Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:38, реферат
Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи-мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо-положностями по отношению друг к другу.
Диалектические противоположности ...................
I. Закон единства и борьбы противоположностей ......
1. Единство и борьба противоположностей ......
Диалектика количественных и качественных изменений .
I. Качество и свойства .............................
Ii. Закон перехода количественных изменений в
Качественные ....................................
1. Понятие о качестве и количестве ............
2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития .............
3. Скачки ....................................
"отрицание отрицания"
Цикличность и поступательность изменений ...........
I. Закон отрицания отрицания .......................
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ..................................
А) диалектическое и метафизическое понима-ние отрицание ..........................
2. Прогрессивный характер развития ...........
А) развитие как прогресс ..................
Б) спиралевидный характер развития ........
Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти-воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза-имодействие и представляют собой специфический источник разви-тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа-ет смерть.
Прогресс общественного
развития также осуществляется на основе
единства и борьбы противоположностей.
Среди противоре-чий
Итак, предметы
и явления раздваиваются на противоположные
стороны, они представляют собой
единство противоположностей. Противоположности
не просто существуют, а находятся
в состоя-нии постоянного
Такова суть диалектического закона единства и борьбы про-тивоположностей.
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет-ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис-ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про-черчивается резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накап-ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза-метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе-рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко-тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина-ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.
Гегель увидел
в таких изменениях не просто любопытные
случаи, а всеобщую закономерность,
получившую название закона перехода
количественных изменений в качественные.
В марксист-ской философии этот закон
получил научно-
I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА
Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле-нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи-нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но-вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по-терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.
Различают также
специфические и
Предметы - это
не механический набор или простая
сумма свойств, но их взаимосвязь, единство.
Вот почему познание предметов требует
усилия мысли - синтеза их многообразных
про-явлений. Устойчивая совокупность
свойств предмета выражается в философии
понятием качество. А множественность
различных пред-метов
Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз-личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.
Соходства и
различия свойств определяют существование
ка-чественно однотиных и
Дальнейшие размышления
о реальности или иллюзорности ка-чественного
многообразия мира привели к выводу,
что и "первич-ные" качества воспринимаются
людьми посредством органов чувств
(с добавлением к ним все
более совершенных приборов). И
в этом смысле тяжесть, скорость перемещения,
шероховатость или глад-кость
поверхности и все другие свойства,
учитываемые в механи-ке, в случае
их чувственного восприятия людьми не
менее субъ-ективны, чем восприятие
звуков, цветов и других "вторичных"
свойств. Иначе говоря, люди телесно
(а не только мысленно, ду-ховно) включены
в сложные взаимодействия предметов,
участвуют в них. Они имеют
возможность судить о свойствах,
качествах ве-щей по тому, как
они представлены в их опыте. кант
называл это "явлениями" - в
отличие от характеристик "вещей
самих по се-бе". Приходится признать,
что все свойства вещей познаются
на-ми в форме "субъективных образов
объективного мира". Но чело-веческий
опыт заключает в себе реальные возможности
нарастания объективных знаний о
мире, о различных свойствах и
качествен-ном многообразии предметов.
Такая возможность
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических уст-ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест-венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо-ложным ему понятием количества.
II. ЗАКОН
ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу од-нотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы-ражаемая в величинах и числах.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.
Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего выяснить, что такое качество и количество.
1. Понятие о качестве и количестве
Вокруг нас
очень многсамых различных
Возьмем, например, такой металл, как золото. Оно обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре-деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки-пения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом роде ки-слот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя-ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи-вое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно-жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
Качественно различаются и общественные явления. Так, ка-питализм отличает от феодализма господство товарного произ-водства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.
Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу-честь и другие пизнаки холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка-чеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют разме-ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.
Количественная
характеристика присуща и общественным
яв-лениям. Каждый общественно-экономический
строй обладает соот-ветствующим
уровнем, степенью развития производства.
Государс-тво располагает
Количество и
качество едины, поскольку они представляют
собой стороны одного и того же
предмета. Но между ними имеются
и серьезные различия. Изменение
качества приводит к изменению предмета,
к превращению его в другой
предмет; изменение же ко-личества в
известных пределах не приводит к
заметному преобра-зованию
Единство количества
и качества называется мерой. Мера -
это своего рода граница, рамке, в
которых предмет остается са-мим
собой. "Нарушение" меры, этого
определенного сочетания ко-
Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Количественная и качественная определенности присущи и общественным явлениям.
В познании и практической деятельности исключительно важ-но учитывать единство количественной и качественной сторон яв-ления.
Информация о работе Основные законы материалистической диалектики