Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:38, реферат
Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи-мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо-положностями по отношению друг к другу.
Диалектические противоположности ...................
I. Закон единства и борьбы противоположностей ......
1. Единство и борьба противоположностей ......
Диалектика количественных и качественных изменений .
I. Качество и свойства .............................
Ii. Закон перехода количественных изменений в
Качественные ....................................
1. Понятие о качестве и количестве ............
2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития .............
3. Скачки ....................................
"отрицание отрицания"
Цикличность и поступательность изменений ...........
I. Закон отрицания отрицания .......................
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ..................................
А) диалектическое и метафизическое понима-ние отрицание ..........................
2. Прогрессивный характер развития ...........
А) развитие как прогресс ..................
Б) спиралевидный характер развития ........
2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития
Как было сказано,
изменение количества в известных
преде-лах не приводит к изменению
качественного состояния
К. Маркс, "чисто
количественные изменения на известной
ступени переходят в
Переход количественных изменений в качественные - всеоб-щий закон развития материального мира.
Мало того, само развитие и есть прежде всего переход ко-личественных изменений в качественные, поскольку именно в про-цессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.
Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем его действие в различных областях действительности.
Современной физикой установлено, что одни элементарные частицы способны превращаться в другие, качественно от них отличные. При этом процесс превращения их всегда связан с из-вестными количественными накоплениями: он протекает только в том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы-соким уровнем энергии.
Широко распространенным появлением закона перехода коли-чественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап-ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда как в воде эти вещества растворяются.
Закон перехода количественных изменений в качественные особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес-ких закон химических элементов Д.И. Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества поло-жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли-чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из-менений химического элемента, но на определенной ступени эти количественные изменения приводят к образованию нового элемен-та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно иной элемент - свинец.
Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислорода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле еще один атом кисло-рода, как она превращается в качественно новое химическое ве-щество - озон.
В объективной действительности имеет место не только пе-реход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс - возрастание количества под влиянием качественных из-менений.
Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
3. Скачки
Качественное изменение, в отличие от количественного, вы-ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме-нений в качественные или переход из одного качественного сос-тояния в другое (в результате превышения меры).
Примеры скачков:
образование звезд и планет, в
частности Солнечной системы, возникновение
жизни на Земле, формирование новых
видов растений и животных, человека
и его сознания, воз-никновение и
смена общественно-
Один из примеров
того, как накапливающиеся
"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.
"Отрицание"
как реальный аналог
В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под-черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос-ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес-кое "отрицание" включает в себя триединый процесс:
деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,
кумуляции (его частичного сохранения, преемственности,
трансляции) и
конструкции (формирования, созидания нового).
Первый момент
- преодоление пройденного, его "сбрасыва-ние"
изживание - обеспечивает необходимую
почву для следующей фазы данного
процесса. Но сама по себе деструкция,
возобладай она, отбрасывала бы процесс
вспять, разрушала бы предпосылки
продвижения к последующим
Реальным аналогом
"отрицания отрицания" и в
природе, и в обществе служат, в
частности, "спиралевидные" процессы,
соче-тающие в себе цикличность, относительную
повторяемость и пос-
I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира.
Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.
1. Диалектическое
отрицание и его роль в
В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми-рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста-рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри-цанием.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представля-ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс-твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо-жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес-ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто-рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по-рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра-бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От-рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо-лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-вершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле-ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви-тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз-дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но-вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-вижения предметов и явлений.
Диалектическое и метафизическое понимание отрицания
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери-альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, обсолютное уничтожение старого.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга-низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра-нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.
Т.о., для марксистского
понимания отрицания характерно
признание преемственности, связи
нового со старым в процессе развития.
Но следует иметь в виду, что
новое никогда не восп-ринимает старое
полностью, в его прежнем виде.
Оно берет из старого только его
отдельные элементы, стороны, причем
не ме-ханически присоединяет их к
себе, а ассимилирует, преобразует
их соответственно своей собственной
природе. Марксистская диа-лектика
требует критического отношения
к прошлому опыту чело-вечества,
указывает на необходимость творческого
использования этого опыта, строгого
учета изменившихся условий и
новых задач революционной
2. Прогрессивный характер развития
Развитие как прогресс
Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове-нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей-шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео-долевается, и так без конца. Развитие выступает, таким обра-зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри-цаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым.
Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низ-ших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приобретает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.
Информация о работе Основные законы материалистической диалектики