Основные теории потребностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:37, реферат

Описание работы

Потребность - это форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животны

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Краткая биография Э. Фромма………………………...............................5
2. Гуманистическая теория личности Э. Фромма……………………………7
3. Краткая биография К. Хорни………………………………………………10
4. Социокультурная теория К. Хорни………………………………………..12
5. Краткая биография Дж. Роттер…………………………………………….14
6. Теория социального научения Дж. Роттер……………………………….16
7. Краткая биография А. Маслоу……………………………………………….18
8. Гуманистическая теория личности А. Маслоу……………………………19
Заключение……………………………………………………………………….21
Библиография……………………………

Работа содержит 1 файл

Основные теории потребностей реферат.docx

— 47.06 Кб (Скачать)

3). В четких ограничениях: предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим.

4). Во власти: доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости.

5). В эксплуатировании других: боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их.

6). В общественном признании: желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса.

7). В восхищении собой: стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих.

8). В честолюбии: сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи.

9). В самодостаточности и независимости: избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся.

10). В безупречности и неопровержимости: попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни утверждала, что эти  потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться  с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в  жизни. Однако невротик, реагируя на различные  ситуации, использует их негибко. Он принудительно  полагается лишь на одну из всех возможных  потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого  требуют меняющиеся обстоятельства.

 

5. Краткая биография  Дж. Роттер

Джулиан Бернард Роттер (Julian Bernard Rotter) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1916 году. Он был третьим сыном  у родителей, еврейских иммигрантов. Он был жадным читателем. Однажды, исследуя стеллажи с книгами в поисках  чего-нибудь новенького, он наткнулся на книги Адлера и Фрейда. Так зародился его интерес к психологии, и Роттер впоследствии изучал ее в Бруклинском колледже, но только факультативно. Основным предметом для него была химия. В первые годы обучения в колледже Роттер узнал, что Альфред Адлер преподает в Лонг-Айлендской медицинской школе. Вскоре он начал посещать лекции Адлера, и, в конце концов, тот пригласил Роттера присутствовать на ежемесячных встречах Общества индивидуальной психологии, которые Адлер проводил у себя дома.

Продолжая обучение, Роттер в 1937 году поступил в Университет  штата Айова, чтобы закончить  образование по психологии. Он получил  степень магистра гуманитарных наук в Айове в 1938 году и докторскую степень по клинической психологии в Университете штата Индиана  в 1941 году. Во время второй мировой  войны Роттер работал психологом в армии США. В 1946 году он стал работать в Государственном университете Огайо, стал директором клинической психологической программы. Когда Роттер занимал должность в штате Огайо, он опубликовал свою наиболее известную работу «Социальное научение и клиническая психология» (1954).

В 1963 году Роттер занял должность  профессора в Коннектикутском университете. Там он также был директором программы  по обучению клинической психологии и получил диплом клинического психолога  от Американской коллегии экспертов  в профессиональной психологии. За время своей работы Роттер написал  много статей, глав, книг и руководств по тестам. В 1972 году он опубликовал «Приложения социально-научающей теории личности», позже в 1975 году была написана «Личность». Главу Несмотря на то, что Роттер ушел на пенсию в 1987 году, он продолжает писать и выполнять функции научного руководителя студенческих дипломных работ. Он и его жена постоянно живут в Сторсе, штат Коннектикут.

 

6. Теория социального  научения Джулиан Роттер

Роттер рассматривает  людей как целенаправленных индивидуумов. Он полагает, что люди стремятся  максимизировать поощрение и  минимизировать или избегать наказания. Более того, он утверждает, что цели определяют направление поведения  человека в поисках удовлетворения основных потребностей.

Роттер предполагает, что  специфические цели обычно тесно  связаны с более широкими категориями, понимаемыми как потребности. Концептуально  потребность можно описать как  набор различных типов поведения, которые схожим образом приобретают  те же или подобные наборы подкреплений. Роттер рассматривает следующие  шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведения человека:

1). Статус признания. Это понятие относится к нашей потребности чувствовать себя компетентным в широком спектре областей деятельности, таких как школа, работа, физическая культура или общественная деятельность. Желание, чтобы другие признали вас интеллектуально одаренным, – пример потребности, включенной в эту категорию.

2). Защита-зависимость. Это понятие включает в себя потребность, чтобы кто-то защитил нас от неприятностей и помог достичь значимых целей. Просьба к членам семьи позаботиться о нас, когда мы больны, – пример такой потребности.

3). Доминирование. Это понятие включает в себя потребность влиять на жизнь других людей и иметь возможность организовывать последствия на основе такого контроля. Обращение к друзьям и соседям с призывом содействовать нашему любимому благотворительному учреждению иллюстрирует потребность доминирования.

4). Независимость. Это понятие относится к нашей потребности принимать самостоятельные решения и достигать цели без помощи других. Выпускник средней школы, отказывающийся от советов, какой колледж выбрать, таким образом выражает потребность независимости. Любое поведение, предполагающее желание полагаться на свои собственные силы, отражает эту категорию потребностей.

5). Любовь и привязанность. Это понятие включает в себя потребность, чтобы вас принимали и любили другие люди. Ярким примером является молодая женщина, которая тратит много времени и усилий на заботу о друге-мужчине, надеясь, что он признается ей в любви.

6). Физический комфорт. Эта последняя категория включает в себя удовлетворение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли. Роттер указывает, что все другие потребности приобретаются в результате их ассоциации с основными потребностями физического здоровья и удовольствия. Поведение, ведущее к половому удовлетворению, иллюстрирует потребность физического комфорта.

Роттер предполагает, что  каждая категория потребностей состоит  из трех основных компонентов: потенциал  потребности, ценность потребности  и свобода деятельности (включая  минимальную цель). Эти три компонента аналогичны более специфическим  концепциям потенциала поведения, ценности подкрепления и ожидания.

Теория Роттера исходит  из того, что наиболее важные аспекты  личности познаются в рамках социального  контекста. Он утверждает, что люди способны сознавать, что определенное поведение именно в определенной ситуации будет поощрено.

 

7. Краткая биография  А. Маслоу

Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигрировавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование.

Первоначально, поступая в  колледж, Маслоу собирался изучать  закон, чтобы угодить отцу. Две  недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские  годы Маслоу перебрался в Университет  Висконсина, где закончил официальный  академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 и доктора в 1934 году.

Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в  Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу, он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».

После получения докторской степени работал с известным  теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел  в Бруклинский колледж, где проработал 14 лет.

В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедрой психологии в Университете Брандеис. Он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. В 1969 году он ушел из Брандеис и стал работать в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния.

В 1970 году в возрасте 62 лет  Маслоу умер от сердечного приступа.

 

8. Гуманистическая  теория личности Абрахама Маслоу

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Действительно, мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Маслоу описал человека как «желающее существо», который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна шумно требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что  все потребности человека врожденные и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

1). Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Иначе говоря, человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии.

2). Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.

3). Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека.

4). Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

5). И наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного применения своих талантов, способностей и возможностей своей личности.

 

    пирамида потребностей  А. Маслоу

 

Заключение

В данной работе нами были рассмотрены  основные теории потребностей, предложенные Э. Фроммом, К. Хорни, Дж. Роттером, А. Маслоу.

Мы выяснили, что теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

Хорни утверждала, что предложенные ею потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Теория Роттера исходит  из того, что наиболее важные аспекты  личности познаются в рамках социального  контекста. Он утверждает, что люди способны сознавать, что определенное поведение именно в определенной ситуации будет поощрено.

Изучив классификацию  Маслоу, можно сказать, что в системе  насущных потребностей самой важной, по мнению автора классификации, является потребность принадлежности и любви. Маслоу допускал наличие исключений из написанной им иерархии, но в общем  для абсолютного большинства  людей эта иерархия правильна  и значима. 

Библиография

 

1). Ершов П. Потребности  человека. – М.: Мысль, 2000. – 214 с.

2). Мадди С. Теории личности: Сравнительный анализ. - СПб: Речь, 2003. – 154 с.

3). Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб: Питер, 2006. – 352 с.

4). Михайлов Н.Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании. –М.: Знание, 2000. – 290 с.

5). Морченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М.: Высшая Школа, 2000. – 288 с.

6). Орлов С.Н. Человек  и его потребности. – СПб:  Питер, 2007. – 160 с.

7). Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб: Питер, 2008. – 608 с.

Информация о работе Основные теории потребностей