Основные принципы схоластики Фомы Аквинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии был Фома Аквинский. Его философия представляет собой энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Аквинский — выдающийся авторитет и вершина схоластического богословия.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Средневековая философия 4
1.1 Основные положения средневековой философии 4
1.2 Понятие «схоластика» 6
2. Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии 7
3. Философские взгляды Фомы Аквинского 11
3.1 Теология и наука 11
3.2 Сущность и существование 14
3.3 Материя и форма 15
3.4 "Доказательства" бытия Бога 17
3.5 Свободная воля человека и милость Божья 20
Заключение 22
Список использованных литературных источников 23

Работа содержит 1 файл

Курсовой Проект Основные принципы схоластики Фомы Аквинского.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

      3. Доказательство от необходимости  и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, - пишет Фома, - необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог".

      4. Доказательство от степени совершенства исходит из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства в форме бытия и благородства, добра и красоты. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным.  Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия. "Отсюда следует, - пишет Фома, - что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем богом".

      5. Доказательство от божественного  руководства миром исходит из  того, что в мире как разумных, так и неразумных существ, а  также в вещах и явлениях  наблюдается целесообразность деятельности  и поведения. Фома считает, что это происходит не случайно и кто-то должен целенаправленно руководить миром. "Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом", - писал Аквинский.

      Из  всего вышеперечисленного следует, что Фома идентифицирует целесообразность и закономерность, точнее, принижает закономерность и сводит ее к целесообразности. Цель к которой якобы стремится все находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, а предопределена заранее, априорным способом, которому он стремится подчинить любой процесс в природе и обществе.

      Можно заметить, что томисткие "доказательства" бытия бога представляют собой пять вариантов одного и того же способа  обоснования. В них речь идет не столько о боге, сколько о некоторых явлениях материального мира, в которых отыскиваются следы "первой причины". Фома пытается, опираясь на явления материального мира, доказать существование "первого двигателя", то есть бога.

 

3.5 СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА И МИЛОСТЬ БОЖЬЯ 

      Фома  помещает человека на границе между  миром животных и миром чистых духов, между животными, с одной  стороны, и ангелом - с другой. В  сравнении с последним человеческая личность является чем-то несравненно  более низким и несовершенным. В  свою очередь в иерархии телесных созданий человек находится на самом высоком месте как совершенное животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Благодаря последней человек ответственен за свои поступки, ибо, обладая свободной волей, он в состоянии выбирать между добром и злом. Чтобы могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной воли.

      По  мнению Аквинского, свободная воля человека и связанные с нею произвольные решения выбора имеют свой источник в интеллектуально-познавательных органах, точнее, корнем всякой свободы является разум. Поскольку Фома провозглашает примат интеллекта над волей, его позиция в вопросе о свободе человека получила название этического интеллектуализма. Она основана на том, что достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально. Фома признает, что воля иногда может выполнять по отношению к интеллекту функцию производящей причины, как бы побуждая его к познанию, и в этом смысле она более совершенна, чем интеллект.

      Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в  соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает бог, ибо он является первым источником как естественных причин, так и свободных человеческих решений. Фома говорит, что человеку присуща воля, ибо в противном случае напрасны были бы советы и напоминания, повеления и запреты, наказания и поощрения.

      Согласно  Аквинату и всей католической этике, человек заслуживает осуждения за неморальный поступок. Но плохой поступок также основывается на свободном решении и не может быть совершен без поддержки бога. Поэтому бог в первую очередь и заслуживает адских мук.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подводя итог вышеизложенному, следует, что  Фома Аквинский являлся и является одним из наиболее ярких представителей схоластической философии. Из различия форм, являющихся подобием бога в вещах, Фома выводит систему порядка  материального мира. По мнению Фомы, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, другие были пастухами, а третьи - строителями. Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически. Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.

      Таким образом, согласно учению Ф.Аквинского, различия в функциях, выполняемых  людьми, являются результатом не общественного  разделения труда, а целевой деятельности бога. Социальное и классовое неравенство - это не следствие антагонистических производственных отношений, а отражение иерархии форм в вещах. Все это по существу служило Аквинскому для оправдания феодальной социальной лестницы.

      Философия Фомы Аквинского не сразу получила всеобщее признание среди схоластических течений средневековья. Фома Аквинский имел противников в ордене доминиканцев, среди некоторых представителей духовенства, латинскими аверроистами. Однако, несмотря на первоначальные нападки, с XIV в. Аквинский становится высшим авторитетом церкви, признавшей его философские взгляды в качестве своей официальной философии. С этого времени церковь использует его учение в борьбе со всякими движениями, направленными против ее интересов.

      С этого времени на протяжении нескольких столетий принципы схоластики Фомы Аквинского являлись актуальными и принимали более жизнеутверждающее значение.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Боргош  Ю. Фома Аквинский – М.:Мысль, 1966. – 216 с.
  2. Соколов В.В. Средневековая философия: учебное пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. – М.: Высш. школа, 1979. – 448 с.
  3. Кальной И.И. Философия для аспирантов: Учебник для вузов/ И.И. Кальной, Ю.А. Сандулов. – 3-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2003. – 512 с.
  4. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие для вузов/ В.А. Канке. – М.: Логос, 2005. – 432 с.
  5. Августин А. Исповедь/ А.Августин, П.Каламский; пер. М.Е.Сергеенко, М.В.Грацианский, П.В.Кузнецов; ред. А.А.Столяров. – М.: Канон, 1997. – 463 с.
  6. Чанышев А.М. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебник для филос. фак. ун-тов. – М.: Высш. школа, 1991. – 510 с.

Информация о работе Основные принципы схоластики Фомы Аквинского