Основные положения средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из

Работа содержит 1 файл

Основные положения средневековой философии.docx

— 27.94 Кб (Скачать)

5.2 Человек - образ  и подобие Бога.

На вопрос,  что  такое  человек,  средневековые  мыслители давали не  менее многочисленные  и разнообразные ответы,  чем философы античности или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов,  как  правило,  оставались общими.

Первая – это  библейское определение сущности человека как «образа и подобия божьего» -   откровение,  не  подлежащее  сомнению. Вторая – разработанное Платоном,  Аристотелем  и   их   последователями понимание человека как  «разумного животного».

Человек не только занимает отныне первое  место  во  всей природе  как ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы, - но  и в качестве  образа  и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы  над нею .  И в этом  существенное  отличие от античной  антропологии,  две  основные  тенденции  которой - платонизм  и аристотелизм  -  не  выносят человека из системы других существ,  в сущности, даже  не  дают  ему  абсолютного первенства ни в одной системе. Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его  разумную душу,  он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ -  душ,  демонов,  богов, разнообразных умов   разной   степени "чистоты"  и т.д.  Для Аристотеля человек прежде всего животное,  то есть живое тело, наделенное душой,  -  только  у  людей,  в отличие от зверей и

насекомых, душа еще  и разумна. Для средневековых  же философов,  начиная с самых ранних, между человеком и

всей Вселенной  лежит непроходимая  пропасть. Человек -  пришелец  из  другого мира  (который  можно назвать"небесным царством",  "духовным  миром", "раем",  "небом")  и должен опять туда вернуться.  Хотя он,  согласно Библии,  сам сделан из земли  и  воды,  хотя  он  растет  и  питается,  как растения, чувствует и двигается,  как животное, - он сродни не только им,  но и богу.  Именно в рамках христианской  традиции сложились представления,

ставшие  затем  штампами:  человек -царь природы, венец творения и т.п.

5.3 Проблема души  и тела.

Согласно христианскому  вероучению,   сын   божий   Иисус Христос воплотился в человека, чтобы своей мучительной смертью на  кресте  искупить человеческие  грехи  и  подарить   людям спасение. Идея боговоплощения  противоречила не   только   древней языческой культуре,  но  и другим монотеистическим религиям -иудаизму   и   исламу. До    христианства    господствовало представление   о   принципиальном различии,  не совместимости божественного и человеческого,  поэтому не могло возникнуть  и мысли о  возможности  слияния  этих  двух  начал.  И  в  самом христианстве, где  Бог  представляется  вознесенным  над  всем миром в  силу своей трансцендентности,  а потому отделенным от природы гораздо радикальнее, чем греческие боги, вселение Бога в человеческое тело - вещь крайне парадоксальная.  Не случайно в религии  откровения,  какой  является христианство,   вера ставится выше   знания:   парадоксы,   для  ума непостижимые, требуется принять на веру. Догмат о воскресении во плоти определил в последствии христианскую антропологию.  В отличие от языческих верований в бессмертие человеческой

души,   которая  после  смерти  тела переселяется в другие тела, средневековая  мысль  убеждена  в том, что  человек,  когда  придет время, воскреснет целиком в своем телесном  облике,  потому  что  согласно христианскому учению, душа  не  может  существовать  вне  тела.  Именно  эти догматы легли в  основу  средневекового понимания  проблемы   души и тела. Первым из  философов,  попытавшихся  привести  в  систему христианские догматы и

на их основе создать  учение о человеке, был Ориген (III век).  Ориген считал,  что человек состоит  из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, он как бы даруется ему Богом и всегда устремлен к добру и истине. Душа же составляет  как  бы  наше  собственное "Я",  она является началом индивидуальности,  а поскольку свобода   воли составляет важнейшее  определение  человеческой  сущности,  то именно душа, по Оригену,  и выбирает между добром и злом.  По природе душа  должна повиноваться духу,  а тело - душе.  Но в силу двойственности души,  очень

часто низшая ее  часть  берет превосходство над    высшей,   побуждая человека   следовать влечениям и страстям. По мере того, как это входит в привычку, человек оказывается грешным существом,   переворачивающим природный порядок, созданный творцом: он подчиняет себе высшее низшему, и таким путем в мир приходит зло. Таким образом, зло исходит не от Бога и не от самой природы,  а  от  человека,  а точнее от злоупотребления свободой.

6      Теоцентризм средневековой философии.

     Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами со всеми природными реалиями и родовыми отношениями, но уже начинает осознавать свою специфичность, единственным приемлемым принципом оказывается принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько, чтобы ее в полной мере относить к отдельным людям. Принцип абсолютной личности это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного. Проанализировав основные  положения   философии   средних веков, можно сказать,  что  средневековая  философия  в целом  теоцентрична: все основные понятия  средневекового  мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

    

Информация о работе Основные положения средневековой философии