Основные положения средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из

Работа содержит 1 файл

Основные положения средневековой философии.docx

— 27.94 Кб (Скачать)

  Основные положения средневековой философии 

Средневековье занимает длительный отрезок истории  Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.

Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

     Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

     Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

     Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение – в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

    Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

     Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

Средневековая философия внесла существенный вклад  в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но

неуклонное  нарастание в лоне феодализма его  разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя [11].Развитие товарно-денежного хозяйства в странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. И первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов. Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм

2      Возникновение средневековой  философии.

Возникновение средневековой    философии    очень   часто связывают с падением Западной Римской империи (476  год  н.э), однако такая датировка является не совсем  корректной.  В  это время еще  господствует  греческая

философия,  и  с  ее точки зрения  началом  всего  является  природа.   В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог.  Поэтому переход от одного  мышления  к  другому  не  мог произойти мгновенно:  завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.  Формирование  нового  типа  общества  длится   весьма продолжительно.  В  I-IV  веках  н.э  конкурируют между собой философские учения стоиков,  эпикурейцев,  неоплатоников,  и в это  же время формируются очаги новой веры и мысли,  которые впоследствии составят основу средневековой философии.     Итак, период возникновения средневековой философии - I-IVвекн.э.

3      Направления философской  мысли средневековья.

Для средневековой  философии очень характерны два  течения: реалисты и номиналисты. В то время слово  "реализм"  не  имел ничего   общего  с современным  значением  этого  слова.

Под реализмом  подразумевалось учение,  согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия,  или универсалии, а не  единичные  предметы. Согласно  средневековым   реалистам,  универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.  И только благодаря этому

человеческий  разум в состоянии познавать  сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом  и  носило  название  номинализма. Согласно номиналистам,   общие понятия – только имена;  они  не обладают  никаким  самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования  некоторых  признаков,  общих для целого ряда вещей.  Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков,  характерных для каждого человека в  отдельности,  и  концентрации того,  что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем  кто  либо  из  животных  (по  крайней  мере мы,  люди так считаем).  Данное определение можно,  в принципе,  уточнить: у человека одна голова,  две руки,  две ноги и т.д.,  но это уже излишне,  так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом,  согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей,  а после вещей.  Некоторые номиналисты даже доказывали,  что общие понятия есть не более,  чем звуки человеческого   голоса. К таким номиналистам  принадлежал ,например Росцелин (XI-XII века). Если углубиться в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то

определенную  сторону баррикады, но я больше склонен  все-таки  к  теории номиналистов,  хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному определены,  то  есть теряется  единственность  определения,  одно  и  то же

понятие становится неоднозначным множественным определением . Однако,   с   другой   стороны,   если   взять    какой-нибудь математический объект,  например, отображение, то понятие само по себе реально,  то  есть

оно  существует,  а  предмета  как такового  нет,  так  как это придуманный человеком абстрактный объект.  Данная ситуация не вписывается в  рамки номинализма, так  как  существует понятие,  не существует вещи:  понятие до

вещи.  Теперь возьмем другой пример - понятие  алгоритма.  Как известно  всем математикам-программистам,  определения понятия алгоритма не существует однако сам алгоритм как написанный на бумаге текст,  как электрические заряды в  памяти компьютера, как просто некоторая последовательность действий,  совершаемая

каким-то  живым  существом,  например  человеком,  существует. Построена модель: вещь до понятия.

4      Фома  Аквинский  – систематизатор  средневековой схоластики.

Одним из  наиболее   выдающихся   представителей   зрелой схоластики,   монах    Фома  Аквинский  (1225/26-1274),  ученик знаменитого теолога,  философа и естество испытателя  Альберта Великого  (1193-1280),  как и его учитель,  пытался обосновать основные принципы христианской теологии,  опираясь на  учения Аристотеля.   При  этом  последнее  было  преобразовано  таким образом,  чтобы оно не вступало  в  противоречие  с  догматами творения  мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.

У Фомы высшее начало есть бытие. Под бытием Фома понимает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в   Ветхом   Завете.   Различая бытие  и  сущность,  Фома  не противопоставляет  их,  а  наоборот,  (вслед за  Аристотелем) подчеркивает   их  общий  корень.  Сущности,  или субстанции, согласно Фоме,  обладают самостоятельным бытием,  в отличие от акциденций   (свойств,  качеств),  которые  существуют  только благодаря субстанциям. Отсюда     выводится     различие субстанциональных и акцидентальных форм.

Субстанциальная форма  сообщает всякой вещи простое бытие,  а потому при ее появлении мы  говорим,  что нечто возникло,  а при ее исчезновении – что нечто   разрушилось.

Акцидентальная   форма    -    источник определенных  качеств,  а не  бытия вещей.  Различая вслед за Аристотелем  актуальное  и   потенциальное состояния,   Фома рассматривает  бытие  как  первое из актуальных состояний.

Во всякой вещи,  считает  Фома,  столько  бытия,  сколько  в  ней актуальности.  На  этом  основании,  он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.

1.     На  низшей  ступени   бытия   форма,  согласно  Фоме, составляет  лишь внешнюю определенность вещи (causa  formalis);  сюда относятся неорганические стихии  и  минералы ..

2.     На  следующей  ступени  форма   предстает  как   конечная  причина (causa finalis)   вещи,  которой поэтому присуща внутренняя     целесообразность, названная     Аристотелем «растительной душой», как бы формирующей телоизнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы),  растения .

3.     Третий   уровень – животные,   здесь   форма  есть  действующая причина (causa efficient),  поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало деятельности,  движения. На  всех трех уровнях форма по-разному преобразуется  в  материю, организуя и одушевляя ее.

4.     На  последней,  четвертой,  ступени  форма предстает уже не как организующий  принцип  материи,  а  сама  по  себе, независимо от материи (forma per se, forma separata).  Это  дух, или ум, разумная  душа высшее  из

сотворенных  сущих.  Не  связанная с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела.

Вернемся к  четвертой  ступени  классификации   бытийности вещей. Разумная душа у Фомы называется "самосущей".  В отличие от нее,  чувственные души животных не являются  само сущими,  а потому  они не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела – мышления и  волнения;  все  действия  животных,  как  и многие действия человека  (кроме  мышления  и  акта  воли),  осуществляются  с помощью  тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как человеческая  душа -  бессмертна,  она есть  самое благородное в сотворенной природе.  Следуя Аристотелю,  Фома рассматривает   разум   как    высшую    среди человеческих способностей,  видя  и  в  самой воле прежде всего ее  разумное определение,  каковым он считает способность различать добро и зло.  Как и Аристотель,  Фома видит в воле  практический разум, то есть разум,

направленный на действие,  а не  на  познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением,  а не теоретической установкой, не созерцанием. В мире Фомы подлинно сущими оказываются индивидуумы. Этот своеобразный персонализм  составляет специфику как томистской онтологии,  так и средневекового  естествознания,   предмет которого  - действие индивидуальных "скрытых сущностей",  душ, духов,  сил.  Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая   малейшей   из  сотворенных сущностей,  каждое  сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по  мере движения вниз,  то есть по мере убывания актуальности бытия  существ, располагающихся  на  иерархической  лестнице.      Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская  церковь   официально   признало его.   Это   учение возрождается  и в XX веке под названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений западной католической философии.

5      Специфика средневековой  схоластики.

Средневековая философия  вошла в историю мысли под  именем схоластики. Главная отличительная   особенность   схоластики состоит в  том,  что  она сознательно  рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии.

Термин "схоластика" происходит от греческого слова schole- "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия".

Начиная приблизительно   с   XI   века,  в  средневековых  университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту же   эпоху  носила название   диалектики,  предмет  которой составляла  работа     над понятиями.

Стремление к рационалистическому  обоснованию христианской догматики  привело к тому,  что  диалектика  превратилась  в  одну   из   главных философских дисциплин,  а  расчленение  и тончайшее различение понятий, установление определений  и  дефиниций,   занимавшее многие умы,  подчас  вырождалось  в тяжеловесные  многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой  нашло свое выражение  в  характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10-12 часов с  небольшим

перерывом на обед.   Эти    словопрения   и   хитросплетения схоластической учености   порождали    к    себе    оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция получает оформление  в виде гуманистической светской культуры.

5.1 Отношение к природе.

В средние века формируется  новое  воззрение  на  природу. Новый взгляд  на природу лишает ее самостоятельности,  как это было в античности,  поскольку Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному

ходу вещей (творить  чудеса). В христианском  вероучении  внутренне связаны между собой догмат о творении,

вера в чудо и  убеждение в том, что природа  «сама для  себя  недостаточна» (выражение Августина)  и что человек призван быть ее господином, "повелевать стихиями". В силу  всего  этого  в средние века меняется отношение к природе.  Во- первых,  она перестает быть  важнейшим  предметом познания,  как это было в античности    основное внимание   теперь   сосредотачивается   на   познании бога  и человеческой души. Во-вторых, если даже   и возникает интерес к природным  явлениям,  то  они выступают главным образом в качестве символов, указывающих на другую,  высшую  реальность  и  отсылающих  к  ней;  а  это  - реальность религиозно-нравственная. Ни одно  явление,  ни  одна  природная  вещь не открывает здесь самих   себя, каждая   указывает   на    потусторонний эмпирической  данности  смысл, каждая  есть  некий  символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение. Символизм и аллегоризм  средневекового     мышления, воспитанный в  первую очередь  на  священном  писании  и  его толкованиях, был в высшей степени изощренным  и  разработанным до тонкостей.   Понятно,   что   такого   рода символическое истолкование природы мало способствовало ее научному познанию, и только  в эпоху позднего средневековья усиливается интерес к природе как таковой,  что и дает толчок развитию  таких  наук ,как астрономия, физика, биология.

Информация о работе Основные положения средневековой философии