Основные законы материалистической диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:38, реферат

Описание работы

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаи-мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение между диалектическими противоположностями всегда носит динамичный характер. Они способны переходить одна в другую, меняться местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они перестают быть противо-положностями по отношению друг к другу.

Содержание

Диалектические противоположности ...................

I. Закон единства и борьбы противоположностей ......

1. Единство и борьба противоположностей ......

Диалектика количественных и качественных изменений .

I. Качество и свойства .............................

Ii. Закон перехода количественных изменений в

Качественные ....................................

1. Понятие о качестве и количестве ............

2. Переход количественных изменений в качественные - закон развития .............

3. Скачки ....................................

"отрицание отрицания"

Цикличность и поступательность изменений ...........

I. Закон отрицания отрицания .......................

1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии ..................................

А) диалектическое и метафизическое понима-ние отрицание ..........................

2. Прогрессивный характер развития ...........

А) развитие как прогресс ..................

Б) спиралевидный характер развития ........

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи  проти-воречивые процессы ассимиляции  и диссимиляции. Их борьба, вза-имодействие  и представляют собой специфический  источник разви-тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в абсолютном равновесии, один из них обязательно  преобладает. В молодом организме  ассимиляция берет верх над диссимиляцией, что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция преобладает  над ассимиляцией, организм стареет, разрушается. Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь. С прекращением этого  противоречия жизнь прекращается, наступа-ет смерть.

Прогресс общественного  развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоре-чий общественного  развития особенно большую роль играют проти-воречия в материальном производстве, и прежде всего между про-изводительными силами и производственными отношениями. Послед-нее в классово антагонистических  обществах находит свое выра-жение  в борьбе враждебных классов, которая  приводит к социаль-ной революции, замене старого общественного строя  новым.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные  стороны, они представляют собой  единство противоположностей. Противоположности  не просто существуют, а находятся  в состоя-нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про-тивоположностей  составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.

Такова суть диалектического закона единства и  борьбы про-тивоположностей.

ДИАЛЕКТИКА  КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Еще в древности  греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет-ными изменения  того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление  чис-ла песчинок в куче песка или  волос на голове человека рано или  поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она  про-черчивается резко.

Такого рода жизненных, практических, а затем  и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накап-ливаются, а со временем становятся весьма заметными  спортивное и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза-метно  подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе-рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или  нарко-тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные  воздействия производства на окружающую среду. Начина-ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического  уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры  меняет их агрегатные состояния.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксист-ской философии этот закон  получил научно-материалистическое осмысление и был применен для  объяснения всевозможных явлений в  природе и обществе.

I. КАЧЕСТВО  И СВОЙСТВА

Мир многообразен. Он предстает перед человеком  не скопле-нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств  и потому имеет не одну, а множество  разнообразных характеристик.

Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека, стиль его  одежды; важно, какой он специалист, высок или низок уровень его  профессионализма. Предметы, по тем  или иным причи-нам утатившие  существенные свойства, не просто переходят  в но-вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по-терпевший  аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также  специфические и неспецифические  свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного хи-мического  элемента, вес же вообще - общая характеристика любых материальных тел, находящихся  в поле тяготения. Специфические  свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час-то называют признаками или симптомами. Они позволяют  обнаружи-вать тот или иной предмет  среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев  в ситуации преступления, характерная  для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать  и утрачивать. Однако есть также  неотёемлемые свойства. В филосо-фии  их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак-теристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, память. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо-действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др., проявляются именно таким образом.

Предметы - это  не механический набор или простая  сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует  усилия мысли - синтеза их многообразных  про-явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии  понятием качество. А множественность  различных пред-метов характеризуется  как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех  или иных черт, сторон пред-метов  в их отношениях с другими предметами.

Каждый предмет  многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям  разными сторонами, входить в  раз-личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике.

Соходства и  различия свойств определяют существование  ка-чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха-рактеристику предмета (единства его свойств) в системе  его связей и отношений с другими  предметами. При размышлении о  ка-честве и свойствах предметов  возникает философский вопрос: но-сят  ли они обёективный характер или  же зависят от точки зре-ния, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов  основного вопро-са философии) встал  перед философами давно. Вспомните  харак-терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность, протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус, запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны  относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались  как субъективные, возникающие в  результате воздействия предметов  на человеческие органы чувств. Это  соот-ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп-ность  протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об-разующих всевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие размышления  о реальности или иллюзорности ка-чественного  многообразия мира привели к выводу, что и "первич-ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все  более совершенных приборов). И  в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад-кость  поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи-ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ-ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных" свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду-ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют  возможность судить о свойствах, качествах ве-щей по тому, как  они представлены в их опыте. кант называл это "явлениями" - в  отличие от характеристик "вещей  самих по се-бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются  на-ми в форме "субъективных образов  объективного мира". Но чело-веческий опыт заключает в себе реальные возможности  нарастания объективных знаний о  мире, о различных свойствах и  качествен-ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также  различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна-ний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших  и малых групп предметов. Оно  помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой  и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических уст-ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с  тем качест-венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем  же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для  ответа на этот вопрос необходимо понятие  качества соотнести с противопо-ложным ему понятием количества.

II. ЗАКОН  ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ  В КАЧЕСТВЕННЫЕ

Качество - такая  определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как  данный предмет, обладающий совокупностью  присущих ему свойств и принадлежащий  к классу од-нотипных с ним предметов.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени  развития или интенсивности присущих им свойств, вы-ражаемая в величинах  и числах.

Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом  происходит процесс развития, каков  механизм этого процесса.

Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего  выяснить, что такое качество и  количество.

1. Понятие  о качестве и количестве

Вокруг нас  очень многсамых различных предметов  и явлений, причем все они постоянно  движутся, изменяются. Но, несмотря на это, мы не путает эти предметы, а  различаем, определяем их. Они не сливаются  для нас в какую-то серую, безликую массу, а каждый из них отличается от других своеобразными, только ему  присущими особенностями и свойствами.

Возьмем, например, такой металл, как золото. Оно  обладает характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре-деленную плотность и теплоемкость, температуру  плавления и ки-пения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом роде ки-слот, химически оно малоактивно, на воздухе  не окисляется. все это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.

Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного  множества других, и есть его качество.

Качеством обладают все предметы и явления. Это и  позволя-ет нам определять, различать  их. Чем отличается, например, жи-вое  от неживого? Способностью вступать в  обмен с окружающей средой, целесообразно  отвечать на внешние воздействия, размно-жаться. Эти и некоторые другие черты  и являются его качеством.

Качественно различаются  и общественные явления. Так, ка-питализм отличает от феодализма господство товарного  произ-водства, наличие капиталистической  собственности, наемного труда и  другие признаки.

Качество проявляется  в свойствах. Свойство характеризует  вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление  о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу-честь и другие пизнаки  холота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка-чеством.

Кроме определенного  качества каждый предмет обладает и  количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет  со стороны степени развития или  интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и  т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют  разме-ры, вес, объем предметов, интенсивность  присущих им цветов, издаваемых ими  звуков и т.д.

Количественная  характеристика присуща и общественным яв-лениям. Каждый общественно-экономический  строй обладает соот-ветствующим  уровнем, степенью развития производства. Государс-тво располагает определенными  производственными мощностями, людскими, сырьевыми,, энергетическими ресурсами.

Количество и  качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются  и серьезные различия. Изменение  качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же ко-личества в  известных пределах не приводит к  заметному преобра-зованию предмета.

Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в  которых предмет остается са-мим  собой. "Нарушение" меры, этого  определенного сочетания ко-личественной и качественной сторон, приводит к  изменению пред-мета, к превращению  его в другой предмет. Так, мерой  для ртути в жидком состоянии  является температура от -39 гр. до +357 гр. При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. на-чинает кипеть, переходит  в парообразное состояние.

Мера - диалектическое единство качества и количества или  такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется  качественная определенность предмета.

Количественная  и качественная определенности присущи  и общественным явлениям.

В познании и  практической деятельности исключительно  важ-но учитывать единство количественной и качественной сторон яв-ления.

Информация о работе Основные законы материалистической диалектики