Основные законы материалистической диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:38, реферат

Описание работы

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи-мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо-положностями по отношению друг к другу.

Содержание

Диалектические противоположности ...................

I. Закон единства и борьбы противоположностей ......

1. Единство и борьба противоположностей ......

Диалектика количественных и качественных изменений .

I. Качество и свойства .............................

Ii. Закон перехода количественных изменений в

Качественные ....................................

1. Понятие о качестве и количестве ............

2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития .............

3. Скачки ....................................

"отрицание отрицания"

Цикличность и поступательность изменений ...........

I. Закон отрицания отрицания .......................

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ..................................

А) диалектическое и метафизическое понима-ние отрицание ..........................

2. Прогрессивный характер развития ...........

А) развитие как прогресс ..................

Б) спиралевидный характер развития ........

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

2. Переход количественных  изменений в качественные - закон  развития

Как было сказано, изменение количества в известных  преде-лах не приводит к изменению  качественного состояния предмета. Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ра-нее  казавшиеся несущественными количественные изменения обяза-тельно приведут к  коренным качественным превращениям. Коли-чество перейдет в качество. В  процессе развития, писал

К. Маркс, "чисто  количественные изменения на известной  ступени переходят в качественные различия".

Переход количественных изменений в качественные - всеоб-щий  закон развития материального мира.

Мало того, само развитие и есть прежде всего переход  ко-личественных изменений в качественные, поскольку именно в про-цессе  этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего  к высшему, от старого к новому.

Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем  его действие в различных областях действительности.

Современной физикой  установлено, что одни элементарные частицы способны превращаться в  другие, качественно от них отличные. При этом процесс превращения  их всегда связан с из-вестными количественными  накоплениями: он протекает только в том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы-соким  уровнем энергии.

Широко распространенным появлением закона перехода коли-чественных изменений в качественные являются многочисленные превращения вещества из одного агрегатного состояния  в другое (из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и т.д.). Так, при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап-ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда как  в воде эти вещества растворяются.

Закон перехода количественных изменений в качественные особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес-ких закон  химических элементов Д.И. Менделеева устанавливает, что качество химических элементов зависит от количества поло-жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли-чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из-менений химического  элемента, но на определенной ступени  эти количественные изменения приводят к образованию нового элемен-та. Так, при радиоактивном распаде  с потерей атомного веса и заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно иной элемент - свинец.

Химия вообще представляет собой науку о качественных превращениях веществ, являющихся результатом количественных изменений. Молекула кислорода, например, содержит два атома, но стоит только присоединить к этой молекуле еще  один атом кисло-рода, как она превращается в качественно новое химическое ве-щество - озон.

В объективной  действительности имеет место не только пе-реход количественных изменений  в качественные, но и обратный процесс - возрастание количества под влиянием качественных из-менений.

Количественные  и качественные изменения, таким  образом, взаимосвязаны и обусловливают  друг друга.

3. Скачки

Качественное  изменение, в отличие от количественного, вы-ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме-нений  в качественные или переход из одного качественного сос-тояния в  другое (в результате превышения меры).

Примеры скачков: образование звезд и планет, в  частности Солнечной системы, возникновение  жизни на Земле, формирование новых  видов растений и животных, человека и его сознания, воз-никновение и  смена общественно-экономических  формаций в исто-рии человеческого  общества, социальные революции.

Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к  скачку (качественному измене-нию), - поломка детали машины из-за "усталости  металла". Мик-роскопические изменения  структуры находящейся под нагрузкой  металлической детали в конце  концов приводят к излому. Если микротрещины возникают одна за другой, их количество растет постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу-ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически  мо-ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме-талла. В результате нарастания температуры  наступает момент свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое  состоя-ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего, но при  достижении определенной массы плутония происходит цеп-ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это - примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного качественного  состояния в другое, с довольно быстрой интенсив-ной, целостной  перестройкой всей исходной системы. Но бывают скачки и другого типа, когда  наблюдается не резкий качествен-ный  переход, а происходит постепенное  накопление элементов но-вого качества и отмирание элементов старого  качества; такие "скачки" длительны, постепенны.

"ОТРИЦАНИЕ  ОТРИЦАНИЯ"

ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

В философии  Гегеля, согласно принципу тождества  бытия и мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли  и связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и  на бытие. В материалистической диалектике также были предприняты попытки  осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания" в бытийных (онтологических) понятиях.

"Отрицание"  как реальный аналог логического,  мысленного отрицания (антитезиса) при этом было истолковано  как непремен-ный момент, многократно  повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз,  периодов, этапов изменения того  или иного объекта.

В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под-черкивающего разрыв, противоположность  черт предыдущего и пос-ледующего  этапов изменений, диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес-кое "отрицание" включает в себя триединый  процесс:

деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,

кумуляции (его  частичного сохранения, преемственности,

трансляции) и

конструкции (формирования, созидания нового).

Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасыва-ние" изживание - обеспечивает необходимую  почву для следующей фазы данного  процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс  вспять, разрушала бы предпосылки  продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про-цесса, его связь, единство, целостность  обеспечиваются вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия  процесс всякий раз возвращался  бы к исходной точке, а потому в  целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро-вание качественно новых связей, функций, черт).

Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в  природе, и в обществе служат, в  частности, "спиралевидные" процессы, соче-тающие в себе цикличность, относительную  повторяемость и пос-тупательность. Циклических процессов - различных  циклов, круго-оборотов - существует в  мире великое множество. Цикличность  формирования и гибели, рождения и  смерти, обновления и старе-ния и  т.д. проявляется во всех процессах  природных и общест-венных изменений. Глубокие догадки заключены и  в мыслях и про-тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как постоянно воспроизводящихся  циклах. Эти высказывавшиеся еще  в древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ-нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена идеей поступательности прорыва, преодоления исходного  уровня бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем уровне, формирования качественно новых  уровней бытия. В мате-риалистической диалектике отношение противоположностей толку-ется не просто как чередование  нарушений и восстановления их равновесия, но и как их асимметрия, приводящая к направленному поступательному  изменению, развитию.

I. ЗАКОН  ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Закон отрицания  отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального  мира.

Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно  прежде всего выяснить, что такое  диалектическое отрицание и каково его место в развитии.

1. Диалектическое  отрицание и его роль в развитии

В любой области  материальной действительности постоянно  происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения  нового, передового. Замена старого  новым, отми-рающего нарождающимся  и есть развитие, а само преодоление  ста-рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри-цанием.

Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-вал  в него идеалистический смысл. С  его точки зрения, в основе отрицания  лежит развитие идеи, мысли.

Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали  его материалистически. Они показали, что отрицание представля-ет собой  неотъемлемый момент развития самой  материальной дейс-твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо-жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических  эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая  на базе предыдущей, есть известное  отрицание старой. В органичес-ком  мире каждый новый вид растения или  животного, возникая на основе старого, является в то же время и его  отрицанием. Исто-рия общества также  есть цепь отрицаний старых общественных по-рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра-бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От-рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо-лее  совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-вершенную.

Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет  или явле-ние извне. Оно результат  его собственного, внутреннего разви-тия. Предметы и явления, как мы уже  знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз-дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но-вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-вижения предметов и явлений.

Диалектическое  и метафизическое понимание отрицания

Диалектика и  метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери-альной действительности, понимает отрицание  как отбрасывание, обсолютное уничтожение  старого.

Диалектическое  понимание отрицания исходит  из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все  то лучшее, что в нем имелось. И  не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую  ступень. Так, высшие орга-низмы, отрицая  низшие, на основе которых они возникли, сохра-нили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения  и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет  его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.

Т.о., для марксистского  понимания отрицания характерно признание преемственности, связи  нового со старым в процессе развития. Но следует иметь в виду, что  новое никогда не восп-ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из старого только его  отдельные элементы, стороны, причем не ме-ханически присоединяет их к  себе, а ассимилирует, преобразует  их соответственно своей собственной  природе. Марксистская диа-лектика  требует критического отношения  к прошлому опыту чело-вечества, указывает на необходимость творческого  использования этого опыта, строгого учета изменившихся условий и  новых задач революционной практики. Марксистская философия, например, не просто восприняла достижения философской  мысли пошлого, а кри-тически переработала, обогатила их новыми достижениями науки  и практики, подняла философскую  науку на качественно новую, высшую ступень.

2. Прогрессивный  характер развития

Развитие  как прогресс

Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается  то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове-нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия  для возникновения еще более  нового и передового. И как только эти предпосылки и условия  созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей-шим. Результат  этого второго отрицания снова  отрицается, прео-долевается, и так  без конца. Развитие выступает, таким  обра-зом, как бесчисленное множество  следующих друг за другом отри-цаний, как бесконечная замена, преодоление  старого новым.

Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в  низ-ших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приобретает  прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического  развития.

Информация о работе Основные законы материалистической диалектики