Основы учения об источниках и границах познания в философии И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Познание. Что представляет собой познание? ................................................4
Имманул Кант. Биография ………………………………………………….....6
Периодизация творчества Канта……………………………………………....9
Философия Канта
а) Докритический период………………………………………………................11
б) Критический период……………………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………………………..18
7. Список литературы…………………………………………..............................20

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

III антиномия

Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести  все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить  свободную причинность (причинность через свободу). Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы.

IV антиномия

К миру принадлежит, или как часть его или как его причина. Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне его — как его причины. 

Противоречия  эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует «практический разум», т.е. наше нравственное сознание.

Учение  Канта об антиномиях сыграло большую роль в истории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» . Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей — ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.

Нравственный  долг Кант формулирует в форме  нравственного закона, или нравственного  категорического императива. Закон  этот требует, чтобы каждый человек  поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т.п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям. 
 
 

Заключение

Учение  Канта  представляет собой  исходное  звено  в преемственном  ряду систем  философского  идеализма, обозначаемых    общим    термином, немецкая    классическая    философия обогатила развитие человеческой  мысли. В то же  время  следует отметить и личный вклад в это развитие:

1. Кант  впервые  в   истории  философии  обосновал  теоретический конструктивный    характер   человеческого    познания,   мышления   и деятельности,   показав   в   предисловии   ко  второму  изданию его  Критики чистого разума. Сами   предметы   в процессе   человеческой   деятельности вынуждены   сообразовываться   с   человеческим   познанием   и   его результатами,   а   не   наоборот.   Кант   гносеологически   обосновал человеческую   свободу,   доказав,   что   человек   в   принципе   способен производить новое    и   в теоретической   и   в практической  деятельности. Таким  образом,   чисто  теоретическая  проблема о возможности нового знания оказалось проникнута  у Канта глубоко гуманистическим пафосом.

2. Разделял   в   целом   многие   идеалы   просветительского новоевропейского   рационализма,   Кант,   вместе  с  тем, впервые четко обозначил  проблему  границ и  условий человеческого познания, решительно поколебав притязания   науки   на   универсальное   значение   и универсальные  цели. Эта тенденция   получит затем   мощный импульс   к развитию   в   различных   философских   системах XX  века (философия жизни, феноменология, экзистенциализм   и др.)

3. Создав  глубоко противоречивое дуалистическое  учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость. Дальнейшее развитие немецкой философии было связано, главным образом, с попытками создать целостный, полный идеализм совершенно чистой, в себе и через себя существующей философии. Этот идеализм в специфической форме обогатил человеческую мысль грандиозными достижениями и оказал колоссальное воздействие на развитие новейшей философии и всей духовной культуры и истории 20 столетия.                              

Человек  умирает, мысль остается.  Бессмертие философа в том,  что он  смог,

что успел  сказать,  что было  услышано. Жизнь Канта -  это, прежде всего написанные им книги, самые волнующие события в ней – мысли. У Канта нет иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать, сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни – галантен.

Жить  для него значило работать, в труде  он находил главную радость. Природа

наделяет  человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант

сделал  самого себя и в этом отношении  он уникален.

 

Список  литературы

  1. Л.И. Смолькина. Курс  лекций по философии//Основы общей

     философии.-2008.,- С.144-164.

  1. А.Г. Спиркин. «Философия». - М.,2001.,С 143-153.
  2. Сайт: http//:www.Wikipedia.ru

Информация о работе Основы учения об источниках и границах познания в философии И. Канта