Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:10, курсовая работа
Писать о Ницше трудно. Это требует полной отдачи. Нельзя быть равнодушным, уж лучше быть «против», так как враг, если вспомнить Ницше, - это лучший друг. Лучше ненавидеть Ницше, чем быть к нему равнодушным , поскольку равнодушие – это бессильное ничто, это усталость духа.
Читать же Ницше – одно наслаждение. Невозможно читать его отстраненно и безжизненно. Ницше затягивает и зачаровывает. С ним можно не соглашаться, не принимать его. Но отвергая что-либо, не можешь отринуть самое существенное в его жизни и творчестве – чистоту, бескомпромиссность, искренность, желание идти до самого конца, до предела.
Введение…………………………………………………………3
Европейский нигилизм………………………………………... .5
Воля к власти……………………………………………………7
Переоценка ценностей………………………………………….9
Вечное возвращение……………………………………………11
Сверхчеловек……………………………………………………13
Заключение……………………………………………………...17
Список литературы……………………………………………..19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВСЕРОССИЙСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Основные положения философии жизни Фридриха
Ницше.
Студент группы НО-203
Петролюк
Анна Владимировна
Москва
Содржание:
Введение.
Писать о Ницше трудно. Это требует полной отдачи. Нельзя быть равнодушным, уж лучше быть «против», так как враг, если вспомнить Ницше, - это лучший друг. Лучше ненавидеть Ницше, чем быть к нему равнодушным , поскольку равнодушие – это бессильное ничто, это усталость духа.
Читать же Ницше – одно наслаждение. Невозможно читать его отстраненно и безжизненно. Ницше затягивает и зачаровывает. С ним можно не соглашаться, не принимать его. Но отвергая что-либо, не можешь отринуть самое существенное в его жизни и творчестве – чистоту, бескомпромиссность, искренность, желание идти до самого конца, до предела.
Творчество Ницше, да и он сам – темы актуальные до сих пор. В конце 20 века вся Европа будто заново открывает его. Можно даже сказать о своеобразной реабилитации. Ницше популярен, чего нельзя сказать о времени, когда он был жив. Достаточно привести один факт: изданный на средства самого писателя «Так говорил Заратустра» тиражом в несколько десятков экземпляров не нашел при жизни Ницше своих читателей. Те несколько экземпляров, которые немецкий мыслитель разослала тем, кого считал достойным этой книги, были не прочитаны, а если и прочитаны, то не поняты. Речь идет о книге, которая в 20 веке многократно переиздавалась как в самой Германии так и во всех Европейских странах, которую, может быть преувеличенно ,именовали «Библией нашего времени».
Один из известнейших мыслителей 20 век Мартин Хайдеггер в своей работе «Европейский нигилизм» перечисляет пять рубрик, пять тем, которые наиболее значимы в работах Фридриха Ницше. Это – нигилизм, переоценка ценностей, воля к власти, вечное возвращение и сверхчеловек. Об этих рубриках я и напишу в своей работе.
Стоит сразу
акцентировать следующий
Европейский нигилизм.
Вдохновленный Вагнером и Шопенгауэром Ницше пишет свою первую книгу «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», которая была опубликована в 1872 году. Это стало первой презентацией его философии. Эта книга навсегда дискредитировала Ницше как филолога. Все внимание в этом труде Ницше сфокусировал на вопросе очень важном для романтиков: на критике культуры.
Между 1873 и 1876 годом
были опубликованы 4 эссе под общим
названием «Несвоевременные размышления».
В эссе он критикует в частности
немецкую культуру, но это можно
отнести и к современной
Что же именно он критикует? В соответствии с романтическими традициями аналитическое обоснование, высушивающее, убивающее искусство, которое не может ничего создать, как считал Ницше.
Но в следующих своих трудах, более поздних, Ницше отказывается от своих предыдущих мыслей. С 1878 по 1881 год Ницше написаны такие труды как «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Веселая наука». Если раннее он отдавал приоритет искусству, то в этих трудах он пытается избавиться от его отвлекающего действия, ибо искусство обладает силой отвлечь нас от истины. Его критицизм неистощим. Теперь Ницше фокусирует свой взгляд не на искусстве, не на религии, не на метафизике, - он фокусирует его на морали. Появляется идея переоценки ценностей. Все эти работы ведут к тому, что Ницше чувствует усталость от еврейско – христианской западной цивилизации, которая выражается фразой «Бог умер». То, что Бог умер означает не только конец метафизики, конец религии, но и конец морали. Говоря «Бог умер» Ницше пытается следовать тем путем, на котором главные ценности запада разрушаются. Основные ценности запада – это истина, красота, мир порядка, система и т. д. И Ницше пытается сказать, что эти главные идеалы, основы нравственности и языка больше не имеют смысла, потому что в них уже никто не верит. Однако, они по прежнему действуют управляя людьми. Ницше не был нигилистом в обычном понимании этого слова. В начале «Человеческое, слишком человеческое» Ницше с чувством ностальгии говорит о том, что прежний мир традиций, морали, искусства ушел. Он среди дня идет с факелом и повторяет «Я ищу Бога!». Он задает вопрос: «Кто даст нам губку, чтобы стереть весь горизонт?». Смерть Бога и является потерей горизонта. Новые философы вынуждены быть странниками, моряками, ищущими новый горизонт. Потеря горизонта дает нам возможность попробовать что-то новое. Да, Бог умер, но мы можем следовать по бесконечному пути, вне всякого лимита.
Нигилизм Ницше
прошел большой путь – от критики
культуры в целом до критики морали.
«Мы нигилисты»,- заявляет он. Но «свободный
ум» нигилиста – это не только
свобода сама по себе это и «свобода
от». Упразднение прежних ценностей заставляет
усомниться в «доброкачественности» предыдущих
ориентиров. Более того, Ницше констатирует
некую усталость культурного пространства
Европы, декаданс и тесно с ним связанный
нигилизм. «Закат Европы» - это одряхление
европейской культуры, ситуация, когда
не нужно даже толкать, пошатнувшееся
само упадет. Но нигилизм нигилизму рознь:
нужно отделять нигилизм слабости от нигилизма
силы. Нигилизм Ницше – это не нигилизм
одряхлевшей культур, а нигилизм силы
и улучшения породы, преодолевающий осуждающие
оценки и способный подготовить новые
ценности на новых скрижалях.
Воля к власти.
Рубрика – сюжет «воля к власти» - центральная, стержневая в системе Ницше. На «волю к власти» ссылаются все другие сюжеты в произведениях немецкого мыслителя: рассуждения о сверхчеловеке, переоценке ценностей, нигилизм и т.п. базируются и согласуются с движением воли к власти. По свидетельствам сестры Ницше Элизабет Ферстер – Ницше, сама идея пришла в голову Фридриху в тот момент, когда он наблюдал наступление войск: чеканный шаг, единый порыв, мощь, сила, полная самоотдача, готовность к борьбе и даже смерти.
Но что же такое воля к власти? Это воля, устанавливающая саму себя, конституирующая сама себя, учреждающая сама себя. То есть речь идет о самосозидающей, самоустанавливающей силе, движением которой меряется достоинство и ценность всего живого. Почему же она преодолевающая? Если задуматься любая воля является преодолевающей. Любая воля, сила имеет смысл лишь тогда, когда она сталкивается с другой волей, с сопротивлением. Если же она действует без сопротивления – она становится бессмысленной. Воля к власти по сути есть тоже воля, преодолевающая другую. Для прояснения ницшеанского понятия важно акцентирование на моменте сопротивления, преодоления, возвышения. Воля к власти не направлена в пустоту, подобно той бессмысленной силе, которой безразлично встречает она сопротивление или нет. Но главное отличие ницшеанской воли к власти от обычной – она как самосозидающее, безосновное начало, развертывается не только через сопротивление, идущее от чужой ей воли, но и напряжение самой себя: преодоление захватывает прежде всего ее саму. Воля к власти преодолевает саму себя и лишь поэтому способна преодолеть другую волю.
На основе стремлений воли к власти Ницше строит концепцию новых ценностей. Воля к власти одна из причин его ярого непринятия христианства. Если брать волю к власти, возрастание жизненной силы как основной ориентир Ницше , который позволяет ему заново оценить любое явление, то получается все, что служит приросту воли к власти – является добром, что препятствует - является злом.
Здесь у Ницше идет речь не о человечестве вообще, т.е. о толпе рода человеческого, а об индивиде. И это – существенно, т.к. христианство выступает глашатаем воли толпы, как ее называет Ницше в «Так говорил Заратустра», последних людей. Переориентация ценностной перспективы от индивида к роду – один из основных пороков христианства и проповедуемой им морали. Все известные нам ценности и догмы христианства – его проповедь любви к ближнему, призыв к смирению и т.д. – они ведут к деградации человека. Заставляют отказаться его от борьбы, от прироста воли к власти и, таким образом, человек перестает преодолевать себя, т.е. развиваться, По мнению Фридриха Ницше христианство – это деградация, прикрытая «святыми именами».
Все ценности христианства сформированы жреческой кастой, узурпировавшей власть, но к ней, к этой власти не готовой. Вся толпа последних людей просто берет своим количеством. Они свергают ценности господ и искажают естественный порядок вещей. Мораль страдания, проповедуемая христианством, - один из примеров нарушения такого порядка. Мораль господ говорила о том, что воину меняше всего пристало страдать, а если он и страдал, то переносил это молча. Христианин же – страдалец де факто, а само страдание основа религии: Бог терпел и нам велел.
Таким образом, христианство – это религия рабов и слуг, а его мораль – месть любому сильному, здоровому проявлению здоровой породы людей. Человек благодаря христианству ставит себе извращенный ориентиры. Христианство – ложь от самого начала и до самого конца.
На воли к
власти рождается у Ницше не только
критика христианства и и идея переоценки
ценностей.
Переоценка ценностей.
Одним из главных лейтмотивов в творчестве Фридриха Ницше является атака на предшествующую ему традицию, попытка переоценки одряхлевших под тяжестью лет ценностей. Отштамповать «новые ценности на новых скрижалях» не легко. Так как для этого нужно предыдущие ценностные ориентиры упразднить, как бы они плотно ни приросли к «коже» человека: за прошедшие века эти дряхлые ценности стали самой «плотью» человека. Эти ценности имеют императивный, принудительный характер, они требуют безоговорочного повиновения: «Ты должен!» Но кому должен? Почему должен? С этим и пытается разобраться немецкий мыслитель, предлагая новую систему ценностных координат.
Таким образом,
моральные ценности, значимые для
Ницше, несовместимы с традиционными
для европейского общества ценностями.
Подобно тому, как есть нигилизм
слабости, так и ценности ценностям
рознь. Вопрос заключается в том,
соответствует ли устанавливаемая
ценность воле к власти, возрастанию
жизненной воли или, наоборот, препятствует
ее естественному
ценности
угнетают жизненную волю, волю
к власти, закрепляя не инстинкт
жизнеутверждения, который свойственен
сверхчеловеку, а мстительный
инстинкт толпы, приобретший
Также идею переоценки
ценностей можно рассмотреть
сквозь призму концепции «вечного возвращения».
Хотя эту концепцию принято
Вечное возвращение.
Когда образно говорят о колесе истории, подчас забывают, что колесо – это не только способ движения вперед, но и прежде всего движение вокруг оси, движение на месте. Европейская культура с ее взглядом, направленным в бесконечность пространства и времени, видит в этой метафоре то, что может и должна увидеть – лишь поступательное движение вперед. Но не надо забывать, что есть и иные взгляды, например взгляд древнего индуса, древнего грека, для которых было важно не движение колеса вперед, но движение вокруг своей оси, постоянное возвращение к уже сбывшемуся состоянию. В этом отношении Ницше скорее всего возрождает, формулирует и закрепляет в европейской культуре взгляд древнего грека: «Ибо все, что может произойти и на этом долгом пути вперед – должно произойти еще раз!».
Информация о работе Основные положения философии жизни Фридриха Ницше