Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:31, реферат
Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли.
1. Зарубежная философия XX века.
2. Диалектика как теория развития и метод познания. Законы и категории диалектики.
Одна из основных категорий экзистенциализма – свобода человека. Но свобода эта вынужденная, это бремя, на которое осужден человек, ибо его окружает чуждый, бессмысленный мир. Осознание своей свободы и принятие на себя этого «креста» определяют достоинство, ответственность и истинность существования человека.
Он живет рядом с другими людьми, в социуме, он общается с окружающими, либо подчиняясь, либо подчиняя – но он одинок в своих чувствах. Человек может принять позицию другого или ориентироваться на общественные ценности и всеобщие цели. Но в этом случае он теряет свободу, свою экзистенцию, самого себя как личность, снимает с себя ответственность – основной атрибут свободы экзистенции.
Человек
рождается в социуме и
Экзистенциализм оказался созвучным XX в. – веку страха перед ядерной катастрофой, глобальными проблемами, разочарования в избранном человечеством пути развития, приведшим его на грань гибели, веку рационализма и осознания человеком истин, часто неприятных, своего существования, веку тоски по иной, лучшей гармоничной жизни и стремления к ней.
Персонализм. Это течение получило распространение в США уже в начале XIX столетия, во Франции с 30-ых годов XX века, затем в Англии, Швейцарии, Германии и других странах.
Основатель
американского персонализма Б.Боун;
главные представители – Р.
Особое место занимает французский персонализм в лице Э.Мунье, Ж.Лякруа, М.Недонселя и др. В Англии наиболее влиятельным персоналистом был Х.Керр, в Германии – В.Штерн.
Это
философское направление
Деление философии по направлениям – это во многом условная акция. Ее можно сравнить с научным абстрагированием – временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления – это то же абстрагирование для изучения целостной философии. Они пересекаются, входят составными частями в другие, развиваются, меняются – словом, живут.
В то же время такое выделение отражает реалии современной философии. Так, философия XX в. выдвинула необозримое множество частных направлений философствования, размышления над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но не породила целостных, всеобъемлющих философских систем, что было типично для философствования прошедших веков.
Видимо, именно в XX в. настала пора критического осмысления мирового философского наследия, пришло время анализа и оценки. Но это не все и даже не главное.
Главное же в том, что жизнь человечества
не стоит на месте, и философия должна
адекватно отражать и предвосхищать ее
динамику. Сегодня жизнь принципиально
плюралистична, но не факт, что это и есть
стратегическая линия развития человечества
на долгую перспективу. Ведь во многих
сферах жизни наблюдаются однозначные
тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен
по многим основаниям – национальному,
государственному, экономическому и др.
Еще силен пафос противостояния и борьбы.
Но такая ли уж утопия – единое мировое
сообщество? По крайней мере, представляется,
что сегодня это более перспективный путь,
нежели жизнь по закону джунглей. Сегодня
развитие по пути интеграции и толерантности
можно назвать дорогой к спасению человечества.
Диалектика – метод мышления, который основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся. Считается, что сам термин «диалектика» (dialegomai – беседую, рассуждаю) впервые ввел Сократ, который под диалектикой понимал умение вести дискуссию, находить противоречия в рассуждениях собеседника. Исторически диалектика прошла несколько стадий развития, связанных с эволюцией, как философии, так и общества в целом.
Вначале она выступала как «диалектика отношений и связей». Это было характерно для древнегреческой натурфилософии, когда на первый план выходит момент взаимосвязи в мире. Грекам удалось представить мир как связанное целое, даже если эта целостность в некоторых случаях абсолютизировалась, и конкретные природные связи между явлениями подменялись связями вымышленными. Это определило натурфилософский характер греческой философии.
Определенным отрицанием данного понимания диалектики выступает ее разработка в период от Нового времени до конца XIX в. Альтернативой натурфилософским представлениям выступает исследование конкретной формы движения (механического движения). Диалектика в этот период реализуется, прежде всего, как «диалектика движения».
И, наконец, своеобразным возвращением к античной традиции, но уже обогащенной теми конкретными знаниями, которые были получены бурным развитием наук, выступает гегелевская диалектика. Ее можно охарактеризовать как «диалектику развития», проявившуюся в целом ряде философских систем, в частности, в философии марксизма и экзистенциализма. Важным стимулом для развития диалектики в качестве философского метода познания явилось развитие частных наук, новейшие открытия в которых как бы разрывали их предметные области, конкретно доказывая факт единства и целостности мира. Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель
характеризовал диалектику как движущую
душу истинного познания, как принцип,
вносящий в содержание науки внутреннюю
связь и необходимость. Заслуга
Гегеля, по сравнению с его
Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качественное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет от другого.
Качество любого предмета, явления, по Гегелю определяется через его свойства. Свойства предмета – это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т.д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной основой свойств является качество того или иного предмета, т.е. свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.
Качество выступает как внутреннее основание всех свойств присущих данной вещи, но это внутреннее основание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универсального взаимодействия возможно бесконечное количество взаимодействий. Различия между свойствами предмета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится качеством в другом отношении.
Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие противоположности и считал, что как нет качества без количественных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.
Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться – уменьшаться или увеличиваться – в количественном отношении, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества, количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры воды, - писал Гегель, - сначала не оказывает никакого влияния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при возрастании или уменьшении температуры достигается точка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой – в лед». (Гегель. Соч., т.1, с.186).
Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.
Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это единство бытия и небытия, означающее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое – уже есть. Скачок – это состояние борьбы нового со старым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не существует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответствии со спецификой той или иной качественной определенности.
Второй закон диалектики – закон взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Тождество – категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции и моменты. Неразрывная взаимосвязь и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая из них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель, Соч., т.1, с.205).