Основные положения средневековой философии

Автор: Светлана Гладкова, 22 Ноября 2010 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Основные положения средневековой философии». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Целью исследования является изучение темы «Основные положения средневековой философии» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты и выявить основные положения философии средних веков

2. Сказать об актуальности проблемы в современных условиях;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

1. Особенности средневековой философии…………………………….5

2. Основные положения средневековой философии…………………..8

2.1. Теоцентризм…………………………………………………..…8

2.2. Креационизм……………………………………………………..9

2.3. Провиденциализм………………………………………….....…10

3. Идеи средневековой философии..……………………………………13

4. Этапы становления средневековой философии ……………………14

4.1. Патристика (II-VI век н.э.)……………………………………...15

4.2. Схоластика……………………………………………………… 16

5. Спор между номиналистами и реалистами…………………………..17

Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Курсовая по философии.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОТКРЫТЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Курсовая  работа

По дисциплине «Философия»

На тему «Основные положения средневековой  философии» 
 
 
 

Выполнил  студент                                                    Проверил      

Гладков Дмитрий  Владимирович                            ________________________

шифр 080507                                                              ________________________

специальность «Менеджмент организации»          ________________________

 
 
 

Владивосток

2010

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1. Особенности средневековой философии…………………………….5

2. Основные положения средневековой философии…………………..8

      2.1. Теоцентризм…………………………………………………..…8

     2.2. Креационизм……………………………………………………..9

      2.3. Провиденциализм………………………………………….....…10

3. Идеи средневековой философии..……………………………………13

4. Этапы становления средневековой философии ……………………14

      4.1. Патристика (II-VI век н.э.)……………………………………...15

      4.2. Схоластика……………………………………………………… 16

5. Спор между номиналистами и реалистами…………………………..17

Заключение………………………………………………………………..19 Список литературы………………………………………………………..21

Вступление

В каждый период истории человечества существовали  свои  особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д.  Все это  накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, и на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.

Средневековье занимает длительный отрезок истории  Европы от распада Римской империи  в V веке до эпохи Возрождения  (XIV-XV в.в.).

Философия средневековья - это особое явление духовной жизни  того периода. Былые признаки самостоятельности, свойственные философии античного рабовладельческого общества, ею утрачены. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. Возникли совершенно новые авторитеты, социальные структуры, на историческую арену вышли новые народы. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность.

Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника  своего формирования. Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских  систем средневековья диктовалась  основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма. 1

Корни философии  средних веков уходят в религии  единобожия (монотеизма). К таким  религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.

Представленная работа посвящена теме «Основные положения средневековой философии». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Целью исследования является изучение темы «Основные положения средневековой философии» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить  теоретические аспекты и выявить  основные положения философии средних веков

2. Сказать  об актуальности проблемы в  современных условиях;

Работа  имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из пяти глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первых трех главах раскрываются особенности и положения средневековой философии. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов.

В последних главах более подробно рассмотрены исторические аспекты проблемы.

По результатам  исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения улучшения состояния вопроса.  

1. Особенности  средневековой философии

Средние века называют «темными», «мрачными». Отношение к средневековой культуре амбивалентно: от признания ее грубой и бесчеловечной до прославления за ее религиозно-мистические порывы. «Могло ли средневековье вообще быть сплошным адом, в котором человечество пробыло тысячу лет и из которого это бедное человечество извлек Ренессанс?» — задавался вопросом академик Н. И. Конрад. И отвечал: «Думать так — значит прежде всего недооценивать человека. Готическая архитектура, лучезарная поэзия трубадуров, рыцарский роман, жизнерадостные народные фарсы, захватывающие зрелища — мистерии и миракли… Средневековье — одна из великих эпох в истории человечества».

В исторической науке период средневековья в  Западной Европе датируют V–ХV вв. Однако по отношению к философии такая  датировка не совсем корректна. Средневековая европейская философия — это христианская философия. Христианская же философия начала складываться гораздо раньше. Первые христианские философы разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а ее представители — апологетами, поскольку их сочинения были направлены на защиту и оправдание христианского вероучения.2

Границы между античностью и средними веками размыты и нечетки. Поэтому, как это ни парадоксально, средневековая  философия началась раньше, чем завершилась античная. Несколько веков параллельно существовали два способа философствования, взаимно влиявшие друг на друга.

Особенности стиля философского мышления средневековья:

1. Если  античное мировоззрение было  космоцентричным, то средневековое  — теоцентрично. Реальностью, определяющей все сущее в мире, для христианства является не природа, космос, а Бог. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

2. Своеобразие  философского мышления средневековья  заключалось в его тесной связи  с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

3. Представление  о реальном существовании сверхъестественного  начала (Бога) заставляет смотреть  под особым углом зрения на  мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего — креационизм).

Христианство  принесло в философскую среду  идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская  философия стремится осмыслить  внутренние личностные механизмы оценки — совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души — это новая, проповедуемая христианством ценность.

4. Философское  мышление средних веков было  ретроспективным, обращенным в  прошлое. Для средневекового сознания  «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

5. Стиль  философского мышления средневековья  отличался традиционализмом. Для  средневекового философа любая  форма новаторства считалась  признаком гордыни, поэтому, максимально  исключая субъективность из творческого  процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

6. Философское  мышление средневековья было  авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник — Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

7. Философия  средневековья — комментаторская  философия. В форме комментария  написана значительная часть  средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание. Предпочтение, отдаваемое в религии авторитету, высказыванию, освященному традицией, перед мнением, изложенным от своего лица, побуждало к аналогичному поведению и в сфере философского творчества. Ведущим жанром философской литературы в средние века был жанр комментариев.

8. Как  особенность следует отметить  экзегетический характер средневекового  философствования. Для средневекового  мыслителя исходным пунктом теоретизирования  становится текст Священного  Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.

9. Стиль  философского мышления средневековья  отличает стремление к безличности. Многие произведения этой эпохи дошли до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому  мышлению средневековья был присущ  дидактизм (учительство, назидательность). Почти все известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Отсюда, как правило, «учительский», назидательный характер философских систем.

11. Средневековая  философия, в отличие от античной, выделяет:

— бытие (существование) — экзистенцию;

— сущность — эссенцию. 3

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или  не существует). Эссенция (сущность) характеризует  вещь.

Если  античные философы видели сущность и существование в неразрывном единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и без бытия (без существования). Чтобы стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом. 
 
 
 
 
 

2. Основные положения средневековой философии

2.1. Теоцентризм

Средневековая философия была неразрывно связана  с христианством, поэтому общефилософские  и христианские идеи тесно в ней  переплетаются. Основная идея средневековой  философии – теоцентризм.

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.

Информация о работе Основные положения средневековой философии