Основы учения об источниках и границах познания в философии И. Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Познание. Что представляет собой познание? ................................................4
Имманул Кант. Биография ………………………………………………….....6
Периодизация творчества Канта……………………………………………....9
Философия Канта
а) Докритический период………………………………………………................11
б) Критический период……………………………………………………………12
6. Заключение……………………………………………………………………..18
7. Список литературы…………………………………………..............................20

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

на тему: «Основы учения об источниках и границах познания

  в философии И.  Канта». 
 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………3
  2. Познание. Что представляет  собой познание? ................................................4
  3. Имманул Кант. Биография ………………………………………………….....6
  4. Периодизация творчества Канта……………………………………………....9
  5. Философия Канта

    а) Докритический  период………………………………………………................11

    б) Критический  период……………………………………………………………12 

    6.  Заключение……………………………………………………………………..18

     7. Список литературы…………………………………………..............................20

 

Введение

«…отсюда  следует ограничение всякого  лишь возможного спекулятивного познания посредствам разума одними только предметами опыта. Однако, при этом, и это  нужно отметить,  у нас всегда остается возможность, если и не познавать, то, по крайней мере, мыслить. Эти предметы также как и вещи в себе. Ведь, в противном случае, мы бы пришли к бессмысленному утверждению, будто явление существует без того, что является…»

Иммануил Кант,

«Критика  чистого разума»   
 
 

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.

Кант  считал, что решению таких проблем  философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого  познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.

В своем  учении о познании Кант большое место  отводил диалектике: противоречие рассматривалось  им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

В своей  теории познания Кант часто рассматривает  и собственно антропологические  проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса, состояний сознания к нашему Я как его центру. Что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

 

 

Познание. Что представляет собой познание?

Гносеология (греч. gnosis- знание и logos - учение) - учение о знании, или теория познания, - представляет собой один из основных разделов философии. В  современной  западной  философии  теорию  познания  часто  называют эпистемологией (греч.  ерistemе -  знание),  однако  более  точное  значение последнего термина - теория научного познания. Теория  познания -  это философское  учение  о  всеобщем  в  познавательной деятельности.  Гносеология  исследует  процесс  познания  в  целом,  общие механизмы  и  возможности  познания,  основные  этапы  и  формы  познавательной деятельности,  отношение  между  знанием  и реальностью,  пути  достижения истины и ее критерии. Основы  гносеологии  были  заложены  в  античной  философии.  Здесь познание  стало  рассматриваться  как  особый  процесс,  одно  из  проявлений деятельности  человека. В  средние  века  основные  усилия  гносеологии  были  направлены  на

доказательство  существования  Бога  как  высшей  причины  всех  вещей. Философия  эпохи  Возрождения  считала,  что  целью  разума  является проникновение  в  глубину  и  сущность  вещей  и  процессов,  обнаружение

растворенной  в  природе  некоей «божественности». В  рамках  философии  Нового  времени  интерес  к  проблемам  гносеологии значительно  возрос,  что  было  обусловлено  промышленной  революцией, быстрым  развитием  точных  наук -  механики,  математики. Немецкая  классическая философия  обозначила  проблему познавательных способностей  и  возможностей  человека.  Это  сделал  прежде  всего  И.Кант  в работе «Критика чистого разума». Он исходил из того, что человеку доступен лишь «мир  явлений»,  а «мир  сущностей» (внутренние  процессы  и связи) непознаваем  и  остается  таинственной «вещью  в  себе».

Так что  же представляет собой познание? В  чем его сущность? Прежде  всего  познание —  это  особый  вид  отражательной  деятельности человека.  Во  все  времена  в  истории  философии  под  ним  понималось целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нем с целью  получения  достоверного  знания.  Кратко  говоря,  познание —  это творческий поиск знания.

Познание  является  духовной  стороной  практической  деятельности человека.  Оно  протекает  в  рамках  системы «человек —  средства  труда — природа»  ,  по  мере  того,  как человек с помощью этих  орудий  вскрывает «скорлупу» мира, под которой таится сущность вещей, например, — природа магнетизма, сущность жизни и т.д. Он вскрывает и постигает тайны мира. Социальная природа познания, если говорить об этом подробнее, означает также  и  следующее.  Познание  протекает  всегда  под  активным  воздействием остальных  отношений  и  мира  культуры. Эти условия порождают так называемый социальный заказ в виде актуальных потребностей общества. Они формируют субъект и влияют на ход познания, ускоряя или же замедляя его. Познание возможно лишь при опоре на так называемый интеллектуальный фонд.  Под  ним  подразумеваются  совокупные  знания  человечества,  методы познания  и  понятийный  аппарат,  имеющиеся  научные  факты  и  другое.  Это очень важно — опираться на уже достигнутое в познании, чтобы всякий раз не начинать его на пустом месте, с «нуля». Познавательный  процесс  возможен  лишь  при  помощи  языка  как инструмента общения. Он является коллективным достоянием всего общества, важнейшим элементом культуры человечества. Общественные  отношения  обусловливают  пристрастное (ценностное) отношение  субъекта  к  объекту  познания.  Отсюда  и  вытекает  разное,  иногда даже  полярное  противоположное  восприятие  и  трактовка  одних  и  тех  же явлений  и  проблем  общественной  жизни.  На  познание  активно  влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.

Познание  всегда есть творчество, т.е. постоянное создание чего-то нового, ранее  неизвестного.  Главным  критерием (показателем)  творчества  является новизна  и общественная ценность полученных результатов.  Большую  роль  в творчестве  играет  интуиция  как  тип  мышления  со  своеобразной  природой.

 

Иммануил  Кант. Биография. 

Иммануил  Кант родился 27 апреля 1724 года в Кенигсберге, в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности.

Во время  Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского  правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне.

Естественнонаучные  и философские изыскания Канта  дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому  времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

1) что я могу  знать? (метафизика);

2) что я должен  делать? (мораль);

3) на что я смею надеяться? (религия);

наконец, за этим должна была последовать четвёртая  задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в  течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

«Критика чистого  разума» (1781) — гносеология (эпистемология)

«Критика практического  разума» (1788) — этика

«Критика способности  суждения» (1790) — эстетика

Будучи  слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь  жёсткому режиму, что позволило ему  пережить всех своих друзей.  Его    любимой поговоркой    было    изречение: «Повелевай   своей   натурой,   иначе   она будет   повелевать   тобой».   О   том,   как   управлять   своим здоровьем,   он   написал специальную   работу.   Многое   в   ней   может сегодня   вызвать улыбку,   но   важно  другое:   безотказно   работала сила   внушения, что избранный режим единственно правильный. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Шутил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Кант был похоронен  у восточного угла северной стороны  Кафедрального собора Кёнигсберга  в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора. 
 

Периодизация  творчества Канта 

  Докритический период: до 1780 года. Кант занимался вопросами естествознания, одновременно и независимо от Лапласа создал космогоническую гипотезу о происхождении Вселенной из первоначальной туманности путем сгущения. В области философии в этот период ничего выдающегося им создано не было.

 Критический период: после 1780 года. Получил такое название отчасти из-за подчеркнуто критического отношения к предшествующей философии, но главным образом из - за того, что изложил основные идеи своей философии в книгах, название которых начинается со слова "Критика...".

Информация о работе Основы учения об источниках и границах познания в философии И. Канта