Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 09:59, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наиболее ярким и крупным представителем средневековой западноевропейской философии был Фома Аквинский. Его философия представляет собой энциклопедию официальной католической религиозной идеологии. Аквинский — выдающийся авторитет и вершина схоластического богословия.
Содержание
Введение 3
1. Средневековая философия 4
1.1 Основные положения средневековой философии 4
1.2 Понятие «схоластика» 6
2. Фома Аквинский – центральная фигура схоластической философии 7
3. Философские взгляды Фомы Аквинского 11
3.1 Теология и наука 11
3.2 Сущность и существование 14
3.3 Материя и форма 15
3.4 "Доказательства" бытия Бога 17
3.5 Свободная воля человека и милость Божья 20
Заключение 22
Список использованных литературных источников 23
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы основные принципы схоластики Фомы Аквинского.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем,
что наиболее ярким и крупным
представителем средневековой
Объектом данного исследования является философия Аквинского. Однако Ф.Аквинский, является представителем философии, которая вынуждена была существовать в условиях всевластия церкви, когда их абсолютное господство не способствовало успешному развитию философии, культуры в целом. Философия развивалась только в стенах церковных и монашеских школ. Она лишилась статуса самостоятельной области знания, обрела форму религиозной философии и оказалась в положении "служанки богословия". А поскольку богословие и теология заняты лишь толкованием основных положений священных религиозных текстов, философия превратилась в нечто третьестепенное. В какой-то степени в этом заслуга и Ф.Аквинского. Он пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
Цель данной работы – всестороннее изучение философских взглядов Фомы Аквинского.
1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения; 2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение; 3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII в.в.); 2) зрелая форма (XII-XIII в.в.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV в.в.).
1.2 ПОНЯТИЕ «СХОЛАСТИКА»
Слово «схоластика» произошло от латинского слова scholasticus, что означает «то, что принадлежит школе». Это был метод обучения, преподававшийся академиками (или просто учителями) средневековых университетов приблизительно в 1100-1500 годах. Схоластика изначально пыталась примирить философию древних классических философов со средневековой христианской теологией. Схоластика не является философией или теологией самостоятельно. Это, скорее, просто инструмент для познания, который огромное значение уделяет диалектическому аргументированию. Основная цель схоластики – найти ответы на вопросы и разрешить противоречия. Она наиболее известна за свои применения средневековой теологии, но потом была применена также к классической философии и к другим сферам изучения.
В
Средние века философия перестала
быть свободным видом
В каком случае ее можно будет оставить, а в каком – нет? Все зависит от того, может ли она помочь в делах веры или же – неспособна на это. А помочь – это значит обосновывать положения религии, приводить для них разумные основания, уметь их доказывать. Понятно, что и одной веры в религиозные предметы вполне достаточно, но если ее можно будет логически разработать, укрепить с помощью разума и философского знания, то это нисколько не помешает и окажет религии несомненную услугу.
2. ФОМА АКВИНСКИЙ –
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА
СХОЛАСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Он родился в конце 1225 или начале 1226 г. в знатной графской семье в Неаполитанском королевстве, близ местечка Аквино, и с раннего детства воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино. С 1239 г. в течение нескольких лет будущий теолог обучался в Неаполитанском университете (основанном Фридрихом II незадолго до его рождения). Несмотря на энергичные протесты своего семейства, юный Фома в 1244 г. стал монахом доминиканского ордена. Его руководители направили молодого прозелита в Парижский университет, тогда уже ведущий центр теологической мысли католического мира. Здесь Фома стал слушателем и учеником Альберта Больштедта (1245—1248) и вместе с ним отбыл в Кельн, чтобы там налаживать преподавание теологии. В 1252 г. Фома возвратился в Парижский университет и стал здесь магистром теологии. Преодолевая сопротивление университетского руководства (светские преподаватели враждовали с орденскими) и при прямой поддержке папской курии он до 1259 г. читал здесь лекции по теологии. Преподавательская (а параллельно ей и писательская) деятельность стала основным делом жизни Фомы, который уклонялся от всякого рода административных дел, хотя римская курия, по всей вероятности, время от времени обращалась к нему за различными советами по вероисповедным делам. В 1259 г. папа Урбан IV отозвал его в Рим. До 1268 г. Аквинат продолжал преподавание теологии в различных доминиканских школах Италии.
Но более важным его делом, предпринятым по поручению римской курии, стала переработка аристотелизма в христианско-католическом духе. Аквинат осуществлял ее в тесном сотрудничестве с Вильемом Мербеке. В 1269 г. по-новому заданию папской курии Фома возвратился в Парижский университет, в котором пробыл на этот раз до 1272 г. Как уже отмечалось, это были напряженные годы жизни университета, где традиционное августинианское направление вело борьбу против латинских аверроистов во главе с Сигером Брабантским. Аквинат активно включился в эту борьбу и вел ее как бы на два фронта. С одной стороны, он осуждал августинианцев за их консерватизм, приводивший к игнорированию новых веяний, связанных с философией Аристотеля и ее арабоязычными интерпретациями. Эта сторона воззрений и деятельности Фомы нашла свое отражение в его трактате «О вечности мира против ворчунов». Но главным его врагом был аверроизм. Борьбу против него его учитель Альберт Больштедт начал еще в 1256 г., когда по прямому заданию папской курии написал трактат «О единстве разума против Аверроэса». Продолжая и заостряя ту же тему, Фома написал теперь трактат против аверроистов «О единстве разума против аверроистов». В 1272 г. Фома возвратился в Италию и преподавал теологию в родном Неаполитанском университете. В начале 1274 г. по призыву папы Григория X он отбыл на собор в Лионе, но по дороге тяжело заболел и умер 7 марта 1274 г. Уже после смерти Аквинату был присвоен титул «ангельского доктора». Этот титул Фома заслужил, нужно думать, не столько за свою деятельность в качестве преподавателя теологии, сколько в качестве автора многочисленных трудов. Этот импозантный, молчаливый и рассеянно-сосредоточенный монах отличался колоссальной работоспособностью. За свою довольно короткую жизнь он написал множество трудов, посвященных разнообразным вопросам. В первую группу этих произведений следует отнести его различные комментарии на библейские темы. Вторую составляют теологические и философские комментарии. Важнейшие из них — комментарии к называвшемуся выше труду Петра Ломбардского (1254—1256), к теологическим трудам Боэция (1257—1258), к «Божественным именам» «Ареопагитик» (1260), к «Книге о причинах» Прокла (1271—1272). Особое место среди этой группы произведений Аквината занимают его различные комментарии к произведениям Аристотеля по логике, физике и метафизике. В третью группу можно отнести так называемые «Спорные вопросы» на различные теолого-философские темы. В них отражена та полемика, которую автору пришлось вести со своими оппонентами в Парижском университете и других местах. В следующую группу следует отнести сравнительно небольшие трактаты Фомы преимущественно философского содержания. Среди них «О существовании и сущности» и два трактата, упоминавшихся выше.
Наконец, последнюю группу составляют наиболее объемистые и важные произведения Аквината — его знаменитые «Суммы». Первая из них называется «Сумма истины католической веры против язычников». Под «язычниками» здесь разумеются главным образом арабоязычные философы, идеи которых получили столь широкое распространение среди западноевропейских схоластиков, что стали серьезной угрозой для «чистоты» христианско-католического вероисповедания. Данное произведение Фомы обращено к читателю, который предполагается еще незнакомым с этим вероисповеданием, основанным на Священном писании. Рассматривая философские доводы, как и доводы естественнонаучного характера, автор стремился вскрыть их недостаточность, так сказать, ущербность по сравнению с положениями христианско-католического вероучения, в которых нет ничего противоречащего доводам. Поскольку в первых трех книгах этой первой «Суммы» Аквината (из четырех) преобладает философский материал, а ссылки на Священное писание редки, в историко-философской литературе ее нередко именуют «Суммой философии». Некоторые авторы при рассмотрении философских воззрений Фомы считают возможным ограничиться этим произведением. Однако невозможно отвлечься от того фундаментального факта, что обоснование христианско-католических положений было целью всех усилий Аквината, и совершенно закономерно, что увенчанием их стало его последнее произведение «Сумма теологии».
Как ясно уже из произведенного обзора работ Фомы, при всем разнообразии затронутых вопросов среди них отсутствуют естественнонаучные произведения. В этом отношении Аквинат отличался даже от своего учителя Альберта. Фома продолжил теолого-философскую часть его изысканий, но сделал это с основательностью и систематичностью, до тех пор беспримерной в западноевропейской схоластике. Будучи равнодушным к вопросам природоведения (касаясь их лишь в теолого-философском контексте), Аквинат отнюдь не был равнодушен к вопросам логики. Хотя его вклад в логику не был значительным, все же он комментировал аристотелевские трактаты «Об истолковании» и «Вторая аналитика», стремясь систематизировать теорию умозаключений Стагирита. Логические изыскания Фомы интересны не столько сами по себе, сколько тем воздействием, какое они оказали на систематизацию и изложение им теолого-философских вопросов (в частности, в «Сумме теологии»), ставшее образцом схоластического изложения теоретических проблем. Само это изложение распадалось на ряд тезисов, для выяснения которых ставилось множество специально формулируемых вопросов. Излагались различные противоположные решения данного вопроса, после чего автор давал собственное решение, отклоняя возможные возражения против этого решения. Затем все изложение облекалось в силлогистическую форму. Эти характерные особенности схоластической методики отражали характер преподавания, господствовавший в европейских средневековых университетах.
Информация о работе Основные принципы схоластики Фомы Аквинского