Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:36, лекция
Выделяются два основных подхода в моделировании будущего: целе-нормативный(планово-программный, внеличностный) и проективно-ресурсный(личностно-центрированный, мотивационно-личностный).
К ведущим принципам указанного способа, которые вероятно станут основой и ресурсного подхода можно отнести:
·
Ресурсный подход , опирающийся на эти принципы, и вырастающий непосредственно из практики создания программ развития образовательных систем последнего поколения потенциально нацелен:
·
Очевидно, что ресурсный подход в сфере образования станет проявлением следующих тенденций:
·
Выводы:
Трудности внедрения ресурсного подхода к образованию вызваны в частности тем, что в течение большого исторического отрезка времени - практически на протяжении всего XX века - Россия существовала без общества; она была частью государства - СССР, в котором отсутствовала сама реальность общественной жизни как пространства возможного появления культурных, образовательных, гражданских, профессиональных, возрастных инициатив; выбора механизмов личностной и групповой идентификации и т.д. Поэтому создание таких практик, которые напрямую связаны с обеспечением и поддержкой сферы социума, должны рассматриваться сегодня как важный шаг в направлении восстановления человеческого потенциала и разворачивания продуктивных форм общественной жизни.
Действие в рамках ресурсного подхода всегда берется как инициативное и анализируется таким образом, "как если бы" оно являлось ресурсом, открывающим зону ближайшего и возможного изменения системы. В качестве ресурса развития действие впервые возникает в особой логике мышления и деятельности . Быть ресурсом - это значит быть взвешенным, измеренным в различных системах координат, быть соотнесенным с различными горизонтами актуального и потенциального преобразования
Таким образом, только ресурсная логика позволяет концептуально и стратегически рассматривать образование как одну из инвестиционных сфер, в которую должно быть выгодно делать вклады, то есть как сферу, где может создаваться и воспроизводиться государственный, социальный и личностный ресурс.
Смена господствующих в управлении образованием подходов – от планового, целенормативного, программно-целевого – к проективно-ресурсному произошла в 50-е – 70-е гг. ХХ века в Западной Европе и США и происходит непосредственно на наших глазах в современной России. Она вызвана сменой безличного просвещения на персонально-личностное образование. При этом, естественно, главным становиться не вопрос цели, привносимый «извне» к обучающемуся человеку, а вопрос ресурсного обеспечения движения личности по открытой траектории, «авторства» человека по отношению к своему внутреннему миру, экспертизы со стороны общества качества этого «авторства». В связи с этим, наблюдается бурный рост «ценностного» аспекта образования, высокая степень толерантности педагогических принципов в результате чего и возникает реальная возможность осуществить «множественность инициативных образований», что, в свою очередь, должно привести и уже приводит к ряду фундаментальных следствий, формирующих ресурсную природу образования:
1.
Таким образом, ресурсный взгляд на образование предполагает дифференциацию, диверсификацию, вариативность и инновационность в качестве сущностных характеристик любой образовательной деятельности .
Сегодня главным в стратегическом проектировании модернизации образования в России оказались не планы мероприятий по достижению содержательных продекларированных целей, как это было еще в средине 80х гг., но создание принципиально новых ресурсов, то есть условий для движения, инициатив, активности, как внутри отрасли, так и в смежных сферах.
Судя по последним
документам государственно-
Эти ресурсы освобождения в системе общего образования, к примеру, можно обозначить как следующие стратегические цели:
·
В ситуации столь существенных изменений в стратегическом целеполагании, в условиях перехода к ресурсному подходу , который продуцирует вариативность, личностную направленность, природосообразность и инновационность системы образования меняются сами механизмы формирования содержания образования, получает новую интерпретацию государственные образовательные стандарты. Поэтому логика ресурсного подхода вынуждает рассматривать в качестве центрального понятия государственных стандартов, так называемые ключевые компетентности, которые по сути есть комплексные ресурсы, предоставляемые сферой образования личности, обществу, народу и государству.
Ключевые компетентности как ресурсы надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др., они также многомерны, то есть включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл. Ключевые компетентности как ресурсы означают разностороннее развитие: абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
В соответствии с их ресурсной природой, основными ключевыми компетентностями выступают:
Информация о работе Основные подходы к проектированию образовательных процессов