Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа
Данная проблема не потеряла актуальности и по сей день, ведь философия истории осмысливает историю в ее самых общих и глубинных проявлениях, вырабатывает подходы к историческому мышлению, его методы, описывает их результаты. Философия истории охватывает предельно широкие пространства (континенты и даже планету в целом) и предельно продолжительное время - с момента возникновения цивилизованных форм жизни людей через ее современные формы и далее, в будущее, которое видится людям, как правило, в некоем завершении (итоге) их усилий. Именно философия истории ставит и проясняет вопрос о причастности человека к истории, тем самым давая ему ощущение смысла жизни и полноты бытия.
Введение 3
1 Сущность, предмет и задачи философии истории 4
2 Этапы развития философии истории 8
2.1 Античность
2.2 Средние века
2.3 Новое время
2.4 Современные концепции развития общества
3 Основные подходы к изучению философии истории 13
3.1 Стадийный подход
3.2 Цивилизационный подход
Заключение 24
Список использованной литературы 25
П.А. Сорокин считал, что всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) - все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры.
Вместе с тем, едва ли какая-либо культура в истории человечества была полностью и совершенно интегральной; преобладание одной формы не исключает влияния и других форм.
Настоящий кризис нашей культуры и общества, считал Сорокин, заключается в разрушении преобладающей чувственной системы евро-американской культуры. Будучи доминирующей, чувственная культура наложила свой отпечаток на все элементы западного общества и сделала их преимущественно чувственными. Но теперь эти элементы разрушаются, так как разрушается чувственная их основа. Кризис этот носит всеобщий характер и является более глубоким, чем когда-либо. Мы живем, считал Сорокин, в один из поворотных моментов истории, когда "одна форма культуры и общества (чувственная) исчезает, а другая форма лишь появляется". Кризис этот отмечен необычайным взрывом войн, революций, анархии и кровопролития; моральным, экономическим и социальным хаосом, возрождением жестокости, разрушением больших и малых ценностей человечества, нищетой и страданием миллионов.
Но настоящий кризис не есть предсмертная агония западной культуры и общества. Сорокин считал, что нет никакого закона, согласно которому каждая культура проходила бы стадии детства, зрелости и смерти, что это не более чем аналогия, составленная из неопределенных терминов. Поэтому нельзя думать, что западная культура находится в предсмертной агонии. За разрушением чувственной формы последует новая интеграция: как замена одного образа жизни на другой не приводит человека к смерти, так и смена фундаментальной формы культуры не смертельна для человечества. Ведь ни одна форма культуры не обладает неисчерпаемыми ресурсами, они всегда ограничены. Когда созидательные силы исчерпаны, общество и культура либо становятся мертвыми и несозидательными, либо обретают новую форму, открывающую новые возможности. Все великие культуры подвергались таким изменениям. Полное разрушение нашей культуры и общества невозможно, как предсказывали О. Шпенглер и его сторонники, потому что общая сумма социальных и культурных феноменов Запада никогда не была интегрирована в одну унифицированную систему. Очевидно, то, что никогда не было соединено, не может быть и разъединено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая сказанное, можно утверждать, что проблемное поле философии истории – как классической, так и современной – объединяет задачи постижения особенностей социального познания, выявления специфики социального детерминизма, оснований типологии человеческих обществ и периодизации исторического процесса. Важнейшими проблемами философско-исторического знания были и остаются проблемы единства и многообразия истории человечества, выявления её законосообразности. Значительный интерес по-прежнему представляет проблематика движущих сил исторического изменения и применимости для его объяснения гипотезы общественного прогресса. Следует также подчеркнуть, что резкое обособление, а тем более противопоставление онтологии и гносеологии в философско-историческом знании вряд ли оправдано. Дело в том, что без изучения сущностных свойств и особенностей объекта социально-исторического познания практически невозможно a priori сконструировать некую особую методологию, претендующую как раз на релевантное постижение его качественного своеобразия. Поэтому более правильным представляется суждение, согласно которому в состав предмета философии истории входят как онтологические, так и гносеологические проблемы. И рассматриваться они должны в диалектическом единстве и взаимной связи.
В
целом философский анализ исторического
бытия людей позволяет глубоко
анализировать имманентную
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Основные подходы к изучению философии истории