Основные подходы к изучению философии истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Данная проблема не потеряла актуальности и по сей день, ведь философия истории осмысливает историю в ее самых общих и глубинных проявлениях, вырабатывает подходы к историческому мышлению, его методы, описывает их результаты. Философия истории охватывает предельно широкие пространства (континенты и даже планету в целом) и предельно продолжительное время - с момента возникновения цивилизованных форм жизни людей через ее современные формы и далее, в будущее, которое видится людям, как правило, в некоем завершении (итоге) их усилий. Именно философия истории ставит и проясняет вопрос о причастности человека к истории, тем самым давая ему ощущение смысла жизни и полноты бытия.

Содержание

Введение 3
1 Сущность, предмет и задачи философии истории 4
2 Этапы развития философии истории 8
2.1 Античность
2.2 Средние века
2.3 Новое время
2.4 Современные концепции развития общества
3 Основные подходы к изучению философии истории 13
3.1 Стадийный подход
3.2 Цивилизационный подход
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

      2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 

     2.1 Античность 

     Уже в умах мыслителей античного времени  возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории  и постижению её направленности.

     Относительно  зачинания философии истории  как самостоятельного направления научной деятельности, первых авторов в этой сфере существуют различные точки зрения. Так французский философ Жозеф Эрнест Ренан (1823—1892) отдаёт пальму первенства пророку Даниилу, автору масштабного описания смены четырёх монархий, которое длительное время было источником вдохновения для многих христианских писателей и основой истории европейских народов времён Средневековья. Другие «отцом» философии истории считают Аристотеля, принимая во внимание его «Политику». Гесиод в поэме «Труды и дни» предпринял первую попытку регресистской периодизации истории (естественно, с позиций мифологического мировоззрения, господствовавшего в античное время). Вектор направленности истории в творении древнегреческого поэта пролегает от космоса к хаосу через пять последовательных веков: золотой век, век серебра, век меди, век героев и век железа. Потенциальная возможность возвращения к «золотому веку» через очищение от грехов прошлого иллюстрирует циклическое движение, круговорот.

     Вопреки получившему широкое распространение утверждению профессора Лосева о циклической основе античного историзма, не все современные исследователи согласны с ней: так советский и российский историк Ю. И. Семёнов опровергает это мнение, утверждая, что «идея циклизма в античной мысли присутствовала. Но она, как правило, относилась к миру в целом, к космосу. К истории она почти не применялась, хотя основания для этого были: на глазах историков возникали, расцветали и гибли державы». По его мнению идея круговорота истории возникает лишь в период поздней античности у Полибия в его схеме эволюции форм государственного устройства. В шестой книге его «Всеобщей истории» рисуется картина циклического повторения форм государственного устройства: изначальная царская власть уступает место тирании, та в свою очередь сменяется аристократией. Последняя вырождается в олигархию, которая рушится в результате выступления народа, учреждающего демократию. Демократия вырождается в охлократию, которая делает неизбежным установление единоличной власти. А затем все идет по новому кругу.

     Уже в античности возникли прогрессистские  воззрения, согласно которым человечество шло от звериного образа жизни  к цивилизованному. В частности, подобная идея прослеживается у Демокрита  и Дикеарха. Но такие «естественнонаучные» демифологизирующие предвосхищения были заведомо маргинальны для своего времени и пригодились лишь намного позже материализму позднего Просвещения при создании теории прогресса.

     Подобная  идея прослеживается также в поэме  римского философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», где говорится и о первоначальном зверином состоянии человечества, и о том, как люди выходили из него. Впечатляющие картины, нарисованные Лукрецием, оказали воздействие, например, на грандиозную философию истории Вико. 
 

     2.2 Средние века 

     Первую  поистине историософическую идею предложило христианство. Именно оно впервые  ввело понятия равенства всех людей перед Богом и тем  самым — общей судьбы всех народов  мира. «Христианский историк, подобный св. Августину, не интересовался конкретной историей греков или евреев как таковых; для него было важно искупление человека как человека, событие, устанавливающее действие воли Божией на Земле. Все нации — всего лишь ветви одного человечества, и судьба его может быть понята в терминах плана Бога относительно человека. Более того, христианство ввело понятие истории, ограниченной во времени, начинающейся с сотворения человека Богом и кончающейся его окончательным спасением». Конкретное историческое событие может приобрести значение лишь по отношению к некоему большему событию или цели, достижение которой с необходимостью влечет за собой прекращение исторического процесса. Таким событием в христианской традиции является Судный день, который является окончательным финалом человеческой истории — именно он придает потенциальный смысл всем частным событиям.

     Однако  христианская эсхатология отрицала всякую ценность мирской истории  народов, и подлинной, охватывающей весь материал философии истории  здесь поэтому никогда не было, а была лишь догматика и история  церкви. Мышление основывалось на переплетении античной всеобщей истории с библейско-церковной историей, как она была создана Юлием Африканом, Евсевием, Иеронимом и Августином. В эти же рамки Средневековье ввело свои хроники, как сделал, например, Оттон Фрейзингенский. 
 

     2.3 Новое время 

     XVII век

     Разложение  теологического рационализма (схоластики) породило секуляризованный рационализм, преобразовавший античную онтологию  в естественнонаучно-математическую метафизику законов природы. Освобожденные  от власти церковной догмы историки либо разрушали католические догматы, либо пели панегирики князьям. Лишь филология мавристов дала свободную от интересов, основанную на источниках историю как результат истинной монашеской аскезы.

     Философы  предоставляли в своих системах место истории и учению об обществе лишь в приложениях, где были выражены личные взгляды на жизнь, как это сделал Декарт, или подчиняли эти науки рационализму и механистическим воззрениям, как сделали Гоббс и Спиноза. Из этого при преобразовании античного и христианского естественного права возникает суррогат, предшествующий философии истории, современное светское естественное право, продолжавшее действовать до Канта и Фихте, Бентама и Конта и оказывающее значительное влияние и после них. 

     XVIII век

     В результате географических открытий и колонизации в поле зрения европейской образованности попали «дикари», туземные народы с их «первобытным», как тогда думали, образом жизни, что побудило сравнивать их с описанными Тацитом древними германцами, геродотовскими скифами и даже с самими древними греками. Из этой обширной программы сравнения выросла просветительская философия истории (прежде всего у Вольтера и Монтескьё), позднее поставившая всемирной истории цель в качестве идеи прогресса человечества.

     Параллельно этому движению и отчасти вопреки ему появилась «Новая наука» Вико, обосновавшая теорию самопонимания порождающего исторического духа.

     Против  просветительской апологии цивилизации  и особенно теории прогресса выступил Руссо, отрицавший всякую ценность истории. Его колебание между идеалом примитивной начальной стадии, уничтожавшим историю, и полной демократией, завершающей историю, дало сильнейший импульс развитию философии истории в XIX веке, причем в двух ее главных направлениях — англо-французскому позитивистскому и немецкому спекулятивному, импульс, еще усиленный Французской революцией, которая во многом основывалась на идеях Руссо и, открыв новую мировую эпоху, принудила к еще большему осмыслению истории. Из противопоставления идеям Французской революции вообще вышла философия истории как таковая. 
 

     2.4 Современные концепции развития общества 

     ХХ  век оказался богат на различные  теоретические модели развития общества. Эти модели могут быть классифицированы по различным основаниям. Удобно рассматривать  подобного рода теории в зависимости от того, какие факторы приняты в качестве определяющих по отношению к развитию общества. В этом случае могут быть выделены следующие концепции.

     Концепции материалистического детерминизма в качестве ведущих факторов выделяют объективные материальные факторы общественной жизни. При этом сами такие факторы могут быть различными. Теория экономического детерминизма характерна для марксизма, который в качестве основных факторов развития общества рассматривает экономические явления, прежде всего способ материального производства. Технологический детерминизм выступает как ведущий методологический принцип анализа общества для таких авторитетных исследователей ХХ столетия, как У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер. В качестве ведущего фактора развития общества они рассматривают развитие техники и технологии.

     Концепции духовно-идеалистического детерминизма рассматривают в качестве определяющих причин развития общества различные  явления духовной жизни. Для П. Сорокина такой определяющей детерминантой выступает культура, для А. Тойнби – религия. Для М. Вебера - основоположника «понимающей социологии» – существенную роль играют психологические факторы. Он, в частности, особо исследовал протестантскую этику как выражение «духа капитализма».

     Концепции натуралистического детерминизма рассматривают общество как продолжение закономерностей природы, и именно природные факторы для них являются определяющими в общественном развитии. Так, для географического детерминизма характерно подчеркивание роли географических факторов и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников). Биологические особенности человека рассматриваются в качестве определяющих в социобиологии (Э. Уилсон, Ч. Ламсден). Подчиненность жизни общества ритмам солнечной активности исследовали А. Чижевский и Л. Гумилев.

     Может быть выделена и концепция структурного детерминизма, которая исходит из решающего влияния на общественную жизнь ее конкретной структурной  организации (Р. Мертон, Т. Парсонс).

     Вместе  с тем многие теоретические модели не укладываются в прокрустово ложе такой классификации. В частности, интересную модель социального развития предлагает немецкий экзистенциалист Карл Ясперс (1883-1969), рассматривая историю как единый процесс. Стержнем философской концепции Ясперса выступает понятие "осевого времени". Мыслитель отождествляет становление осевого времени с завершением мифологической эпохи и периодом «духовного основоположения человечества» (VIII - II вв. до н. э.), синхронно и автономно произошедшем на огромном пространстве от Греции до Китая.

     Осевое  время характеризуется следующими особенностями:

     1. Возникновение «осевого времени»  связано с прорывом мифологического  сознания и становлением мощных  духовных движений в различных  регионах мира (Конфуций и Лао-Цзы  – Китай, Упанишады и буддизм - Индия, философы и трагики – Греция).

     2. Внутри него происходит исчезновение  целостных культур мифологической  эпохи, фрагменты которых вписались  в осевое время и используются  им.

     3. Осевое время проявляет себя  как культурная значимость и  сохранение общих целей человечества, вплоть до наших дней.

     4. Народы, "не вписавшиеся" в  осевое время, оказались вне  истории, и в историческом смысле  как бы "застыли".

     На  этой основе формируется схема мировой  истории.

     Из  общих истоков человечества возникает  период доисторического существования, которое географически располагается в четырех мировых точках - Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ. Начиная с 800 г. до н.э., происходит формирование мировых культур – Индии, Китая и Европы - как духовной основы человечества. Период осевого времени характеризуется поляризацией на западную и восточную европейскую культуры, и в этот же период возникает мощная исламская культура. Западная культура порождает современную науку и технику и реализует рационалистический стержень развития, связывая все регионы земного шара, порождая схожую систему коммуникаций, выступая фактором культурной интеграции. С этого момента, по Ясперсу, и начинается мировая история в ее современном значении.

     Мировая история реализует тенденцию  к единому миру человечества. Америка и Европа в "чистом виде" отражают интегративные тенденции развития науки и техники. Далее идут культуры, истоки которых лежат в осевом времени. Эти культуры не являются прямым следствием научно-технического прогресса, но ныне также всецело от него зависят. Это культура России, базирующаяся на восточных традициях, культуры Индии и Китая, а также относительно самостоятельная культурная традиция стран, базирующихся на исламе. И, наконец, существует негритянская культура, которая раздвоилась. Часть ее осуществила "скачок" в мировую культуру, минуя адаптацию к осевому времени, а другая часть представляет собой вымирающие народы. Не вошли в мировую культуру, "застыли" культуры стран типа Перу и Мексики.

     Таким образом, доистория характеризуется  простым сосуществованием людей. Культуры здесь практически не соприкасаются. Период осевого времени - это система локальных, хотя и соприкасающихся культур, отдельных историй. И, наконец, наступивший период мировой истории характеризуется мощнейшими интегративными процессами и переходом человечества к единой человеческой культуре; основой этого выступает наука.

     Таким образом, по Ясперсу, наступление всемирной  истории есть не что иное, как  реализация ее основного смысла и  цели, которые заключаются в единстве человечества.

 

      3 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 

Информация о работе Основные подходы к изучению философии истории