Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 12:36, лекция
Выделяются два основных подхода в моделировании будущего: целе-нормативный(планово-программный, внеличностный) и проективно-ресурсный(личностно-центрированный, мотивационно-личностный).
Основные подходы к проектированию образовательных процессов
9-.-0.2005
Выделяются два
основных подхода в моделировании
будущего: целе-нормативный(планово-
Известно, что
существует множество «образов сочиненного
будущего», которые осуществляются-
Любое действие в рамках плана - целевой программы проявляется как исполнительское, то есть оно ориентируется на достижение некоторой вымышленной, сочиненной цели, реализацию заданного образа и проверяется на соответствие им. В качестве критерия результативности исполнительского действия выдвигается максимальное приближение к требованиям, представленным в виде сформулированной цели. В этом смысле все то в действии, что не укладывается в стратегию достижения цели, соответствия заданному образцу, норме трактуется как несущественное, мешающее, подлежащее искоренению.
Действие в рамках проектно-ресурсного подхода всегда является инициативным и воспринимается таким образом, "как если бы" оно являлось ресурсом (источником сил и средств) дающим самое возможность изменения (развития) системы. Данный тезис означает, что «ресурс» не существует натурально, как вещь. Ресурсом инициативное действие становится, если оно не является только тем, чем оно должно быть; оно всегда избыточно по отношению к самому себе, не равно самому себе, оно никогда не соответствует (или в другой формулировке – оно всегда превосходит) нормы, ожидания и представления со стороны других, и именно в этом смысле инициативное, то есть инновационное действие может выступать ресурсом по отношению к ним, формировать ожидания, представления, требования, цели, нормы и т.д.
Плановый, целе-нормативный подход к моделированию будущего требует неукоснительного исполнения, проектно-ресурсный – пробуждает инициативу. В программно-целевом подходе мы просвещаем ученика , то есть достигаем запланированных целей-результатов, обязательных образцов-нормативов, лишь попутно происходит его развитие и совершенствование, в проектно-ресурсном подходе мы энергично действуем вместе с учеником , развиваемся на пределе своих возможностей и в этом движении возникают новые явления – происходит собственно образование ученика. В первом случае мы в-недряем в личность (про-свещаем ее) внешние, но обязательные к исполнению нормы (знания, умения и навыки), во втором случае личность буквально образовывается, ориентируясь на заданное нами направление и пользуясь своими и нашими ресурсами. В первом случае мы просвещаем, то есть обучаем, развиваем и воспитываем человека, как вместилище социокультурных образцов-нормативов, во втором случае мы даем ему образование, то есть постоянный ресурс для построения себя.
В свою очередь, образование как ресурс культуры есть специфическая деятельность , обеспечивающая самовозобновление и развитие (прогресс и, допустим, регресс) культуры. Таким образом образование также есть ресурс возникновения и развития каждой «ставшей», «образованной», то есть «культурной» личности.
В этом аспекте образование в России выступало, по крайней мере, в эпоху русского просвещения или - что то же самое - в эпоху российской империи и коммунистического СССР, ресурсом по отношению к формированию самого «тела» российского государства и общества.
Советский социальный проект, при рассмотрении его с позиций способов осуществления так же, как и российско-имперский, оставался сугубо педагогическим, просвещенческим. Как и в императорской России, советское общество строилось путем просвещения, только уже не сословий, а граждан. Покинуть «крепостное состояние» колхозника можно было, только получив образование, двинуться вверх по партийной лестнице, и войти в состав номенклатуры можно было только путем специальных образовательных и квази-образовательных действий. Образование, как в имперской, так и советской России представляло собой, вполне в согласии с центральной идеологемой Просвещения, сословный лифт, а значит один из главных ресурсов и государства и общества – ресурс мобильности.
Однако советская
власть в деле осуществления «идеалов
Просвещения и торжества
Это значит, что
народное просвещение, и в частности
система детский сад – школа
– Вуз – общество «Знание» - Университет
марксизма-ленинизма
В этой связи, можно заметить важное противоречие: само просвещение, школа в широком смысле этого слова оказалась одним из главных жизнеобеспечивающих ресурсов советской власти и самого существования СССР, но в управлении этой сферой проектно-ресурсный подход не применялся совсем, зато плановый, программно-целевой подход к народному просвещению утвердился не только в качестве господствующего, но и единственно возможного в практике советской школы. Более того, этот же, по сути своей «школьный», «просвещенческий» подход сделался господствующим и в народном хозяйстве и в социально-политической области и в сфере культуры.
Во второй половине ХХ века в СССР классический плановый целенормативный подход к управлению и социально-экономической жизнью страны в целом, и народным просвещением в частности сменился в ходе ряда промежуточных этапов на программно-целевой подход , а этот последний в свою очередь, уже в новой демократической России в образовательной сфере - на проектно-программный, который и представляет собой непосредственного предшественника проектно-ресурсного подхода , формирование которого стало насущной необходимостью в начале XXI века.
Программно-целевой подход предполагает способ выработки и осуществления плановых управленческих решений, основанный на комплексном анализе проблемы и построении системной совокупности мер и действий (в форме программы), направленных на достижение поставленной цели, решение целевой задачи, вытекающей из проблемы.
Характеризуемый подход - совокупность, синтез ряда подходов , поскольку связан с разработкой целевых программ (целевой и программный подходы ) деятельности (системный подход ) в единстве ее элементов (структурный подход ) и функций (функциональный подход ) по всем направлениям (комплексный подход ).
В программно-целевом подходе осуществляется интеграция и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования. В свою очередь программно-целевой подход может рассматриваться в качестве системы принципов, которые определяют общую стратегию управления и в частности планирования как вида управленческой деятельности .
Значение программно-целевого подхода в эволюции управления образованием как раз и заключается в том, что он занимает промежуточную позицию между плановым, целенормативным и проективно-ресурсным подходами благодаря тому, что увязывает цели с комплексом ресурсов, необходимых для их достижения, в рамках и с помощью специального документа - целевой программы. Такая программа рассматривается как средство, инструмент увязывания целей и ресурсов, необходимых для их достижения. Цели при этом достигаются при опоре на рационально подобранные средства-ресурсы, изоморфные целям. Таким образом, главное отличие программно-целевого подхода от планового целенормативного состоит в учете ресурсов, необходимых для достижения установленных целей, в аспекте их оптимального использования. Если для классического целенормативного подхода вообще неважно, каким расходованием ресурсов достигается цель, то для программно-целевого подхода эффективность использования ресурсов при достижении цели становится важным вопросом. В педагогике этот сущностный поворот связан с именем Ю. К. Бабанского.
Причем внутри этого периода в свою очередь есть основания выделить и сущностно охарактеризовать два взаимосвязанных внутренних этапа, обозначим их:
1. Системное планирование (1960-е - 70-е гг.). В это время, прежде всего в космической и оборонной сферах стали разрабатываться первые крупные системные проекты, основанные на использовании достижений электронно-вычислительной техники. Для сферы образования наибольшее значение приобрела продуктивно разрабатываемая теория систем, в том числе системного.
2. Целевое программирование (конец 1970-х - 80-е гг.).
Основные недостатки перспективного планирования, как тогда считалось, состояли в том, что требования к будущим результатам определялись с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций перспективы, желаемые результаты четко не фиксировались, мероприятия, включаемые в планы, плохо связывались и координировались между собой.
Замысел программного управления состоял в том, чтобы подходить к планированию будущего как к разработке целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами, сбалансированными по ресурсному обеспечению. Ее основное назначение состояло в том, чтобы стать средством интеграции усилий людей, действующих в интересах развития той системы, в которую они включены. Таким образом, программа уже имплицитно содержала в себе возможность избыточности по отношению к решаемой задаче, так как скоординированные действия творческой группы, возникающие при этом солидарность и кумулятивный эффект сложения усилий, являлись ресурсом, включающим в себя реализацию программной цели как частный случай. Само наличие такой группы с опытом реализации программы и прожившей рефлексию этого опыта позволяло инициативно выходить за рамки первоначальной программы. Эти признаки – избыточность по отношению к непосредственной цели и инициативность деятельности , позволяют увидеть в целевом программировании черты приближающегося поворота – от учета, балансирования и оптимизации используемых ресурсов – к пробуждению и активизации их.
3.
В конце 80-х
гг. наступает в
рамках еще программно-
Проектирование в педагогике возникло в конце 80-х – начале 90-х гг. "внутри" деятельности по реформированию системы образования. В это время под эгидой Министерства образования РФ были сделаны попытки разработки на новых основаниях, вполне адекватных тогдашнему уровню развития проективно-программной методологии и одновременно адаптируемых к специфике сферы образования первых федеральных программ развития образования (ФПРО). Это - "Программа стабилизации российского образования в переходный период" (1991 г.) и "Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ" (1992 г.).
Несмотря на то, что в условиях нарастающего социально-экономического кризиса данные программы не удалось реализовать в полной мере, они создали прецедент применения нового проективно-программного этапа программно-целевого подхода и придали серьезный импульс к дальнейшей разработке программ развития региональных и муниципальных образовательных систем.
После этого было создано несколько вариантов ФПРО, которые, к сожалению, в течение долгого времени не были приняты законодателями из-за политических разногласий и экономических трудностей. И только в 1999 г. Федеральная программа развития образования была, наконец, принята, что создало необходимые предпосылки для нового этапа разработки программ развития на всех уровнях управления образованием в стране. Результатом социально-педагогического проектирования являются такие внутренние и внешние ресурсы сферы образования, как:
·
Таким образом, эволюция проектно-программного способа управления образовательными системами в рамках программно-целевого подхода на рубеже ХХ и ХХI веков непосредственно подвела к порогу, за которым должна произойти смена самих парадигм управления образованием: плановый целенормативный подход , даже в своем прогрессивном позднем варианте окончательно стал анахронизмом, пришло время ресурсного подхода . Все основные черты этого подхода проявились уже на переходном этапе – в проективно-ресурсном способе управления образованием.
Информация о работе Основные подходы к проектированию образовательных процессов