Основные положения средневековой философии

Автор: Светлана Гладкова, 22 Ноября 2010 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Основные положения средневековой философии». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Целью исследования является изучение темы «Основные положения средневековой философии» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить основные положения философии средних веков

2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Особенности средневековой философии…………………………….5

2. Основные положения средневековой философии…………………..8

2.1. Теоцентризм…………………………………………………..…8

2.2. Креационизм……………………………………………………..9

2.3. Провиденциализм………………………………………….....…10

3. Идеи средневековой философии..……………………………………13

4. Этапы становления средневековой философии ……………………14

4.1. Патристика (II-VI век н.э.)……………………………………...15

4.2. Схоластика……………………………………………………… 16

5. Спор между номиналистами и реалистами…………………………..17

Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Курсовая по философии.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Схоластика (от греч. «схоле» - спокойное занятие, учеба) - средневековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII - IX вв. системой образования на Западе. Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой одновременно вполне своеобразное и специфическое культурное образование.

Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. Второй этап - от IX до XII в. - период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в. - «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв. - угасание схоластики.

Схоластическая  ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.

Средневековая философия вошла в историю  мысли под именем схоластики, которое  уже с давних пор употребляется  в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно  рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку  теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI—XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались ос мыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV — XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой. 

5. Спор между номиналистами и реалистами

В средневековой  философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Переход к феодальному  общественному  строю  был  ознаменован упадком  самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием.  Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным,  политическим и культурным запросам феодального общества.  В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства,  поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и философии,  подчинив их,  однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилось  в  служанку богословия.  Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его.  Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм,  то для средневекового  - теоцентризм.

Для средневековой  философии характерен новый подход к пониманию природы и человека. Согласно христианскому догмату, бог сотворил  мир  из ничего,  сотворил актом своей воли,  благодаря своему всемогуществу.  Божественное всемогущество  продолжает  сохранять, поддерживать бытие мира.  Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. слова сreаtio, что значит "сотворение").

Догмат  о  творении  переносит  центр  тяжести с природного на сверхприродное начало.  В отличие от античных богов,  которые были как бы родственны природе, христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее. Активное творческое начало как бы изымается из природы,  из космоса и из человека и передается богу. В средневековой философии космос поэтому не есть самодовлеющее и вечное бытие, каким считали его многие из греческих философов.

Средневековая философия вошла в историю  человечества под именем схоластики, которая с давних пор выступает  как символ оторванного от реальности,  пустого  словопрения.  Главная  отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы, от мира и поставленную на службу теологии.

Средневековые схоласты в Западной Европе задачу философии видели в истолковании и формальном обосновании религиозных  догматов. В ХIII веке теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274)  систематизировал  католическое вероучение.  Выступая в качестве теоретика духовной диктатуры папства Фома Аквинский в своей системе уподоблял власть папы на Земле власти бога на небе. Католическая религия и теологическое учение Ф.Аквинского служили главным идеологическим  оружием духовных и светских феодалов.5

Среди средневековых  философов имелись серьезные  расхождения по определенным вопросам. В этих расхождениях своеобразно  проявлялась борьба материалистической и идеалистической  тенденций.  Спор между  схоластами шел о том,  что представляют собой общие понятия ("универсалии"). Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога.  Против реалистов выступали номиналисты,  которые учили,  что общие понятия - это всего лишь имена вещей,  и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обладают самостоятельным существованием.  В их взглядах проявилась материалистическая тенденция в философии средневековья.

Было  бы  неверно думать,  что в  средневековой философии царил  полный застой. После ряда веков, в  течение которых экономическая  и социальная разруха,  вызванная  нашествием германских племен и разрушением  Римской империи,  действительно  препятствовала  развитию культуры,  экономическим и творческим связям,  общению народов,  в ХI-ХII вв. начинается постепенный подъем экономики, культуры и философской мысли  на европейские языки переводятся труды древнегреческих авторов,  развивается математика,  появляются сочинения,  в которых  выдвигается  мысль о необходимости изучать не только сущность бога и человеческой души,  но и сущность природы.  В  рамках средневековой философии начинают пробиваться первые, хотя и слабые ростки нового подхода к миру.

Итак, для  средневековой философии характерно то,  что она носила ярко выраженный религиозный,  теоцентрический характер, а наряду с этим и то, что в  ней господствовала схоластика.6

 

Заключение

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков нового, капиталистического строя7.

Развитие  товарно-денежного хозяйства в  странах Западной Европы вызвало  значительное экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: "Хочу понять бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего!"8.

Средневековый спор о природе универсалий значительно  повлиял на дальнейшее развитие логики и гносеологии, особенно на учения таких крупных философов нового времени, как Гоббс и Локк. Элементы номинализма встречаются также у Спинозы, а техника номиналистической критики онтологизма универсалий была использована Веркли и Юмом при формировании доктрины субъективного идеализма. Тезис реализма о наличии общих понятий в человеческом сознании лег впоследствии в основу идеалистического рационализма (Лейбниц, Декарт), а положение об онтологической независимости универсалий перешло в немецкий классический идеализм.

Итак, средневековая  философия внесла существенный вклад  в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.

 

Используемая  литература.

1. Боргош Юзеф. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975. – 504 c.

2. История философии в кратком изложении /Пер. с чеш. И. И. Богута – М.: Мысль, 1991. – 590 с.

3. Кимелев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. – М.: Издательский Дом “Note Bene”, 1998. – 424 c.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М.: Высшая школа, 1991. – 603 с.

5. Основы   религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с.

6. Фома Аквинский. Сумма теологии (отрывки) // Антология мировой философии. В 4 т. / Ред. В.В. Соколов и др. М.: Мысль, 1969. – 1972.

7. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с. 
 
 
 
 

Информация о работе Основные положения средневековой философии