Особенности философской мысли Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:38, контрольная работа

Описание работы

Восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской «Махабхарате», дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

Работа содержит 1 файл

Особенности философской мысли Древнего Востока (контрольная).docx

— 40.84 Кб (Скачать)

Введение

 

Становление философского мышления – процесс длительны, сложный  и противоречивый. Начинался он еще на заре человеческой цивилизации.

Середина I тысячелетия до н.э. - тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах цивилизации - в Индии и  Китае - практически одновременно с  Грецией возникает философия.

Сохранилось достаточное  количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских  систем этих стран, составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования. В основе специфики лежит своеобразие Востока как типа культуры. К причинам этого своеобразия можно отнести такие факторы как: климат и география; традиционализм культуры; роль религии в общественной и индивидуальной жизни; особенности антропологии и психологии людей Востока.

В восточной мысли религиозное  и философское начала тесно переплетены, религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.

Восточная мысль более  эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой.

Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие            в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

Восточная религиозно-философская проза, восходящая к книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»), содержащей высказывания Конфуция и его учеников, и индийской «Махабхарате», дала образцы целостного рассмотрения сущности человека и во многом предопределила будущую историю не только Востока, но в определенном смысле всего человечества. При этом восточная религиозно-философская мысль не обретала статус систематической теоретической дисциплины, навязываемой всем извне по определенному алгоритму. Она была частью жизни и передавалась от Учителя к ученику.

 

 

 

Религия и философия  в Древней Индии

Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие  общих существенных признаков, представлен  цивилизациями и культурами, которые  часто не просто различаются, а враждебно  противостоят друг другу. Свои особенные  черты имеет и древнеиндийская  цивилизация. Это, прежде всего:

* Жесткая кастовая социальная  структура. 

* Интеллектуальная и религиозная  пассивность людей. 

* Интровертный характер религиозности

* Приоритет иррационального над рациональным.

Цивилизация древней Индии  сложилась в результате синтеза  культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.

 В истории индийской  философии выделяют три периода: 

* Ведийский (1500-500 гг. до  н.э.).

* Классический (500 г. до  н.э. - 1000 г. н.э.).

* Индуистский (с 1000 года н.э.).

Ведийский период

Первый литературный памятник Индии - Веды - был создан на санскрите - языке ариев. Веды в переводе означают: "ведать", "знать". Всего выделяют четыре сборника Вед:

* Ригведа, включающая 1028 гимнов.

* Самаведа, содержащая религиозные предписания.

* Яджурведа, состоящая из Белой и Чёрной Яджурведы.

* Атхархаведа, содержащая более 700 заговоров на все случаи жизни.

 Картина мира, представленная  в Ведах, отличается плюралистичностью. Все её части существуют обособленно друг от друга, являясь, по сути, самостоятельными субстанциями. Но эти субстанции взаимодействуют друг с другом, взаимопроникают и взаимопревращаются, что дает повод говорить об их общем происхождении.  Систематизация и рационализация ведической религии способствовала появлению брахманизма, который считается догматической и культовой основой последующих традиционных религиозно-философских систем Индии.

Носителями брахманизма  были брахманы, создавшие сословно-кастовую систему и занявшие в ней главенствующее место. Слово "брахман" имеет в  Индии три значения:

* Верховное божество, Абсолют. 

* Служитель религиозного  культа.

* Сборники религиозно-философских  текстов и комментариев.

 В рамках брахманизма  появились специальные тексты, написанные  отшельниками-аскетами и содержащие  серьёзные философские обобщения.  Эти тексты получили название  араньяков (лесных книг) и с них началась литература Упанишад - философских текстов древней Индии.

 Упанишады. В переводе, буквально, означают: "сидеть возле", то есть быть   у ног учителя, внимать ему, чтить его, слушать его откровения. Самые ранние из текстов Упанишад относятся к VIII-VI векам до нашей эры, остальные - к более позднему времени. Некоторые были написаны уже           в нашем тысячелетии. В них говорится о таких проблемах, как жизнь              и смерть; мироздание; творение мира и космоса; взаимосвязь богов и людей. Жизнь человека - джива - находится в гармонии с её душой - пурушей. После смерти человек не исчезает полностью, он переходит в новое воплощение, перерождается. Этим утверждением было положено начало центральной для всего последующего индийского мировоззрения идее - карме.

 Карма - одно из кардинальных  положений индийской философии.  Суть учения о карме в том,  что сумма добрых и злых  поступков человека определяет  форму последующего перерождения. Идея кармы удовлетворительно  решала проблему добра и зла  (примерно так же, как в христианстве  и исламе это делала идея  ада и рая). Она ставила будущее  человека в зависимость от  его повседневного поведения.  Закону кармы подвержены все,  за исключением тех, кто отрекался  от мирской жизни, становился  на путь монаха-отшельника. Эти  люди со временем приобретали  всё более божественную силу и, в конце концов, достигали мира Брахмана, выпадали из колеса перерождений, возвышались над законом кармы.

 

Философия брахманизма

 Упанишады учат познанию  Брахмана, слиянию с ним, достижению  единства с ним. Под Брахманом  понимается абстрактная высшая  сила, которая отчасти опредмечивается, но в большей части остаётся невидимой. Брахман - это и высшее духовное единство. Каждая индивидуальная душа - Атман - является его частью. Атман - это тот же Брахман, но реализованный в индивидуальной душе. Брахману и Атману тождественна Пуруша - высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой которой является душа индивида. Брахман - это скрытая реальность, обладающая вечностью, бесконечностью, первопричинностью. Феноменальный, то есть вторичный мир, напротив, конечен, преходящ, находится в состоянии постоянного изменения. Первоосновами Брахмана выступают:

* Пространство.

* Движение.

* Закон

 Пространствопорождает материю: движение - энергию, а закономерности феноменального мира есть проявление закона Брахмана. Поэтому нужно понимать иллюзорность, малоценность феноменального мира и стремиться       к Брахману. Упанишады, своим учением о Брахмане, определили последующие параметры индийской философии, вплоть до индуизма. Однако между индуизмом и брахманизмом существовали философские школы, также сыгравшие большую роль в духовной истории Индии.

 

Классический период

Этот период представлен  учениями и школами, появившимися как  реакция на элитарность и замкнутость  брахманизма. Наиболее значительными  из них считаются: санкхья, йога, веданта, джайнизм                и буддизм.

Санкхья

Санкхья была создана на рубеже VIII-VI веков индийским мыслителем Капилой. В центре её - два активно взаимодействующих начала: пракрити (материальное начало) и пуруша (духовное начало). Пуруша - созидательное начало, она состоит из духовых атомов-монад индивидуальных душ. Пракрити лишена сознания, это просто неисчерпаемая творческая энергия. Воздействие пуруши на пракрити сравнивают с воздействием магнита на металл: духовное начало придает материи форму и духовную субстанцию. Взаимодействие пуруши и пракрити является причиной возникновения всего феноменального мира: 25-ти элементов, сущностей. Философия санкхья предлагает дуалистическую картину мира. Цель её - помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары и кармы, покинуть тело, в которое оно заключена, и обрести состояние блаженства (мокши). Чтобы сделать это, необходимо отделить пурушу от материи, с которой она слита.

Йога

Йога была создана индийским  мыслителем Патанджали в IV-III веке до нашей эры. Он написал работу "Йога-сутра", в которой и предложил систему упражнений, направленных на достижение блаженства. Система йоги - очень сложная, требует подготовки, выдержки, упорства, аскетизма                           и подразделяется на восемь этапов:

1. Воздержание (яма).

2. Выполнение предписания  (мияма).

3. Упражнения для тела (асана).

4. Дисциплина дыхания  (пранаяма).

5. Дисциплина чувств (пратьяхара).

6. Дисциплина ума (дхарана).

7. Созерцание (дхиана).

8. Транс и экстаз (самадха).

 Практика йоги весьма  популярна не только в Индии:  целиком или в отдельных частях  её используют люди во всём  мире.

Веданта

Веданта принадлежит к  числу наиболее философски насыщенных учений. Главный труд этой системы - Веданта-сутра - появился во II веке до нашей  эры, а свою известность она приобрела  лишь в VII веке нашей эры,      в работах и комментариях Шанкары. В центре внимания Веданты - Брахман, являющийся источником всего фундаментального мира. Он один, неделим, абсолютен. Ему тождественен Атман - искра Брахмана в единичной душе.     В отличии от санкхьи, веданта не признает дуализма мира. Брахман - единственная реальность. Материальная вселенная вторична и является результатом действия Майи - проявления Брахмана. Чтобы слиться                  с Брахманом, стремящийся к этому должен нравственно очиститься, отказаться от желаний и страстей. Познав свой Атман, человек достигает покоя.

Хотя брахманизм и его  конкретизации в форме санкхьи, йоги и веданты были достаточно авторитетными учениями, они были связаны                           с определенной социальной группой: сословное разделение индийского общества затрудняло распространение этих учений в среде народа. Этому препятствовала также и их сложность. Брахманы не считали нужным посвящать в суть своих учений другие слои. Но потребность                             в мировоззрении неотделима от человеческой природы и поэтому представители небрахманских каст стали активно интересоваться вопросами мироздания, жизни и смерти, перерождения и перевоплощения. Появляются оппозиционные брахманизму системы, главными из которых были джайнизм и буддизм.

Джайнизм.

Оформление этого учения связывают с именем Махавиры Джины, жившего в VI веке до нашей эры. Родившись в семье кшатрия, он в раннем возрасте ушёл из дома, много путешествовал, был отшельником, пока не прозрел. После этого он стал проповедником. Как и все индийские системы, джайнизм учит, что дух, душа человека несравненно выше его материальной оболочки. Джайны ставят целью достичь состояние мокши, а для этого считают необходимым освободить душу от её телесной закрепощенности. При этом они считают материальной и карму. Освободиться от кармы нелегко и чтобы всё-таки это сделать, нужно следовать советам своего наставника, получить необходимые познания и выработать определённые нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа джайна, ищущего мокши, сможет постепенно обеспечить истощение и затем - отпадение всей остальной кармы. Джайнизм предлагает следующий путь избавления от кармы и достижения мокши:

* Нужна убеждённость, вера  в истинность исповедуемой доктрины.

* Необходимо совершенное  познание, проникновение в суть  доктрины джайнизма. 

* Необходима праведная  жизнь. 

 Наиболее сложной и  трубной частью является третья: праведная жизнь. Она включает  в себя пять основных обетов:

1. Не причинять вреда  живому (ахимса).

2. Не красть (астья).

3. Не прелюбодействовать (брахмачарья).

4. Не стяжать (апаригракха).

5. Быть искренним и  благочестивым в речах (сатья).

 К этим пяти основным  обетам добавились и другие, сделавшие,  в конечном итоге, жизнь джайнов очень аскетичной. Они трудолюбивы, скромны в потребностях, неуклонно следуют принципу ахимсы.

 

Буддизм

Буддизм является великой  религией и философией Востока и  по значению стоит несопоставимо  выше джайнизма. Но возник он так же как      и джайнизм, в противовес засилью и элитарности брахманизма. Дальнейшая судьба буддизма интересна тем, что он не прижился у себя на родине, а распространился, в основном, по Юго-Восточной Азии и Дальнему Востоку.

 Появление буддизма  окутано мистической тайной, но  исследователи полагают, что существовала  реальная историческая личность - Гаутама Шакьямуни, который и положил начало этой религии.

Согласно легенде Сиддхартха Гаутама родился в VI веке до нашей  эры в семье князя из племени  шакья. Дожив до юношеского возраста, он не знал никаких забот и проблем до тех пор, пока, не поехав на прогулку, не столкнулся с четырьмя событиями, круто изменившими его жизнь. Он увидел покрытого язвами изнеможённого больного, затем согбенного старика, потом похоронную процессию и, наконец, - углублённого в раздумья аскета. Эти четыре встречи, как повествует легенда, настолько потрясли юношу, что он ушёл из дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, он стремился искупить вину предыдущей праздной жизни. Так прошло 7 лет. И вот однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь размышлениям, Сиддхартха внезапно "прозрел": ему открылись четыре священные истины жизни:

* Страдания правят миром. 

* Причиной страданий является  сама жизнь с её страстями  и желаниями. 

* Уйти от страданий  можно лишь погрузившись в  нирвану. 

* Существует путь, посредством  которого можно избавиться от  страданий и достичь нирваны. 

 Познав эти четыре  истины, Гаутама стал Буддой (просветлённым). Ещё несколько дней после этого он сидел под деревом, будучи не в силах сдвинуться с места. Всё это время его искушал злой дух Мара, предлагая ему не проповедовать своё учение, а сразу погрузиться в нирвану. Но Будда устоял. Он собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его первыми учениками и прочёл им первую проповедь, излагающую основные идеи новой религии.

Информация о работе Особенности философской мысли Древнего Востока