 479 годах до нашей эры. Китай во времена Конфуция переживал  трудный период внутренних междоусобиц, политической и социальной нестабильности. Для преодоления кризиса требовались новые идеи и идеалы. Конфуций предложил обратиться к опыту предков, использовать их моральный авторитет и героические дела. Он выступил с критикой своего времени и, противопоставляя ему века минувшие, выдвинул свой вариант совершенного человека - цзюнь-цзы.

 Учение Конфуция о  совершенном человеке. Этот идеальный  человек, сконструированный Конфуцием,  должен обладать двумя фундаментальными  характеристиками: гуманностью (жэнь) и чувством долга (ли). Гуманность включает в себя такие качества, как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. В реальности этот идеал гуманности почти недостижим.

 Чувство долга - это  моральные обязательства, которые  гуманный человек налагает на  себя сам. Оно продиктовано  внутренней убеждённостью, что  поступать следует именно так,  а не иначе. 

 Высшей целью социального  порядка является благо народа. Именно оно стоит на первом  месте, а после него Конфуций  помещает божество и лишь после  этого - монарха. 

 Другой важной составляющей  социального порядка является  строгое повиновение старшим,  почтительное к ним отношение.  Государство - это большая семья,  а семья - это малое государство. 

 Благодаря простым  и понятным людям идеям, а  также из-за своей прагматичности, конфуцианство стало со временем  государственной философией и  религией Китая. 

Моизм

Известностью пользовалась и другая философская школа древнего Китая - моизм, основанная Мо-ди (479-400 гг. до н.э.). Моизм полемизировал              с философским наследием Конфуция. Если конфуцианство делало акцент на любви к ближнему, на отношениях взаимности и золотой середины, то моизм утверждал отношения всеобщей любви, полагая, что отдельная любовь является предпосылкой скорее ненависти, чем взаимопонимания.

 В качестве высшей  ценности моизм утверждал не человека, а народ. Именно народ есть источник благополучия и истинного знания. Отдельный человек является частью народа как целого. С точки зрения моизма, человек, сгораемый от любви или ненависти к другому, не в состоянии выполнить своего предназначения. Подлинным субъектом может быть только народ. Его воля и закон неба совпадают. Поэтому, подражая небу, следуя воле народа, правитель должен любить не отдельно взятого человека, а весь народ, почитая его мудрость и предпочитая его правду.

 

 

Легизм

Основателем легизма считается Шан-Ян. Легисты (законники) утверждали, что в обществе должен господствовать закон, сила и авторитет которого держатся на палочной дисциплине и жёстких наказаниях. Легизм противопоставил ритуалу (ли) закон (фа). Оспаривая принципы конфуцианской добродетели, Шан-Ян заявлял, что доброта и человеколюбие - мать проступков, в то время как истинная добродетель достигается через наказание. Чтобы сохранять порядок в обществе, необходимо жестоко карать за мелкие проступки, ибо тогда крупным преступлениям неоткуда будет взяться. Легисты призывали сеять раздор и подозрительность между людьми, ибо это облегчает управление ими. Законы разрабатываются мудрецами-реформаторами, издаёт их государь, а на практике осуществляют чиновники, опирающиеся на мощный аппарат исполнительной власти. Когда гражданин почтителен к закону, его поощряют, а в противном случае - строго наказывают.

 Если конфуцианство  делало ставку на высокую мораль  и древние традиции, то легисты  опирались только на силу закона. Философию они объявили источником  смуты, утверждая, что она, якобы,  сбивает людей с толку, мешает  управлять народом. 

Даосизм

 Рационализм и формализм  конфуцианства и легизма не всем были по нраву в Китае. Низы китайского общества, жившие в интимной близости с природой, нуждались в отдушине от чрезмерности рациональных постулатов конфуцианства. Роль этой отдушины сыграл даосизм. Он возник в чжоуском Китае одновременно с учением Конфуция в качестве самостоятельной философской системы. Основателем даосизма считается древнекитайский философ Лао-Цзы. Основы даосизма содержаться в труде Лао-Цзы: " Дао дэ цзин".

Основы философии даосизма

 Центральное понятие  даосизма - "Дао - выступает в  качестве всеобъемлющего мировоззренческого  понятия. Дао - первоначало всего  существующего и происходящего  в мире, а также универсальный  закон мироздания. В Дао всё  сущее находит не только своё  начало, но и свой конец, завершение. Оно имеет двойственный характер  и проявляется как: 

* Дао, обладающее именем.

* Дао безымянное.

Второе Дао обладает такими свойствами, как бесконечность, невидимость, бестелесность, неизменность. Дао, обладающее именем, напротив, делимо, состоит из мельчайших частиц (ци), каждая из которых содержит образы вещей. Оно связано с первым Дао.

 В основе всего лежит  Дао, которое первично. Его можно  уподобить небытию, поскольку  оно не имеет имени. Назвав  его, мы превращаем его в  бытие. Бытие - это Дао, имеющее  имя. 

 Даосизм развил учение  о гармонии, которая состоит в  единстве "инь" и "янь". Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположности и в том, что они переходят в противоположное себе благодаря максимальному возрастанию одной из противоположных сторон.

 Двум Дао соответствует  два вида знания. Знание безымянного  Дао обладает статусом, оно мистично: знание есть молчание. Такое знание  доступно не всем, а лишь избранным,  мудрецам. Дао в конечной форме  - это мир вещей, опирающийся  на Дао, имеющее имя. 

 У даосов имеется свой этический идеал, который они противопоставляли конфуцианскому этическому идеалу. Этот идеал называется "Шэн-жень" - совершенно-мудрый. Даосы отвергали такие качества, как человеколюбие, справедливость, сыновью почтительность, считая их простыми внешними церемониями, не имеющими духовной подоплёки. Только человек, обладающий дэ, считается нравственным.

Свой идеал социального  устройства даосы видели в патриархальном образе жизни. Нужно возвратиться к истокам, к неиспорченному знаниями и предписаниями состоянию. Чем невежественнее народ, тем им лучше управлять.

 Даосы известны также как алхимики, астрологи, геоманты и медики. Они считали, что тело человека есть особый микрокосм, который нужно уподобить макрокосму. Можно достичь человеческого бессмертия, следуя определённым предписаниям и употребляя определённую пищу. Большое значение в достижении бессмертия отводилось правильному дыханию. Даосские монахи пытались создать эликсир бессмертия. Эти попытки оказались тщетными, однако способствовали открытиям в области фармацевтики.

 Считая человека микрокосмом,  даосы внимательно следили за небом, движением светил, их расположением, связывая это с индивидуальной судьбой человека. Они создали геомантию - оккультную дисциплину о сложной системе взаимодействий между космическими и земными силами и символами.

В  начале I  тыс.  н.  э.  даосизм распространяется  по  Дальнему  Востоку,  где является влиятельным философско-религиозным течением вплоть до настоящего времени.  

Информация о работе Особенности философской мысли Древнего Востока